Дацаны
Цугольский дацан «Даши Чойпэллинг»

Цугольский дацан «Даши Чойпэллинг»

Основан в 1800 году

Летописи нередко доносят сведения о предсказаниях или пророчествах о времени появления дацанов в той или иной местности. Цугольский дацан не был исключением. По преданию, об его основании было сделано предсказание святейшеством богдо банченом Чоглай Намжилом учёному цоржи гэлуну Цультиму, что в грядущем будущем времени буряты воздвигнут в некий период в местности Цугол монастырь.

 

ИСТОРИЯ

В 1800 г. три бурятских рода галзут, зуун-харгана и зуун-хуасай возбудили ходатайство об основании собственного дацана. Они ссылались на удалённость своих кочевий от приходского Агинского дацана и просили разрешения на строительство кумирни в хр. Урдунуй. Место было определено на пологом южном склоне холма, возвышающемся над широкой поймой р. Онон и устья р. Цугол, откуда дацан получил своё название. В официальном списке"Ламайских дацанов Восточной Сибири" время основания Цугольского дацана датируется 1801 годом. Первоначально "до 1827-28 гг. Цугольский сокшин-дуган был войлочным". В 1827 году было начато сооружение деревянного здания главного дугана и четырех малых сумэ. Из них родовыми были сумэ Найдан и Дэмчок (зуун харгана), сумэ Гунрик (зуун хуацай), сумэ Махагала (галзут). Строительство трехэтажного деревяннго здания Цогчен дугана длилось с 1831 –го по 1836-годы. По окончании строительства был совершёл ритуал освящения (арабнэй): во время его "устраивали молебствия свыше двухсот лам  , собралось и молилось около 3000 человек. Происходило в течение многих суток радостное торжество". Цугольский дацан получил название «Даши Чойнпелинг» (Страна преумножения Учения Счастья). Хранителем его был определён Чойжел - одно из гневных божеств буддийского пантеона.

К 1840 году монастырский комплекс состоял из "деревянного главного храма, четырёх малых храмов и нескольких жилых домов лам".

По данным 1853 года, стояли сумэ Майдари, Дымчок, Гунрик и Найдан. Мощный импульс к дальнейшему росту Цугольский дацан получил после того, как "зайсаны ближайших окрестностей Онона, Цугола и Аги - Тугулдур Тобоев и Хуяк Лубсанов устроили совещание с другими родовыми сайтами и с народом, и когда они попросили главного ламу пандита-хамбо ламу забайкальских буддистов о присылке ламы... По приказу пожаловал шанзодба Худунского дацана Лубсан Лхундуб  Дандаров", именуемый в летописи основателем дацана. (Летописи хоринских бурят, М.-Л.,1940)

Один из великих учеников Л.Л. Дандарова - Лубсан Чойбсан лама открыл здесь буддийскую школу (чойра), которая послужила основой для создания таких же в других бурятских дацанах.  

 В 1865 году было начато строительство каменного дацана и закончено в 1868 году. После пожара 1887 года последовали восстановительные работы и Цогчен-дуган приобрёл вид, который дошёл до наших дней.

 

Цульский дацан - это уникальный памятник архитектуры, созданный местными бурятскими зодчими, которые по велению сердца строили, украшали и являли миру высочайшие творения искусства со своей творческой самобытностью. В настоящее время ведутся большие восстановительные работы. Идёт постепенное возрождение Цугольского дацана и возвращение ему былого значения и величия.

 

РОЛЬ ДАЦАНА

Цугольский дацан вошёл в число наиболее значительных монастырей Забайкалья. Он был не только религиозным центром, но и центром общественной и культурной жизни на обширной территории. Внутри монастыря обучали различным дисциплинам: основы буддизма, тибетский и монгольский языки, география, медицина, астрология, философия. Именно Цугольскому дацану принадлежит приоритет в развитии направлений школ богословия  - цаннит и тибетской медицины - манба.

Цугольский дацан приобрёл славу первого по учёности среди бурятских монастырей и конкурировал даже с Агинским дацаном. Ламы, прошедшие курс философии в Цаннид-дацане Цугольского монастыря, впоследствии основали философско-логические школы в других дацанах.

