Курумканский дацан "Гандан Ше Дувлин"
Основан в 1826 году
О нас
Расположенный у подножия гор, на границе Куйтунских степей Баргузинской долины, был открыт 15 февраля 1991. В 2000 году он был переименован в Курумканский дацан Гандан Ше Дувлин. Баргузинский дацан является проектом Буддийской традиционной Сангхи России.
История
К 1825 году в долине были построены первые маленькие буддийские бумханы на Гаргинском аршане, в местности Хадаагшан, в Улюкчикане, Халзаарте. На берегу реки Бургали (Борогол), южнее села Хилгана, ныне Баргузинского района – был сооружен “Хурдын Сумэ” – небольшой дуган, где проводились буддийские службы.
Вскоре назрела необходимость в постройке большого храма-дугана. Бургузинские буряты отправили письмо Хамбо ламе Гааваану Ешижамсуеву с просьбой разрешить постройку дацана в Бургали. И в 1826 году было получено письмо с тамгой-печатью Пандито Хамбо ламы с одобрением и разрешением и началось строительство дацана. В 1828 году новый дацан освятил Содбо Нимайлан лама, приехавший в Баргузин из Цонгольского дацана.
В 1829 ему дали название - Борогольский дацан “Гандан Ше Дувлин”,а в 1837 Борогольский дацан был переименован в Баргузинский.
По данным "Ведомости о числе ламаитов и идолопоклонников по ведомству Баргузинской степной думы за 1859 год" всего баргузинских бурят проживало 9096 человек. Из них большинство - 8362 человека - исповедовало буддизм, "было 8 лам, 14 молебищь, 1 кумирня, 2 хурула - все деревянной постройки. Шаманистов - 683 человека, и 49 человек греко-российского вероисповедания". Подавляющее большинство жителей были буддистами.
Баргузинские буряты стали приобретать книги для дацана.
Первую книгу - тибетский "Юм" в 1818 году привез из Кяхты лама Хайдап Зооноев.
В 1845 году приобрели за 870 рублей серебром рукописный Ганджур - тибетский буддийский канон в 108 томах.
В 1879 году Цэрэнжаб Сахаров просил в письме Найдану Гомбоеву (был зятем декабриста М.Бестужева), находившемуся в то время в Пекине, приобрести для Баргузинского дацана по желанию всего народа - Данджур.
Впоследствии берег реки Борогол, на котором стоял Баргузинский дацан, начал подмываться водой и разрушаться. В 1857-1858 гг. ввиду ветхости зданий было решено перекочевать в местность Сагаан-Нур, где был заново отстроен весь комплекс дацана. Для этого пригласили настоятеля Агинского дацана Галман-Жимба Тугулдурова, который совершил в Баргузине обряд очищения и освящения будущего местоположения Баргузинского дацана возле озера Сагаан Нуур на Куйтунском плато. В 1861 году с согласия генерал-губернатора Баргузинский дацан был официально переведен в местность Сагаан-Нуур.
Особенностью бурятской буддийской храмовой архитектуры - стал высокие фундамент и крыльцо, поскольку дацаны располагались у рек, которые часто разливались, выходили из берегов, и влияли на повышенную влажность почвы.
Учение Будды в Баргузинской долине стало важнейшей частью жизни бурят, помогало сплочению и развитию этнической общности, влияло на мировоззрение, нравственность, культуру общества. Дацан стал центром духовной и культурной жизни в Баргузинской долине, способствовал просвещению народа. Здесь развивалась медицина, художественные промыслы, зодчество, книгопечатание ,жили выдающиеся ламы-философы.
Линия преемственности Настоятелей (Ширээтэ лам) Баргузинского дацана с 1828 по 2012 гг. на протяжении 182 лет насчитывает 12 учителей. Наиболее яркий след в истории дацана оставили Пятый и Девятый Ширээтэ ламы - Санжи Шинтадов (1854-1889) и Цыден Соодоев (1894-1901).
