Дацаны
Тамчинский дацан "Даши Гандан Даржалинг"

Тамчинский дацан "Даши Гандан Даржалинг"

Основан в 1804 году

«История Тамчинского дацана - это важнейшая часть гражданской, духовной истории. Тамчинский дацан - это драгоценное наследие бурятского народа, которое мы обязаны сохранить и передать нашим детям».

 

Мало найдется в истории Селенги, всей Бурятии, да и России, место со столь богатой историей, как Тамчинский дацан. Это уникальное явление в истории трех последних веков, с которым трудно соизмерить какое-либо другое. Скажем, в России это - Троице-Сергиева Лавра. Как последняя сыграла определяющую роль в становлении России - современной России, так и Тамчинский дацан сделал безмерно много для консолидации бурятского народа, его самосознания.


Увы, большинство сегодняшних жителей Селенги до конца не осознали, какого масштаба исторический памятник Божией волей (не иначе!) сохранился на территории района, где они живут. А большинство тех, кто нынче живет за пределами нынешнего адмтеробразования «Селенгинский район», в том числе в разных частях существовавшей до революции исторической Селенги, это - иволгинцы, джидинцы, кяхтинцы, бичуряне и даже красночикойцы из сопредельного края, недоуменно отмахнутся: «Тамча - это у селенгинцев». Между тем, это всероссийская святыня, какой сегодня, безусловно, является Иволгинский дацан. И пока это и другие подобные утверждения не станут естественными для каждого нынче живущего на этих территориях, нельзя будет говорить о бурятах как о народе с развитым национальным самосознанием.

 

«У каждой нации, у каждой народности, - отметил ширээтэ Тамчинского дацана Солбон лама, - есть свое историческое прошлое, из которого формируется его настоящее.

 

Есть достойное, что, бережно и трепетно сохраняясь в былях, легендах, сказаниях, позволяет нам говорить о его наследии».


«1741 год - год основания нашего Тамчинского дацана, - продолжает дальше Солбон лама, - год, когда Селенгинская долина услышала звуки белоснежной раковины - Дунгар, и то было начало буддийского исчисления в жизни селенгинских родов. Исчисления времени, давшего российскому буддизму целую плеяду верховных иерархов, внесших огромный вклад в сокровищницу культуры народов Бурятии».

 

Один из первых буддийских монастырей на территории Бурятии, Тамчинский дацан, с 1809 по 1930 год был центром буддизма в Восточной Сибири, где располагалась резиденция Хамбо ламы, официального главы буддистов России. Божеством-хранителем Тамчинского дацана является богиня Балдан Лхамо. Его основателем был Лубсан-Жимба Ахалдаев, в 1783 году добившийся от губернских властей Иркутска звания Бандидо Хамбо ламы пяти дацанов по левому берегу Селенги. А один из его последователей, его племянник Данзан-Гаван Ешижамсуев в 1809 году был утвержден «Главным Бандидо Хамбо ламой ламаистов Восточной Сибири».

 

Тамчинский дацан - второй среди бурятских дацанов после Иволгинского, который в 1991-м, в год 250-летия официального признания буддизма Российским государством, 250-летия самого дацана, освятил своим посещением Его Святейшество Далай лама XIV. В 2001 году с большим размахом прошло 260-летие Тамчинского дацана, а летом нынешнего года (2011) его 270-летие. Нынешний юбилей был ознаменован освящением после восстановления Цокчен дугана и возвращением в дацан после 80 лет забвения мистериального хурала Цам в исполнении лам и хувараков дугана Калачакра на Верхней Березовке.


Гусиноозерский дацан был не только религиозным, но и культурным центром Забайкалья. При дацане работала типография, издававшая книги на тибетском и монгольском языках.

В 1938 г. Гусиноозерский дацан был официально закрыт.


30 августа 1960 г. за № 1327 Советом Министров РСФСР было принято постановление о принятии на государственную охрану комплекса Гусиноозерского дацана, как памятника архитектуры федерального значения.