Большую известность получил медицинский факультет. Знаменитый "Атлас тибетской медицины" был привезён ламами Цугольского дацана из Тибета в конце XIX века и использовался как учебное пособие на медицинском факультете. Известно о существовании только ещё одного полного комплекта "Атласа", а Цугольский ныне хранится в фондах музея истории Бурятии в г. Улан-Удэ.   

К началу XX века Цугольский дацан представлял собой комплекс, состоящий из главного соборного храма и 10 дуганов. Главный соборный храм - Цогчен-дуган - одна из вершин архитектурного мастерства бурятских зодчих. Украшением и отличительной особенностью фасада храма стала ажурная чугунная лестница, отлитая в Петровском заводе. Руководил строительством лама Чоглай Чанзава. Среди дуганов выделялось второе по величине звание Цаннит дугана, со своеобразной крышей и с внутренними водостоками, сумэ Майдари, где находилась бронзовая 4-х саженная скульптура Майдари, сумэ Мамба - посвящённый медицине, где хранился один из редчайших экземпляров атласа тибетской медицины, сумэ Аюшин, сумэ Дэмчик, а также родовые дуганы: галзут, баруун и зуун харгана, баруун и зуун хуасай, дом Ганжирва-Гэгэна.

На территории дацана находились больница, типография. Были построены склады для ламской парадной одежды и помещения для фигур слона и лошади, которые располагались по обе стороны входных ворот (главных южных), фактически являясь их частью, большие молитвенные барабаны - хурдэ и субурганы. Было возведено одиннадцать субурганов. Мани для хурдэ были отпечатаны в С.-Петербурге по заказу известного востоковеда П.Л. Шиллинга в благодарность ламам. Вокруг монастыря образовался посёлок, который состоял в основном из лам, их насчитывалось более 1500 человек.

Ко времени закрытия дацана в 1934 году, ансамбль насчитывал около двадцати основных и вспомогательных построек.

До сегодняшнего дня комплекс дошёл со значительными утратами. Существенные изменения претерпел и облик посёлка.

 

Выдающиеся учителя Лубсан лхундуб Дандаров (1781 – 1859) и его ученики, в числе которых Галсан Жимба Дылгиров  (1816- после 1872), Галсан Жимба Тугулдуров (1815-1872), стали наиболее известными представителями бурятского буддийского духовенства. В итоге деятельности досточтимого Л.Л. Дандарова Цуголский дацан превратился в один из наиболее крупных и прославленных учебных центров Забайкалья. Именно в эти дни годы здесь было начато книгопечатание, комплектовалась библиотека. Л.Л. Дандаров активно занимался медициной и астрологией, много переводил. Один из талантливых учеников Л.Л. Дандарова – Галсан Жимба Дылгиров. С 1857 года он был вторым настоятелем Цугольского дацана. Он прославился своими многочисленными трудами, комментариями и переводами крупных буддийских сочинений с тибетского на монгольский язык.

1877 году на должность настоятеля Цугольского дацана был избран Ганжирва гэгэн, получивший здесь первоначальное духовное образование, которое затем продолжил в монастырях Монголии. Ганжирва гэгэн оставался на этом посту в течение десяти лет. После его ухода вторым Ганжирва в истории бурятского буддизма стал Данзан Норбоев. Он также получил первоначальное духовное образование в Цугольском дацане, затем продолжил его в монастыре Лавран, а в 1907 году вернулся году в Цугольский дацан. В 1909 году Ганжирва гэгэн снова уезжает в тибет, где после окончания обучения защищает богословскую степень «лхарамба». Далай лама выдал ему особую грамоту, которая уполномочивала его на распространение буддизма на родине. В 1927 году Ганжирва гэгэн был вынужден снять свой сан, а в 1929-м по настоянию цанит хамбо Агвана Доржиева переехал в Ленинград, где стал его заместителем в храме. В 1935 году он был арестован вместе с другими ламами и в том же году погиб…       

С Цуголским дацаном связано имя Доржи Жигмита Данжинова (Ёнзон багша),который в 1878 году был избран седьмой Агинского дацана. Вместе с братом он прошел обучение в Цугольском дацане, стал известным богословом и составителем популярных поучений, многочисленных сочинений на буддийские темы. За большие заслуги в издательской и религиозно-административной деятельности Ёнзон багша после смерти был объявлен бодхисатвой.                               

