Узонский дацан «Даши Тубдэнлин»

Узонский дацан «Даши Тубдэнлин»

Основан в 1825 году

О нас

Узонский дацан «Даши Тубдэнлин» находится в с. Узон Дульдургинского района, в 12 км от районного центра на трассе Дульдурга – Акша.

 

Альтернативные названия: Тарбагатайский 

 

Историческая справка

История Узонского дацана началась в 1825 году. На левом берегу реки Онон был построен Тарбагатайский дацан. Он располагался в 53 километрах от села Дульдурга. Тарбагатайскому дацану в 1887 году дали название «Даши Тубдэнлин». Кроме Согчен- дугана там были Отошын сумэ, Дэважин сумэ, Мааниин дуган. Строил дацан русский мастер Сухулин из деревни Усть–Иля. 

С 1873 по 1893 годы дацан неоднократно подвергался реставрации. По воспоминаниям старожилов, в начале 1900-х годов прошлого столетия, он был построен на новом месте, на небольшой возвышенности. В дацане имелись старинные бурханы: Бурхан багша, Найдан Жудуг, Майдари, Цзонхава. 

В народе дацан назывался Тарбагатайским, по названию пади Тарбагатай. Дацан строили всем миром, с любовью. На строительство привлекались местные умельцы-самородки из Додо-Или, Загдачея, Хужартая, Алханая. Они заготавливали отборный строительный материал. В качестве кровельного материала использовали листовое железо, которое красили ярко-желтой краской. Это было двухэтажное здание восточной архитектуры, кругом стояли домики лам, другие помещения. В дацане служили около 70-80 лам. В 1934 году его закрыли, были уничтожены, потеряны культовые предметы, статуи, книги. В середине 30-х годов здание Тарбагатайского дацана перевезли в Дульдургу. 

 

Современное состояние

В 1992 году по просьбе верующих жителей села Узон правление колхоза выделило помещение детского сада для реконструкции под Маанин дуган, который был открыт по ходатайству Гурожаб ламы. После освящения дуган получил название «Сандуб Чойнхорлинг». Раз в месяц для проведения молебнов приезжали ламы Агинского дацана, которые организовывал ныне ушедший в другое рождение учитель Гурожаб лама, уроженец села Узон.

 

На протяжении семи лет дуган в с.Узон был филиалом Агинского дацана. В 1998 году узонцы выступили с инициативой возрождения Тарбагатайского дацана и строительства рядом с Маанин дуганом Согчен дугана. Осенью того же года из Агинского дацана в качестве даа-ламы (руководителя) был направлен Баир лама Ирдынеев, ученик Гурожаб ламы. 

В 2001 г. дацан был освящен, а ширээтэ ламой назначили Баира Ирдынеева. В 2002 г. возведена ступа «Жанчуб». В июне 2002 ступа освящена Дид Хамбо ламой Цыреном Дондукбаевым и ламами Агинского дацана. В настоящее время в дацане три дугана (Согчин, Маанин и Сахюусан). В штате – 6 лам. Прихожанами являются жители Дульдургинского, Акшинского и Кыринского районов.

 

15 июня 2001 года прошли мероприятия по открытию Узонского дацана и интронизации Баир ламы на должность ширээтэ. Дацану как приемнику Тарбагатайского дацана, оставили название «Даши Тубдэнлин» - Обитель счастья великого учения. Все ламы, служащие в дацане, имеют высшее духовное образование. Шэрээтэ лама Баир имеет ученую степень «гэбши». За эти годы под руководством Баир ламы в дацане построены Сахюусанай сумэ, жаган, жилые дома для лам, возведены три ступы: на территории дацана, в местности Арын Жалга, бумхан в местности Уржин Ханда. 

В 2004 году дацан принял активное участие в проведении Азиатской буддийской конференции за мир (АБКМ). 

Летом 2005 года по приглашению Баир ламы в дацане побывал учитель Далай ламы Досточтимый Кирти Ценшаб Римпоче. Он даровал народу посвящение Цеван и Жейнан Чойжала. 

24 августа 2007 года состоялось освящение (рамнай) и торжественное открытие Согчен дугана Узонского дацана. Освящение проводили Глава Буддийской традиционной Сангхи России Пандито Хамбо лама Дамба Аюшеев, ширээтэ ламы Сангхи России и представители дацанов этнической Бурятии. 

В дацане проводятся все установленные канонами буддизма ежедневные, ежемесячные хуралы.

 

Сахюусан дацана - Балдан Лхамо.

 

Новости

23 марта с 11ч в Узонском дацане будет хурал посвящённый сахюусанам Шагдар, Намсарай
С собой на хурал брать молоко, чай, водку и белую пищу.
НАМСАРАЙ сахюусан помогает людям богатеть, мудро распределять богатство, помогая другим материально и освобождая их, таким образом, от забот и финансовых сложностей. Он может принести процветание и удачу тем, кто руководствуется нравственными принципами.
НАМСАРАЙ – это самый сильный символ богатства в Буддизме. Восседает божество на белоснежном льве. Цвет его большого, округлого тела - желто-золотой, выражение лица - гневное. В своей правой руке он держит знамя победы, а в левой мангусту, животное, связанное с благосостоянием и богатством, которое отрыгивает драгоценные камни. Вайшравана также известен под несколькими другими именами, такими, как Дзамбала, Кубера или Намто срай по Тибетски. Кроме того, он проявляется как Махараджа ( Великий Царь) Севера по имени Шри Вайшравана. В этом аспекте он часто изображается на внешних стенах монастырей и храмов, вместе с тремя другими защитниками основных сторон света, как защитник от всего негативного.
Уважаемые верующие, имена на хурал отправлять в группу дацана мессенджера Вайбер
https://invite.viber.com/?g2=AQBgy68lX99lR0qeZWlordILsuRCERxfMLMQOufHeKFJ2WfOPldkPHA70Tq4vLya
Айладхал (подношения) можете отправить по телефону 89021619618 мобильный банк Шэрээтэ ламы Узонского дацана Даши Александрович И.
Забайкальский край, Дульдургинский район, Узон
Ирдынеев Баир Александрович
+79242958590