 

В 1990 г. началось возрождение буддийской общины, а в июле 1991 г. дацан посетил Его Святейшество Далай-лама.
В 1903 г. в дацане насчитывалось около 300 домов. При монастыре из 900 лам постоянно проживали лишь 500. В обычное время в поселке проживало до 800 монахов и мирян.

 

Главный храм дацана Цогчен

Проект храма был составлен монастырским художником и подписан Пандидо Хамбо-ламой Иши Жамсуевым, затем утвержден Иркутской губернской строительной комиссией в 1859 г. Цогчен-дуган стал первым образцом нового типа храма в бурятском культовом зодчестве, положив начало второму поколению бурятских дацанов.

 

Дуган Деважин в начале 1970-х годов был перенесен в Этнографический музей г. Улан-Удэ, а дуган Аюша в 1973 г. был перевезен в Новосибирский Историко-архитектурный музей СО АН СССР затем в 1990 г. был возвращен и восстановлен на прежнем месте.

 

Более десяти лет назад местные школьники в фундаменте одного из строений обнаружили обломок с каким-то изображением. На станцию Гусиное озеро срочно выехали специалисты. Из фундамента удалось извлечь все фрагменты стелы. Шесть крупных обломков священного камня были вывезены в Улан-Удэ для исследования и реставрации.

 

Каменная стела выполнена из туфа серо-коричневого цвета. Все четыре грани были заполнены многофигурными композициями. В основном это стилизованные фигурки оленей с мордами наподобие птичьего клюва и ветвистыми рогами. На северной грани изображена ажурная пятиугольная фигура, внутреннее пространство которой заполнено поперечными линиями в виде углов, повторяющих острый выступ наверху. Здесь же изображен предмет в виде длинной, слегка искривленной рукоятки, из которой перпендикулярно выступает что-то вроде длинного клинка, кельта или боевого топора. На западной грани выбит круг с подвеской в нижней части, утолщенной посередине и раздвоенной на конце и изображение топора.

 

Датировка подобных изображений крайне затруднена. Однако большинство специалистов сошлось на том, что загадочные изображения были нанесены на камень в XI-VIII вв. до н. э., то есть за несколько веков до рождения Будды.

 

Оленный камень «Алтан Сэргэ» предназначался для гостей, съезжавшихся на церемонию «цам». К нему привязывались кони, которые своим ржанием извещали о начале праздника.


Тамчинский дацан – вторая резиденция Пандито Хамбо Лам
(с 1783 по 1932гг)
Жимба Ахалдаев - 1783-1797
Данзан Дымчик Ешижамсуев - 1797-1809
Данзан Гаван Ешижамсуев - 1809-1839
Данзан Чойван Доржо Ешижамсуев - 1839-1860
Галсан Чойроп Ванчиков - 1860-1872
Чой Васильев - 1872-1873
Чойдор Мархаев - 1873-1876
Дампил Гомбоев - 1876-1896
Чойнзон Доржи Иролтуев - 1896-1911
Даши Доржи Итигэлов - 1911-1917
Намжил Лайдапов - 1917-1919
Гуро Дарма Цыремпилов - 1919-1922
Цыгунжап Баниев - 1922-1925
Данжа Мункожапов - 1925-1932

 

Источники:

Н.Бадмаринчинов «Тамчинский дацан: время с богиней Балдан Лхамо», газета «Селенга» от 21 декабря 2011 года,
Г.Г.Чимитдоржин «Институт Пандито Хамбо Лам».
Приводим фото Доржи Намсараева с юбилейного праздника Тамчинского дацана – 270 лет со дня основания (июль 2011 года).

 

 Приводим видео с youtube пользователя  pantchserg: "Это также отрывок из фильма В.Пудовкина "Потомок Чингис-хана", 1928 год.Но в этом клипе я попытался отсеять всё, не относящееся к дацану и цаму, а также поменял местами некоторые моменты (так как в фильме выходы масок хронологически перепутаны), чтобы получился более-менее точный отчёт о цам"

Республика Бурятия, Селенгинский район,с. Гусиное озеро
Аюшеев Баир (Солбон) Лхаможапович
+79025633342