В Цугольском дацане освоил астрологию и тибетскую медицину и был удостоен духовного знания гэбши Намнанай Шагдар. Он родился у горы Хан-уула около озера Жаранай и стал известен как настоящий йогин. Досточтимый Намнанай Шагдар три года провел отшельником в горах Уронайского хребта, затем отправился на Алханай в священную обитель божественных существ.      

В 1871 году Намнанай Шагдар был в составе делегации бурятских нойонов, навестивших русского императора Александра-III. В 1977 году он пешком отправился из Цугольского  дацана вместе с двумя учениками в Тибет. Одного из них звали Агван Лубсан Доржиев. Намнанай багша дважды посетил в Китае пятиглавую гору Утайшань - резиденцию бога Манжушри. По приглашению Пандито Хамбо ламы и настоятелей дацанов он проводил молебны в дацанах Бурятии, освящал дацан аларских бурят в Иркутской области. После смерти Намнанай багши стараниями Гэлэг Лудупа ламы около сумэ Майдари была воздвигнута позолоченная ступа, уничтоженная в 30-е годы.                                              

 

В 1988 году Цугольский дацан был возвращён буддийской общине. Настоятелем был назначен Жимба-Жамсо Цыбенов. Также рядом с ним у истоков возрождения дацана трудились бывшие хувараки Цугольского дацана Бато лама и Даба-Самбу лама.

 

Досточтимый Жимба Жамсо Цыбенов был последним из плеяды замечательных  бурятских учителей, успевших получить в 20-е годы основы классического буддийского образования. Его имя означает «Океан щедрости». Жимба Жамсо Цыбенов получил образование в Тарбагатайском и Агинском дацанах, затем - степень гэбши в Брайбун хиид (Монголия), продолжил учебу в монастыре Гандан, где изучал тантру, тибетскую медицину и буддийскую живопись. В 1934 году  Жимба Жамсо Цыбенов был арестован и осужден на десять лет, отбывал срок в Коми АССР. Через пять лет он был освобожден и жил на поселении в Томске, затем служил в армии. В 1953 году Жимба Жамсо Цыбенов переселился в поселок Дарасун Читинской области. После выхода на пенсию он был приглашен консультантом по тибетской медицине в Бурятский институт общественных наук БФ РАН СССР. В 1988-м досточтимый  Жимба Жамсо Цыбенов был приглашен настоятелем Ленинградского дацана. Но в связи с возвращением Цугольского дацана верующим он остался руководить его восстановлением.

 

В начале 90-х годов в Цугольский дацан вернулись учители из Шэнэхэна (Китай), которые в 30-е годы были вынуждены покинуть Забайкалье. Из Москвы в Цугол приехал цанит багша Гэлэг Балбар лама, который родился в 1926 году в селе Зугалай. Вместе с родными с 1929 года Балбар лама проживал в Шэнэхэне. В шэнэхэнском дацане «Дамба Даржалинг» он изучал цанит, чойру, медицину.

 

До 1966 года досточтимый Балбар лама служил в Шэнэхэнском дацане, а в 1990-м приехал в Бурятию. В 2006 году вместе с Пандито Хамбо ламой Дамбой Аюшеевым и Санжайжап ламой, соржо ламой Иволгинского дацана, он стал габжа – профессором буддийской философии.

 

ЛАМЫ ЦУГОЛЬСКОГО ДАЦАНА

После ухода в 1995 году досточтимого Жимбы Жамсо Цыбенова  ширээтэ ламами Цугольского дацана были Бато Жамбалов, Даши Цыгмитов, Чимитдоржо  Дугаржабэ, Батоцырен Гончиков, Абида Дугаров, Бато Галсанов.

 

1 ноября 2006 года ширээтэ Цугольского дацана был избран и утвержден Пандито Хамбо ламой Д. Аюшеевым Алдар лама Шойнхоров, родившийся в 1976 году в селе Кусочи Могойтуйского района Читинской области.

 

ЦОГЧЕН ДУГАН

К 1840 году монастырский комплекс состоял из деревянного главного храма, сумэ Майдари, Дэмчок, Гунрик и Найдан, а также нескольких домиков лам. Были возведены 11 субурганов. Проект каменного Цогчен дугана сделал забайкальский инженер путей сообщения Э. Соколовский. Строился он три года, с 1965 –го по 1968-й годы. Здание отличалось от других своей величиной и совершенством форм. Шесть колонн Цогчен дугана были покрыты майоликой, двери и окна украшены деревянной резьбой.

 

Главный соборный храм Цогчен («Большое собрание»), сохранившийся до наших дней, -образец архитектурного мастерства бурятских зодчих. Украшением и отличительной особенностью фасада здания стали ажурные чугунные лестницы, которые ведут на второй этаж. Они отлиты на Петровском заводе по эскизам местных мастеров.

 

После пожара в 1887 году здание Цогчен дугана было восстановлено и сохранилось в этом виде до наших дней.

 

На территории Цугольского дацана также находилось больница и типография – барай-сумэ. В типографии было напечатано до 50 брошюр на монгольском и 139 сочинений на тибетском языке.

 

Вокруг монастыря образовался поселок ламских домов, где проживали около 1500 человек. На территории усадьбы Ганжирвы гэгэна Норбоева был субурган, прикосновение к которому, по преданию, исцеляло от недугов.

 

 В дацане существовал обрядовый «белый слон» для круговращения во время Майдари хурала. Он был изготовлен в 1860 году. Процессия с двумя колесницами двигалась вокруг главного храма. На передней располагалось скульптурное изображение слона, позади - большая колесница с передвижным храмом.

 

В 1934 году монастырский комплекс насчитывал около 20 основных и вспомогательных религиозных сооружений. В их числе были Цогчен дуган; Цанит дуган (чойра) – здание богословской школы; Майдари сумэ, Манба дуган – здание медицинской школы; Сахюсанай сумэ, посвященный синему Махагале и Чойжалу; комплекс строений Ганжирвы гэгэна; склад ламской парадной одежды и помещения для фигур слона и лошади, расположенные по обе стороны входных ворот; здание типографии; большие молитвенные барабаны хурдэ и субурганы.

 

ЧОЙРА ДУГАН

Цугольская школа цанит (чойра), где изучалась буддийская философия, была первой в Забайкалье. Ее появление в 1849 году свидетельствовало о высокой степени подготовленности лам Цугольского дацана. Здесь обучались в большом количестве ламы из дацанов Селенги, Хори, Баргузина, Аги и шести хамниганских дацанов восточного Забайкалья. Число изучающих богословие в Цугольском дацане достигало 500-800 человек.

 

Ученики Цугольской школы цанит стали основателями таких же школ в Агинском, Гусиноозерском  и других дацанах. К концу XIX века они существовали во всех больших дацанах. Обучение цаниту каждого ламы стало обязательным. Его программа состояла из пяти предметов, рассчитанных на 14 лет обучения.

 

Первоначально занятия философской школы проходили в храме «Шестнадцати архатов»- главных прижизненных учеников Будды. Первое здание сумэ было построено в 1827 году.

 

Второе здание Цанит дугана было внушительных размеров – 30,4*34,7 м, значительно превышало размеры Цогчен дугана. Здесь служили ширээтэ с ламами и хувараками, которых было около 100 человек. Позднее, когда было получено официальное разрешение на строительство Чойра дугана (1897 год),  оно было перестроено в сумэ Махагала.

 

В 1912 году в здании была установлена на троне литая медная позолоченная статуя бурхана Аюши. Над каждой из трех дверей, выходящих на южную сторону Чойра дугана, на больших таблицах сверкали золотом тибетские священные тексты…

 

МАЙДАРИ ДУГАН

Храм Майдари располагался севернее главного храма на одной примерно линии с Чойра дуганом. Сначала, в 1831 году, было построено сумэ для статуи Майдари. В 1865 году здесь уже проводился хурал Майдари. Как значится в документах, храм  Майдари был двухэтажным, с 12 окнами, двумя дверьми, с открытой навесной террасой. Высота статуи Майдари равнялась 8,5 м. Обычно все дацаны приобретали статуи Майдари в Долонноре. И только в Цугольском и Янгажинском дацанах, как  свидетельствуют документы, они были изготовлены местными мастерами из позолоченной желтой меди.

