Учение
Суббота, 03 марта 2018 20:23

Очищение ума

Автор 

Так как же практиковать внимательность к уму? Поскольку мы знаем ум лишь в связи с его содержимым, мы не можем созерцать ум сам по себе или сосредоточиваться на нём. В сущности, практика состоит в том, чтобы очистить ум и не дать возможности вредным тенденциям к страстному желанию, гневу и неведению, то есть тем тенденциям, которые заставили нас принять рождение, проявиться в действии. Если они возникают, мы стараемся преодолеть их. Преодолев их, мы стремимся развить вместо них позитивные состояния ума. 

Страстное желание, ненависть, заблуждение и другие яды способны загрязнять ум вследствие вредных тенденций или наклонностей, которые мы породили своими действиями в прошлом. Как объяснял Будда в «Сутте двух видов мыслей», о которой шла речь в начале этой главы, те мысли, которые мы часто развиваем, входят в привычку. Например, если мы привыкнем к гневным мыслям, в дальнейшем мы будем легко вовлекаться в такие мысли. 

Эти вредные тенденции скрываются в уме до тех пор, пока не активируются контактом с внешними объектами и ситуациями. Этим объясняется, например, то, что если мы будем проводить время с гневливыми людьми, может активироваться наша собственная тенденция к гневу. Однако когда ум очищен, нам уже не нужно защищать свои органы чувств от внешних ситуаций, способных стимулировать мысли, связанные с заблуждением. Человек, который нас оскорбляет, больше не может нас рассердить, а человек, который страстно любит вино и предлагает нам с ним выпить, не вызывает у нас желания напиться. В сутте сказано: 

«Так же, как дождь заливает комнаты плохо покрытого дома, страстное желание проникает в нетренированный ум. Так же, как дождь не заливает помещения хорошо покрытого дома, страстное желание не проникает в хорошо тренированный ум». 
Если мы будем беспокоиться или слишком много думать о вредоносных действиях, совершённых нами в прошлом, то просто впустую потратим время и энергию. Лучше направить усилия на развитие полезных мыслей, преодолевающих и замещающих вредные. По сути, мы должны раз за разом развивать мысли, связанные со щедростью, состраданием, любящей добротой и равностностью, чтобы ослабить и уничтожить вредные тенденции и создать полезные. 

Наиболее эффективный способ этого достичь – практика медитации внимательности. Как я уже говорил, мы практикуем два вида медитации: медитацию сосредоточения, или саматху, и медитацию прозрения, или випассану . Медитация сосредоточения предотвращает возникновение препятствий, делая ум спокойным, умиротворённым и сияющим. Препятствия – это негативные тенденции, мешающие нашему духовному развитию и вредящие нашей способности к сосредоточению. Более подробно о препятствиях я расскажу в главе 10. Медитация прозрения, которую мы называли медитацией внимательности, устраняет препятствия и все остальные негативные тенденции. Она помогает нам преодолеть неведение, чтобы мы могли освободиться из сансары, цикла повторяющихся рождений и смертей. 

Ключевые моменты практики внимательности к уму 

● Допустим, вы сидите на подушке для медитации, и в вашем уме возникает страстное желание, например, похоть. Что вам делать в таком случае? Для начала признайте, что если бы в вашем уме не было тенденции к страстному желанию, оно бы не возникло. Несмотря на своё сияние, ваш ум не обладает совершенной чистотой. 
● Далее признайте возможность освобождения ума от страстного желания. Наблюдайте свои мысли, не увлекаясь ими, до тех пор пока мысли, связанные со страстным желанием, не исчезнут. 
● Когда страстное желание уйдёт, осознайте, что оно ушло. Следует размышлять так: «Это прекрасно! Прежде ум наполняло страстное желание. Теперь оно исчезло. Это значит, у меня есть шанс освободить этот ум от страстного желания». 
● Размышляйте о природе ума, свободного от страстного желания. Он щедр, добр, сострадателен и с радостью оставляет мысли о чувственных удовольствиях. Развив уверенность в этом, продолжайте практику. 
● Допустим, во время медитации вы услышали звук. Кто-то ходит с громким топотом. Кто– то кашляет. Кто-то чихает. Кто-то храпит. Возникает отвращение или гнев. 
● Вы ощущаете раздражение и начинаете задавать вопросы: «Почему бы этому человеку не ступать потише? Почему бы ему не выпить лекарство от кашля? Почему этот человек не остался в своём ретритном домике и не медитирует там один, не тревожа остальных? Почему человек, сидящий рядом с тем, кто храпит, не разбудит его?» 
● Вас беспокоят эти вопросы и множество других мыслей. Теперь вы сердитесь. В какой бы позе вы ни практиковали, сидя, стоя, в ходьбе или лёжа, у вас могут возникнуть мысли, полные ненависти. 
● Когда возникает ненависть, осознайте: «У меня возникла мысль, связанная с ненавистью». Ненависть возникает в связи с прошлым опытом. Она возникает в зависимости от причин и условий. Вы не можете предсказать возникновение ненависти. 
● Далее для преодоления этих мыслей вы используете техники внимательности, с которыми уже знакомы. Направляйте внимание на мысль, не увлекаясь ей. Наблюдайте, как ненависть влияет на ваше сознание. Не думайте о конкретных случаях, ситуациях или людях. Не выражайте происходящее словами, говоря: «Мой ум полон ненависти». Мысли блокируют осознание происходящего в вашем уме. Просто будьте внимательны и осознавайте: то, что возникло, действительно возникло. 
● Размышляйте о природе ума, свободного от ненависти. Он прекрасен, умиротворён, расслаблен и исполнен любящей доброты. 
● Внезапно возникают мысли, связанные с любящей добротой и состраданием. Они не имеют конкретного объекта и не сосредоточены на конкретном человеке. Осознайте их, почувствуйте их, тщательно исследуйте их, примите их – просто будьте с ними. 
● Ум должен быть свободен от заблуждения, чтобы понять, что он свободен от заблуждения. До возникновения заблуждения ваш ум был ясным, точно так же как до момента засыпания вы бодрствовали. Всё, что вам нужно делать в настоящий момент, это быть внимательными к тому факту, что ваш ум ясен. 
● Если вы внимательны, тучи заблуждения постепенно рассеиваются, и вновь становится виден ясный ум, подобный чистому синему небу. Вы видите, что сознание постоянно меняется. Мысли возникают и исчезают. Они непостоянны. Когда возникает заблуждение, вы направляете на него внимание, зная, что это заблуждение. Оно постепенно исчезает. Тогда вы видите качества ясности, осознавания и сияния, присущие вашему уму. 

Бханте Хенепола Гунаратана 
Четыре основы внимательности простыми словами

Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии