Дацаны
Читинский дацан «Дамба Брайбунлинг»

Читинский дацан «Дамба Брайбунлинг»

Основан в 1804 году

Смысл названия «Дамба Брайбунлинг» таков: Дамба – вера, брай (брэй)– рис, бун – собранный, линг – место. Если говорить образно, то, когда, например, сажаете зерно, всходит много колосьев, т.е. это место, где собраны все святое, чистый рис Веры, очищенный от плевел. Место, где люди приобщаются к учению Будды в чистом виде…

 

ИСТОРИЯ ДАЦАНА

В 1899 году в Чите, в столице тогдашней Забайкальской области, на территории городского сада им. Жуковского (ныне парк ОДОРА) на землях принадлежащих Забайкальскому отделению Приамурского отдела Императорского Русского географического общества, на добровольные пожертвования бурят был построен, по типу существующих в Забайкалье дацанов, дацан - музей, для хранения в нем и обозрения посетителями предметов буддийского культа. Инициатором создания дацана-музея видным общественным и политическим деятелем Забайкалья Алексеем Кирилловичем Кузнецовым в течение четырех лет велась настойчивая переписка с представителями светских и духовных властей по выдаче разрешения на строительство в Чите здания дацана-музея, сбору пожертвований, формированию коллекции буддийских культовых предметов.

 

Весьма интересна сама идея строительства в Чите дацана-музея, которая родилась из-за необходимости размещения в одном месте поступавших в Читинский краеведческий музей предметов буддийского культа, для которых нужно было какое-то отдельное помещение. И потому сначала шел разговор о строительстве просто помещения или павильона, где можно было бы собрать в одном месте ценные вещи и предметы собранные сотрудниками музея и географического общества, ламами и ширетуями дацанов Забайкалья, дарованные людьми музею. Это были дорогие для верующих предметы: редкие фолианты книг на тибетском языке, обернутые шелковой тканью в деревянном окладе, украшенные драгоценностями (кораллами и уральским малахитом), инструменты и лекарства тибетской медицины, культовые предметы, музыкальные инструменты, применявшиеся во время хуралов и чтения молитв, а также танки и полотна для них, маски для мистерии Цам, одежды лам различных рангов и т.д.

 

В 1898 году Указом царя Николая II долгожданное разрешение было выдано Его Высокопревосходительству Господину Министру внутренних дел и Его Высокопревосходительству Господину Генерал-Губернатору Приморского края и Его Высокопревосходительству Господину Военному Губернатору Забайкальской области Мациевскому Евгению Осиповичу и сразу же начались строительные работы, которые были завершены в августе 1899 года, к открытию 2-й сельскохозяйственной и промышленной выставки.

 

Согласие Главы буддийского духовенства Восточной Сибири Пандито Хамбо Ламы Шойзан (Чойзен) Доржи Иролтуева (Ирелтуев), утвержденного в этой должности в 1896 году, было единогласно поддержано бурятами на прошедшем в Верхнеудинске (ныне г. Улан-Удэ) съезде, пожертвованы ими на строительство значительные средства.

 

Проект здания дацана-музея, в котором по распоряжению генерал-губернатора Забайкальской области Е.О.Мациевского культовые обряды не исполнялись, был выполнен ламами - строителями одного из старейших в Забайкалье Тамчинского (Гусиноозерского) дацана. Большие разногласия возникли по вопросу: какой вид и сколько ярусов должно иметь здание дацана-музея. Архивные материалы сохранили для нас, различные на сей счет, также как и на само строительство дацана-музея, мнения тех, кто жил и творил в начале прошлого века. Ярые противники, коих было немало среди обывателей, выступали за двухэтажное здание, мотивируя тем, что « …в Чите нет трехэтажных зданий и церкви малы…»* (ГАЧО, ф.1(о), оп 1, д. 3708, л.5)

 

А.К. Кузнецову неоднократно приходилось отстаивать свою идею перед сотрудниками выставочного комитета, Читинского отделения Приамурского отдела Императорского Русского географического общества, членами которого были прогрессивные личности того времени составлявшие общественную и научную элиту нашего края – И.Н.Кохиани, В.И.Тыжнов, А.Г.Цитович, Г.Ф.Данилевич, Е.О.Мациевский, Н.Ф.Ницкевич, А.С.Еленев, И.А.Рубин, П.И.Габович, М.Я.Павлов, И.С.Иконников, Д.Б.Павский, П.И. Шемелин, В.Ф.Митропольский и другие, убеждать в его разумности и необходимости: «Было бы понятно безусловное запрещение постройки здания по типу дацана на основании известного принципа или закона, но совершенно непонятно, каким образом при помощи предлагаемого компромисса – устроить здание не в три, а только в два, можно спасти православие и русское национальное самолюбие! < …> Неужели нужно доказывать, что значение христианства, сила его, превосходство заключается в основных принципах. Неужели нужно доказывать, что ни один самый бедный крестьянин, живущий бок о бок с великолепным дацаном не соблазнился их блеском. Неужели нужно доказывать, что причины бедности православных храмов и богатства дацанов заключается не в религии того или другого народа, а в разнице их экономического состояния! <…> Изменить первоначальное решение вопроса, значило бы идти в разрез с интересами местного Географического общества, которое смотрит на постройку здания по типу дацана, как на начало постройки музея, как на лучшее украшение города» **(ГАЧО, ф.115,оп1, д.5,л.6).

 

А.К. Кузнецов в строительстве дацана-музея видел воплощение просветительских и научных целей: установление среди русского населения верных понятий о буддизме, сближение западной и восточной культур, научное изучение путешественниками, медиками, исследователями ламаизма и тибетской медицины. По его мнению, преподаватели будущей Читинской духовной семинарии могли бы по коллекции предметов буддийского культа изучать ламаизм, проводить экскурсии, готовить хорошо знающих буддизм проповедников и тем самым создавать прочные условия для разумной деятельности православной миссии.

 

Построенное в кратчайшие сроки здание дацана-музея (на снимке), своей яркой окраской и необычной архитектурой притягивало взоры посетителей и вызывало у них большой интерес. Каждый, кто бывал на выставке, неизменно посещал дацан-музей и с удивлением, любопытством знакомился с экспонатами, представляющими этнографическую ценность, мир буддийской культуры.

 

Здание дацана-музея, по рассказу почетного архитектора России, автора проекта нынешнего комплекса Читинского дацана Мункожаргала Дылгыржапова, проведшего большую исследовательскую работу, имело традиционную для всех дацанов 3-х ярусную форму. Вход был ориентирован на юг, на Большую улицу(ныне им.Ленина), оформлен портиком с тремя порталами. Каменный 1-й ярус представлял собой квадрат, со сторонами 5 саженей(10,7 х10,7м), не накрывался крышей, а завершался парапетом, фасадная сторона которого, представляла темный фриз, по верху и по низу ограниченный тягами и декоративной каймой. Фриз был украшен большими блестящими дисками из золоченой меди. В верхних ярусах с четырех сторон устроены портики, отчетливо закрепляя вертикальную ось центра здания горизонтальными осями композиции.

 

Вскоре после открытия дацана-музея А.К.Кузнецов писал: «Приняв здание и коллекции, я разместил на полках нижнего этажа бурханов, разделив их по выработанной Г.Н.Потаниным классификации, все книги на монгольском языке и дощечки для печатания, на левой стороне помещены коллекции по тибетской медицине и гербарий местных растений ,употребляемых в тибетской медицине; на правой стороне –рисунки из сочинения Палласа и фотографические снимки дацанов Забайкалья. На втором этаже здания я поместил ряд манекенов, относящихся к так называемому празднику «Цам».***(ГАЧО,ф.115,оп1,д.6,л.47)

 

Вокруг дацана-музея, ставшего украшением выставки, располагались белоснежные юрты, в которых были представлены предметы быта, домашняя утварь, образцы одежды, раскрывающие традиционные уклад жизни и самобытную культуру коренного населения Забайкальской области.

 

По данным Забайкальского отделения Русского географического общества и краевого музея им А.К.Кузнецова, Читинский дацан-музей стал богатейшим, мирового уровня хранилищем предметов буддийского культа, имевший 1652 ценных экспонатов.

 

К сожалению, в годы смутного времени и всеобщего хаоса, накануне пожара Первой мировой войны, 17 января 1914 года, теперь уже прошлого века, при загадочных обстоятельствах дацан-музей сгорел.

 

В начале лета 2002 года был заложен первый камень в строительство здания Читинского дацана.

 

Строительство дацана первоначально осу­ществлялось на пожертвования за­байкальцев, приверженцев буддийс­кой религии, на спонсорскую помощь предприятий, организаций, коммер­ческих структур.

 

В апреле 2006 года Глава Буддийской традиционной Сангхи России Пандидо Хамбо Лама Дамба Аюшеев назначил Баир ламу настоятелем Читинского дацана «Дамба Брайбунлинг». 16 июня 2006 года Читинский дацан внесен в государственный реестр юридических лиц, получено свидетельство Государственной регистрации.

 

В 2007 году председатель попечительского совета, Губернатор Читинской области Равиль Фаритович Гениатулин и глава Администрации Агинского Бурятского автономного округа Баир Баясхаланович Жамсуев приняли решение о финансировании строительства Читинского дацана и после этого были возобновлены приостановленные из-за катастрофической нехватки финансов строительные работы.

 

15 августа 2010 года состоялось освящение и официальное открытие Читинского дацана «Дамба Брайбунлинг».

 

Сегодня по праву Забайкальский край может гордиться замечательным, красочным архитектурным зданием, в возведение которого свой вклад внесли не только строители, но и многие наши земляки-забайкальцы самых разных национальностей. И потому дацан стал символом дружбы и согласия народов региона.

Тимур Ламбаев, фото автора

 

Пресс-служба: tamirtimyr@mail.ru

г. Чита, ул. Богомягкова, 72
Цымпилов Баир Баясхаланович
+79242955552