 

В декабре 1935 года храм Майдари был разобран и передан «под культурные нужды населения Кункурского сомона».

 

МАНБА ДУГАН

Цугольский дацан является основоположником системы медицинского образования в бурятских монастырях. Именно здесь в 1869 году началось изучение традиций тибетской медицины. Для этого сын агинского тайши цоржи лама Тугулдуров пригласил из Сэцен-хановского аймака Монголии ламу Чой манрамбу, который основал школу манба и обучил цугольских лам чину медицинских хуралов.

 

       Деятельность медицинского факультета не ограничивалась только преподаванием теории и практики тибетской  медицины. Здесь также велась активная переводческая работа, развивалась монгольская медицинская терминологическая база. Так, вторым настоятелем Цугольского дацана Галсаном Жимбой Дылгировым (1816-1872 годы) был сделан перевод основных тибетских медицинских текстов «Чжудши» и «Лхантаб» на монгольский язык.

 

     Основным предметом был тибетский медицинский канон «Чжудши» (XII в.), который требовалось выучить наизусть. После этого ученики приступали к изучению тонкостей медицинской науки в целом.

 

      Затем в деятельности школы манба на некоторое время наступил перерыв, и только  в 1899 году ученик Чой манрамбы бурят Гуру Дарма Биликтуев возобновил традиции медицинской школы.

 

     Храм, где проходили занятия, был двухэтажным, каменным. Здесь хранился один из редчайших экземпляров Атласа тибетской медицины. До этого ходатайство о постройке молитвенного дома в честь Будды медицины было отклонено «из-за вредного влияния ламайского духовенства на население». Поэтому под медицинскую школу в Цугольском дацане использовали храм Дуйнхор, впоследствии трансформированный в сумэ Отошо.

Основными объектами поклонения этой кумирни были: в нижнем этаже – статуя Цзонхавы (Зонхобо), а в верхнем – статуя Лхамо.

 

ДЭМЧОК СУМЭ

Территориальное деление Цугольского дацана было родовым. Дэмчок сумэ было построено и поддерживалось родом зуун харгана, Гунрик сумэ – зуун хуацайским, Аюши сумэ – баруун харганайским, Найдан сумэ – зуун харганайским, Махагала сумэ – родом галзут.

 

Дэмчок сумэ было построено в 1831 году на средства прихожан. Его наиболее  употребляемое название «дуган рода зуун харагана». Оно было посвящено Дэмчоку – тантрийскому божеству для медитативных практик.

 

Само здание храма предназначалось для подношений и молебствий Дэмчок идаму, дающему духовные способности.

 

В 1935 году храм Дэмчок представлял собой здание длиной 12 м, шириной 10 м,  покрытое кровельным железом, на каменном фундаменте. Оно использовалось под разные нужды, а в начале 70-х годов было разобрано и перевезено в районный центр Могойтуй.

 

ГУНРИК СУМЭ

Гунрик сумэ также относится к числу первых малых построек 1831 года. Оно было посвящено божеству Гунрик, который, согласно народным преданиям, спасал от мучений в будущих неблагополучных  рождениях и давал возможность скорейшего обретения благих заслуг умершими людьми.

 

В 1877 году прихожанин рода зуун хуацай Цэрэнжи Лубсанов пожертвовал каменный дом «в честь бурхана Гунрик». Здание высотой 3 м, шириной 16 м и длиной 18 м было одноэтажным и размещалось на северо-восточной стороне Цугольского дацана на четвертой линии от Цогчен дугана.

 

В связи с введением в Цугольском дацане шкуолы «жуд» (тантры) сумэ Гунрик было трансформировано в Жуд сумэ. С 1932 году это здание использовалось под разные нужды, а в 60-х годах было разобрано.