Санжи Шинтадов (Чинтадай лама) в возрасте 7 лет стал хувараком (учеником) Баргузинского дацана. В 14 лет он каким-то образом уже оказался в списке лам и хувараков Баргузинского дацана "Гандан Шедувлин" от 28 декабря 1837 года (см. Приложение №3) среди высокочтимых лам. Вероятно, этот факт говорит о проявленных необычных способностях и таланте. Впоследствии в нем признали гэгэна - перерожденца Нимайлан ламы и воплощения Ямантаки. Существует множество преданий о нем, характеризующие Чинтадай ламу как весьма эксцентричного человека. Однажды он приехал на важное собрание именитых богачей, одетых в дорогие шелковые одеяния, и помочился на них. На возмущенные крики он ответил: "Аршанда хуртэгты!", то есть "Да оросит вас священный нектар!". Однажды за его божественное сумасбродство его избили, люди вступились за ламу, сказав обидчику: "Напрасно ты сделал это - ведь он не простой человек, а гэгэн, лама высокого духовного постижения. Пойди к нему, попроси прощения!". Избивший ламу пришел к нему и просил простить его. На что Чинтадай лама заплакал и произнес: "Ты не меня обидел, я - что? Но ты обидел Того, кто всегда рядом со мной - моего Защитника". Лама Санжи Шинтадов был настоятелем Баргузинского дацана тридцать семь лет, с 1854-1891 гг. Сойбон Санжи Шинтадов был учителем Цыдена Соодоева, будущего Соодой ламы, ставшего Девятым настоятелем Баргузинского дацана. Тот почитал своего учителя. Впоследствии Соодой лама стал выдающимся практиком медитации, он был признан воплощением великого индийского философа и йогина Нагарджуны (ок. II века н.э.). В 1983 году в Непале опубликован справочник о тулку - буддийских перерожденцах, где есть статья о Цыдене Соодоеве с приложением его фотографии, он во всем мире признан как тулку Нагарджуны - легендарного основоположника Махаяны, учения "Срединного Пути", переданного ему Буддой Мудрости Манджушри. Во многих домах баргузинских бурят на алтарях есть фотографии Соодой ламы, тайком размноженные, они хранились все 70 лет гонений на религии.
На рубеже XIX - XX вв Агван Доржиев инициировал в стране обновленческое движение буддистов-мирян и духовенства, чтобы приспособить организацию и обрядность к новой политической ситуации в стране. Предчувствуя гонения на религию, он пытался спасти буддизм от уничтожения. В 1922 году Агван Доржиев приехал в Баргузинский дацан и выступил перед ламами и прихожанами со своими обновленческими идеями. Ламы согласились последовать его советам. Было решено обосноваться на новом месте. Уже в 1923 году один из двух дуганов при дацане перевозили к подножию священной горы Барагхан, в том же году новый дацан освятили при участии Агвана Доржиева.
Ламы с помощью родственников построили небольшие стандартные домики дачного типа, распланировали крошечные участки земли под огород. Старый дацан возле озера Сагаан Нуур со всеми пристройками и ламский поселок в 100 домов были оставлены. Позднее их использовали под хозяйственные нужды образовавшиеся поблизости колхозы. В Музее истории Бурятии есть фотография Баргузинского дацана 1930-х гг., когда он уже не действовал. С фронтона и крыши были сняты буддийские символы - Ганчжир (тиб. "полный сокровищ"), венчающий храм, цилиндрические надставки на крыше -Жалсаны и восьмирадиусное Колесо Учения с лежащими по обе стороны от него ланями над порталом.
Получается, что в начале XX в. Баргузинский дацан на Сагаан-Нуре был вновь перевезен на Барагханский целебный источник, но, вследствие политики советской власти по отношению к религиям, был разрушен.
В 30-е годы развернулись массовые репрессии, большинство лам погибло в лагерях, или было расстреляно.
В "Книге памяти жертв политических репрессий в Республике Бурятия", изданной в Улан-Удэ в 2008 году указаны имена лам Баргузинского дацана, репрессированных в 1932 - 1938 гг. Некоторые безвинно приговорены к высшей мере - расстрелу, некоторые умерли в Баргузинской тюрьме, некоторые - к 10 годам лагерей. Все они реабилитированы, в основном посмертно, в 1957, 1962 гг.
В 2006 году на частные пожертвования на месте разрушенного в 30-е годы Баргузинского дацана возле священной горы Барагхаан была возведена Ступа. В основание ее, помимо священных реликвий, заложена земля со всех мест, где в XIX-XX вв. располагался Баргузинский дацан. Эта ступа посвящена памяти всех лам дацана, безвинно пострадавших в годы сталинских репрессий.
Современность
В 1990 был проведен радиомарафон для сбора средств на строительство Баргузинского дацана. Было решено построить дацан близ села Курумкан. 15 февраля 1991, в день Сагаалгана, состоялось торжественное открытие Баргузинского дацана. В 2000 по требованию Министерства юстиции РФ по РБ этот дацан переименовали в Курумканский дацан “Гандан Ше Дувлин”.
Возрождение дацана началось в 2005 году, когда была зарегистрирована Местная религиозная организация "Баругзинский дацан", как правопреемник прежнего Баргузинского дацана "Гандан Шедувлин", возведенного в 1828 году. Эта организация входит в состав Буддийской традиционной сангхи России. В Баргузинском дацане работают четверо лам и двое хувараков. Еще десять хувараков учатся в Буддийском университете "Даши Чойнхорлин" им.Д.Заяева.
Сначала в 2005 году началось возведение совсем небольшого, 8х8 метров, храма -дугана в селе Ярикто - Сахюусан сумэ. В 2006 году он был освящен, и в нем проводят большие хуралы, на которые собираются буддисты всего Баргузинского района.
