Четверг, 07 мая 2020 23:47

Тибетская живопись

Автор 


Поскольку тибетская живопись носила исключительно религиозный характер, в основном она была сосредоточена в монастырях. Изображениями божеств расписывались стены монастырей, в местах медитаций и молебнов располагались иконы — танка. Ещё одним местом, где существовала тибетская живопись, были книги — художники украшали рисунками деревянные обложки книг и рисовали миниатюры, иллюстрирующие текст.

Росписи стен монастырей выполнялись клеевыми красками по штукатурке, которая изготовлялась из глины, рубленой соломы и навоза. Штукатурка накладывалась в несколько слоёв, причём, каждый следующий был тоньше предыдущего. Она была весьма непрочной, из-за этого в итоге пострадали многие росписи. Краски накладывались на высушенную штукатурку. Приблизительно с XV века в росписях стало применяться золото.

Наиболее популярным носителем священных изображений была икона-танка. Учёные считают, что танка появилась в древности в связи с тем, что большинство населения Тибета в то время было кочевниками, а тряпичную икону, свёрнутую в рулон, легко перевозить — её можно было развернуть для молебна или медитации в любом месте. Тибетские иконы-танка большей частью изготавливались из хлопковой ткани (шёлк применялся только в китайских монастырях, практиковавших тибетский буддизм). Иногда использовалась и более грубая ткань — льняная или конопляная. Хлопок чаще всего привозили из Индии (иногда из Китая), и ткали материю на месте в таких крупных центрах, как, например, Лхаса.

Если кусок ткани был недостаточно большим для композиции, то его сшивали с другим, а шов тщательно затирали. Далее на ткань накладывался слой грунтовки, состоявшей из светлой глины (каолин) перемешанной с клеем, сваренным из животных шкур; грунтовка разравнивалась специальным ножом. Для создания чёрного или красного фона в грунтовку добавляли сажу или киноварь. Затем художник наносил целую сеть различных линий — прямых, диагональных, круглых, поскольку размеры изображаемых божеств должны были соответствовать определённой системе расположений и соотношений (иконометрии). Задача выполнялась с помощью тонкой струны, окрашенной мелом, и циркуля. После этого графитовым карандашом наносился рисунок.

Позднее появился способ копирования канонических изображений с помощью трафарета: под танку клали лист бумаги или плотной ткани, который протыкался иголкой по контурам изображённого, затем его переносили на новую, загрунтованную танку и трясли над ним мешочек с углем. Таким образом, копировались контуры изображения. Собрания таких контурных трафаретов были важной и ценной частью монастырских библиотек. Ради доступа к ним иногда велись длительные дипломатические переговоры, а во время войн они были важной частью военной добычи.

Источник: https://clck.ru/MwGNH
Фото из открытых источников
Благодарим волонтёра Дацана за подборку материалов по религиозному искусству тибетского буддизма!

Фотогалерея

Авторизуйтесь, чтобы комментировать