Дацаны
Иволгинский дацан "Даши Гандан Даржалинг"

Иволгинский дацан "Даши Гандан Даржалинг"

Основан в 1946 году

Этот буддийский центр страны, большой храмовый комплекс буддизма, исторический и архитектурный памятник был создан в 1945 году по личному разрешению И. В. Сталина.

Иволгинский дацан – поразительная местность, находясь на которой, созерцая ее храмы и субурганы, видя на горизонте степь и отроги хребта Хамар-Дабан, не можешь поверить в то, что вокруг – Россия. Пейзаж больше похож на монгольский, степной китайский или даже тибетский.

 

В черте Иволгинского дацана есть дуганы (храмы), пять культовых сооружений – субурганов (один из них посвящен Агвану Доржиеву, второй – великим делам Будды, три остальных – различным другим аспектам Будды, пятый также посвящен ламам, которые когда-либо служили в дацане). На территории дацана находятся и жилища лам, теплица, в которой растет священное дерево Бодхи, библиотека-музей и коммерческий буддийский институт «Даши Чойнхорлин». Это единственное в своем роде учебное заведение в нашей стране. Его деятельность пропагандирует глубокое исследование и обучение философии буддизма по программам дореволюционных монастырских школ Бурятии.

 

Каждая частица земли Иволгинского дацана, каждая мельчайшая деталь его убранства отражает глубокое содержание складывавшихся веками обычаев, взглядов, вкусов. В дацане проводятся культовые службы в ознаменование важнейших событий из истории буддизма, регулярные ритуалы-чествования буддийских вероучителей и хранителей веры – сахюусанов и др. Помимо отправления обрядов в дацане проводят лечение верующих лекарственными средствами тибетской медицины, обобщающей тысячелетний опыт использования лекарств натурального происхождения.

 

В дацане покоится не подверженное тлению тело Даши Доржо Итигэлова (Пандито Хамбо Лама XII). Это явление неподвластно объяснениям современной науки. 15 июня 1927 года лама призвал учеников и принял позу лотоса. Он завещал им навестить его тело по прошествии 30 лет и велел читать молитву для умерших «Нуга Намши». Так, медитируя, Лама XII погрузился в нирвану, как думали, навечно. Его погребли в кубе из кедра в той же позе лотоса, в которой он сидел в момент прощания с учениками.

 

После ухода Даши Доржо Итигэлова начались массовые грабежи и разгромы дацанов и всех сакральных для буддистов мест. Огромное количество буддистов было арестовано. Служители и прихожане храмов пытались спасти священные атрибуты буддизма, но все же большинство их было беспощадно уничтожено при Советской власти.

По завещанию Пандито Хамбо Ламы XII в 1955 году несколько лам под началом ламы Лубсан-Нимы Дармаева тайком от правящей власти извлекли кедровый саркофаг с телом XII Пандито Хамбо Ламы, находившийся в местности Хухэ-Зурхэн. Увидев воочию нетленность тела, ламы выполнили над ним соответствующие обряды, переодели его и снова положили в саркофаг (бумхан). Процедура еще раз повторилась в 1973 году, и вновь была засвидетельствована сохранность тела ламы.

 

К концу 20 столетия в живых не осталось ни одного из учеников Итигэлова. Сам он начал являться во сне нынешнему главе Буддийской традиционной Сангхи России Амгалану Дабаевичу Дабаеву. 7 сентября 2002 года Дабаев, которому тогда было 88 лет, указал Хамбо Ламе Д. Аюшееву, где находится захоронение Итигэлова в Хухэ-Зурхэне. 10 сентября того же года Аюшеев во главе группы лам и при представителях светской власти и специалистах по криминалистике извлек саркофаг с телом Итигэлова. Пандито Хамбо Лама XII находился все в той же позе лотоса, принятой им 75 лет назад, при вхождении в последнюю медитацию. После совершения нужных ритуалов тело ламы было перенесено в Иволгинский дацан и помещено в саркофаг из стекла, где невозможно регулировать ни влажность, ни температуру. В нем тело Итигэлова находится и сейчас, оно сохраняет сидячее положение самостоятельно, без помощи каких-либо устройств и подпорок, и продолжает оставаться нетленным. С точки зрения естественных наук это явление необъяснимо. Ведь подобный биологический объект, никогда не подвергавшийся мумифицированию и бальзамированию, просто не должен существовать. Тем не менее он существует.

 

Верховные буддисты Бурятской Республики разрешили представителям науки исследовать явление нетленности тела ламы Итигэлова. Согласно экспертизе Российской академии наук, которая проводилась неоднократно, белковая структура тела ламы идентична белковой структуре живого организма. Этому телу свойственны потоотделение, увеличение веса, упругость кожи; пальцы рук и локтевые суставы сохраняют свою подвижность; сохранились в целости внутренние органы, глазные яблоки и т. п. При первичном осмотре тело можно принять за тело человека, который умер не более 12 ч назад. На последней научной конференции «Феномен Хамбо Ламы Итигэлова», прошедшей в 2009 году, высшие буддистские иерархи Северной Индии, Монголии и России произвели измерение температуры тела ламы. Она составила 34 °С, хотя обычно находится в интервале от 18 до 23 °С. Тело ламы Итигэлова – это не святые мощи и не мумия, а выдающееся событие, пока не поддающееся научным объяснениям.

 

По словам одного из ведущих российских судмедэкспертов Виктора Звягина, исследователи брали образцовые экземпляры волос с головы ламы Итигэлова, частички кожных покровов, отрезали части ногтевых пластин. Результаты инфракрасной спектрофотометрии свидетельствовали о том, что все белковые соединения в теле имеют такие же показатели, как у живого чел23:58 28.05.2016овека. При открытии саркофага никогда не отмечалось появления трупного запаха, нет его и сейчас. В 2004 году было проведено исследование кожи ламы, оно показало, что в теле имеется повышенное содержание брома (естественная норма превышена в 40 раз).

 

При извлечении тела было обнаружено, что гробница ламы была заполнена солью, которая, как отметил Виктор Звягин, частично повредила кожу, высушив ее. До второго поднятия тела в 1973 году соли в гробнице не было. Вероятно, этим объясняется факт изменения веса тела приблизительно на 100 г в те дни, когда на него приходит смотреть много посетителей. Высохшие ткани и соль концентрируют в себе водяные пары и тем самым увеличивают вес тела в такие дни. Далее происходит испарение избытка воды с кожных покровов, напоминающее пот. В течение первых лет, последовавших за открытием гробницы, тело Итигэлова становилось каждый год тяжелее примерно на 2 кг. За 6 лет прибавка составила от 5 до 10 кг, и теперь тело весит 41 кг.

 

В январе 2005 г. вышел указ руководителя Буддийской Сангхи, согласно которому все естественно-научные испытания, проводившиеся с телом ламы, прекращались.

 

В дни великих праздников буддистов, семь раз в течение года, верующие могут видеть тело Даши Доржо Итигэлова. Когда совершаются торжественные службы, на лице ламы появляются капли пота, стираемые служителями. Об этом свидетельствует и директор института Итигэлова Янжима Васильева, отмечающая, что за изменениями цвета лица, волос ламы регулярно наблюдают. В частности, в 2005 году рост и потемнение волос заметил Хамбо Лама Чойжамц, верховный буддист Монголии.

 

В 2006 году проходила 1-я международная конференция, посвященная феномену ламы Итигэлова и проблеме бессмертия. На ней, в частности, было заслушано сообщение Бориса Большакова, профессора, академика РАЕН. Он доложил о тех результатах научных испытаний, которые были описаны выше. Снова подчеркивалось, что белковая структура тела ламы идентична белковой структуре живого организма. Это явилось очередным официальным подтверждением того факта, что по прошествии 80 лет после кончины Пандито Хамбо Лама XII биологические процессы, протекавшие в его теле, продолжали быть активными, а клетки оставались живыми.

 

В 2009 году аналогичная конференция прошла в Санкт-Петербурге. На ней выступал И. В. Тихонов с докладом о философском аспекте данного явления. Он, в частности, сказал, что в русле общепринятых материалистических представлений о мире тело, не подвергающееся тлению, не может существовать, однако тело ламы Итигэлова, существуя, видимо, опровергает эти представления.



+79243594106