 

СУМЭ МАХАГАЛА

Приход дацана составляли буряты рода зуун-баруун харгана, зуун-баруун хуацай, у которых были аймачные сумэ. И только у рода галзут его не было. Поэтому в 1910 году в дацане благодаря пожертвованному Бато Цыреном  Лэгдэновым дому появилось сумэ Махагала (галзут сумэ). Это было здание длиной 15 м, шириной 12 м, на каменном фундаменте высотой 1,5 м, с обшивкой и железной крышей. Оно было двухэтажным и стояло в юго-западном углу ограды Цогчен дугана.

 

СУМЭ АРЬЯБАЛА

Сумэ Арьябала (Мунхэ мани) было построено в есверо-западной стороне от Цогчен дугана, у подножья горы. Сумэ Арьябала связано с возведением одноименного сумэ в Агинском дацане. Оно было посвящено столетнему юбилею «неизменного служения Маани» в Агинском дацане. В 1935 году здание сумэ было разобрано.

 

ВРЕМЯ ПРЕСЛЕДОВАНИЙ

В начале 30-х годов XX века для Цуголского дацана, как и для других наступили черные времена. Их деятельность была дезорганизована, начались преследования лам. 13 декабря 1933 года около 60 лам Цугольского дацана отказались от служения, выехав в другие дацаны и по улусам.  Остался один ширээтэ, которому не разрешили оставить дацан. В 1934 году храм  был закрыт. В 1935-м здесь были изъяты предметы старинного и религиозного культа, разобраны в поисках драгметаллов уникальные скульптурные изображения Майдари, Одсэр-Жанма, Дэважин и Ганда…

 

Усилиями 130 лам Цугольского дацана, ушедших в Китай во время и после революции, был построен Шэнэхэнский дацан «Дамба Даржилинг». Он продолжил традиции и обряды Цугольского дацана.

 

ВОЗРОЖДЕНИЕ

В 1988-м году Цугольский дацан был возвращен буддийской общине. Настоятелем был назначен Жимба Жамсо Цыбенов. С тех пор в дацане регулярно проводятся хуралы, отреставрирован основной Цогчен дуган, продолжаются восстановительные и реставрационные работы. Одной из реликвий Цугольского дацана являются 108 томов «Ганжура» - священных наставлений Будды.

 

Важным событием новейшей истории российского буддизма стало возвращение в Цугольский дацан в 1997 году статуи Майдари. Вот как описывал ее в своей книге «У лам Сибири» французкий путешественник Поль Лабе, побывавший в Цугольском дацане в 1904 году: «… У Майдари в ушах были серьги, кольца и браслеты на ногах и руках, ногти были ярко-розовые, а ноги задрапированы в чудесную ткань, вышитую серебряной нитью и орнаментированную узором розового, бледно-голубого и перламутрового цветов…»

 

      Эта святыня Цугольского дацана в 1934 была разобрана и отправлена в Антирелигиозный музей в Улан-Удэ, а оттуда в Санкт-Петербург, где находилась до 1990 года. В этом году она была возвращена в  Цугольский дацан.

 

     В 2001 году, когда дацан отметил свое 200-летие, по инициативе Цырена Дондукбаева, Дид Хамбо по Читинской области и Агинскому Бурятскому автономному округу, состоялся молебен на месте сгоревшего Майдари сумэ. В 2002 году вновь назначенный ширээтэ Абида Дугаров начал его строительство, которое продолжалось несколько лет.

 

        Неоценимую помощь в возрождении статуи Майдари и восстановлении монастырского комплекса оказали Администрация Агинского Бурятского автономного округа во главе с Б.Б. Жамсуевым, руководители предприятий и организаций близлежащих районов Читинской области, предприниматели и верующие. Постоянную помощь дацану оказывал Могойтуйский район, которым руководил С.Б. Мажиев. Возглавив округ, он по-прежнему поддерживает Цугольский дацан.

 

       Реставрацией Майдари занимались чеканщики во главе с заслуженным художником Бурятии Баиром Дармаевым. Им помогали ламы  Цугольского дацана. Из Агинского дацана на помощь прибыли ламы Мунко-Жаргал, Батомунко, Доржо и Эрдэни. Из Москвы приехал цанит багша Гэлэг Балбар лама, а из Кижинги – гэбшэ Радна лама

 

Под руководством ширээтэ ламы Алдара Шойнхорова статуя Майдари была восстановлена с соблюдением всех буддийских канонов. 26 октября 2007 года состоялось ее освящение, в котором участвовали ламы Агинского, Зугалайского, Угданского и Узонского дацанов главе с Дид Хамбо Цыреном Дондукбаевым. А в середине сентября 2008 года состоялся большой праздник, посвященный возрождению статуи Майдари, а также освящению Майдари и Чойра дуганов.