В настоящее время дацан находится в Баргузинской долине в 3 км на северо-запад от села Курумкан. Монастырский комплекс состоит из главного храма, двух субурганов перед главным входом, дугана Зеленой Тары, хозяйственных построек и домика для ритритов. В 200 метрах на север от территории Курумканского дацана находится Российский международный буддийский медитационный центр по сутре и тантре. На ритриты (коллективную религиозную практику) в центр съезжаются десятки буддистов из разных регионов России. Они слушают учения мастеров буддийской философии и проводят затворничество в специальных ритритных домиках.
Но здание всех не вмещает. Для таких больших служб строится трехэтажный главный храм - Цогчен-дуган (18х18) нового Баргузинского дацана, посвященный Сарасвати (по-бурятски Янжима). Он будет воссоздан по образу разрушенного в прошлом веке Цогчен-дугана.
Восстановление дацанов - народное строительство, все жители района считают своей обязанностью принять участие в этом прекрасном деле.
Ширээтэ лама - Цыден Намжилов: "Очень повезло, что наше поколение строит дацаны, субурганы, что мы можем в это время получить благословение".
В дацане ежегодно проводится множество традиционных буддийских служб (хуралов): Майдар хурал, Дончод хурал, Жэнсэриг хурал, Зула хурал, Дугжууба и другие.
Еженедельно по субботам с 14.00 часов проводится молебен hoго Намши для усопших. Это самый большой и значимый ритуал, который проводят в буддизме за упокой. Для дополнительной информации тел. 41-2-90.
Ежедневно принимает лама. Всегда в наличии хадаки, хии морины, благовония, лунные календари, четки и многое другое.
Новости
Буддийские историиИз цикла буддийских историй. Полностью или частично основаны на реальных событиях.
Опасное давление
Жарким летним днем, по окончании приема, лама вернулся домой, к семье. Близился вечер. Тут постучались в калитку, и вошла родственница. Увидев сидящего на крыльце священнослужителя, она сразу обратилась к нему. Сказала, что сильно болит голова, наверное, опять давление поднялось. Лама взглянул на неё, действительно лицо выглядело изрядно уставшим. Порекомендовал идти в больницу, она наотрез отказалась, сославшись на усталость: «Я же специально к тебе пришла, помоги, пожалуйста». Немного подумав, он согласился попробовать уронить давление кровопусканием. – Сегодня благоприятный день для этой процедуры. Утром я уже ее делал. Пока иди в приемный дом, там прохладно. Посиди немного, я возьму банки, прочее и подойду – сказал он. Женщина ушла. Лама повернулся к жене: «Ты зачем её позвала?». Она удивленно: «Я не звала. Она что, пьяная? Тем более не позвала бы такую». Он посмотрел на супругу: «Она не пьяная, её так штормит. Вызывай «Скорую», пока я ставлю банки». Она удивленно: «А что, так все серьезно?». – Очень.
Поставив четыре банки на сердечные точки, лама постукивал их и через каждые полминуты - минуту спрашивал самочувствие. Примерно, через 7-8 минут родственница начала жаловаться на ухудшение. Однако было ещё терпимо. Ещё спустя минуту – другую, она стала жаловаться на боль в глазах, если ими шевелить. На что лама категорично запретил двигать глазами, попросил сосредоточиться на дыхании: «Главное, дыши глубоко. Ничего не говори, ничем не шевели, особенно глазами». По истечении 10-12 минут он снял банки, сделал скальпелем быстрые надрезы на образовавшихся волдырях, и вновь поставил банки. Ещё через 12-13 минут снял их. В банках было много густой, желеобразной массы венозной крови. Подъехали медики на «Скорой помощи». Самочувствие женщины было значительно лучше. Она радостно констатировала, что головные боли прекратились, стало намного легче, и даже в глазах как будто посветлело. Фельдшер замерил давление, дал таблетку на случай очередного подъема давления, посоветовал в случае надобности обращаться на «Скорую».
Через полчаса все вместе сидели и пили чай. Родственница благодарила ламу. Затем поинтересовалась: «А зачем «Скорую» вызвал?». – Как зачем, ты что, до сих пор не понимаешь, что была на волоске? – удивленно ответил он. Тут она задумалась. Потом опять спросила: «Шевелить глазами было больно, что это означает? Что было бы, если шевелила бы?». Лама ответил: «Это сосуды, нервы. В такие моменты двигать чем-нибудь, а особенно глазами, нельзя, иначе будет паралич чего-нибудь. Например, полтела, пол-лица, речь может повредиться, в лучшем случае – окосела бы». Женщина опешила, сидела в полном замешательстве. Лама улыбнулся: «На этот раз всё обошлось. В следующий раз иди лучше сразу на «Скорую», так надежнее будет».
Еши Намжил лама.
Намжилов Олег Найданович
+79243911113