 

Праздничная служба под руководством Пандито Хамбо ламы Дамбы Аюшеева собрала сотни людей. Статуя Майдари предстала во всем своем величии перед изумленными взорами буддистов и гостей Цугольского дацана. Праздник завершился традиционными спортивными соревнованиями «Эрын гурбан наадан».

 

ПАМЯТИ НАМНАНАЙ БАГШИ

В истории Хамбо ламы Дамбы Аюшеева особое место занимает имя досточтимого Намнанай багши. Летом 2007 года в местности Жараан нуур, где он родился состоялось освящение 11-метровой ступы, в котором участвовали ламы Буддийской Традиционной Сангхи России во главе с Пандито Хамбо ламой Дамбой Аюшеевым, а также сотни верующих.

 

 В августе 2010 года в Цугольком дацане была освящена ступа «Юндэн Шодон». Через 70 лет после своего разрушения она была вновь построена. Постамент ступы высотой 10 м 80 см выложен из камня, который символизирует священный Алханай. Рядом с ней находятся ворота Намнанай багши – каменное сооружение в ознаменование победы буддизма на Алханае.

 

ПОМОЩЬ  БУДДИСТОВ 

Огромную помощь в возрождении Цугольского дацана наряду с руководителем Агинского Бурятского округа и Забайкальского края оказывают сами верующие. В числе тех, кто помогает восстанавливать монастырский комплекс, строитель, известный дархан Ойдоп Жалсараев, внесший весомый вклад в строительство дугана в поселке Могойтуй. Вместе с супругой Цыжидмой Абидуевной они помогают возрождать древние буддийские традиции. Огромную помощь Цугольскому дацану оказывают председатель сельскохозяйственного потребительского кооператива «Рассвет» Владимир Рабданов, предприниматель из поселка Оловянный Насак Дашибалбаров и другие. По-прежнему активно помогает дацану Администрация Могойтуйского района, на территории которого он находится. 

 

ВОЗРОЖДЕНИЕ ЗОНХАВЫ

 210-летие Цугольского дацана совпало с освящением статуи Богдо Зонхобо. В 1935 году ее постигла трагическая участь – она была уничтожена. Благодаря помощи Могойтуйского района (глава Д.Б. Батоева) и вернющих статуя Богдо Зонхобо в дни Майдари хурала снова заняло свое место в Цогчен дугане. В сборе средств на изготовление статуи активно помогал Гончикбал Баиров.

 

Бронзовая статуя Зонхабы высотой 2 метра изготовлена улан - удэнской фирмой «Лотос» во главе с Ц. Цыжиповым. В возрождении статуи также участвовали его отец Ананда Цыжипов и мастер Дамдин Дугаров.

 

 ….Многолюдно в Цугольском дацане в дни хуралов. Накануне Сагаалгана многочисленных участников собирает Дугжууба – ритуальный костер для устранения препятствий и негативного воздействия злых духов. Цугольский дацан – единственный в России, где подобный ритуал проводится летом, в дни Майдари хурала. 

 

Как и много лет назад, жители Цугола и близлежащих сел окружного центра и Читы, а также многочисленные туристы совершают гороо – круговой обход вокруг монастыря, Цогчен дугана и ступ (субурганов). Здесь собираются сотни людей, чтобы принять участие в хуралах – религиозных службах. Летом во время молебна в честь Майтрейи – Будды грядущего вокруг главного храма, как и много лет назад, совершает обход процессия со слоном, изготовленным в натуральную величину….

 

Источник: Буклет. ООО "Сахюр", Издательский дом «Байкал-гео». Агинский бурятский автономный округ, Цугольский дацан.

Фото Дмитрия Абидаева

 

 

Ширээтэ лама: Шойнхоров Алдар Ешиевич

Забайкальский край, Могойтуйский район, с. Цугол
Шойнхоров Алдар Ешиевич
+79245763876