Бурятия в лицах

Гомбоев Дампил

Х ПАНДИТО ХАМБО ЛАМА 1879-1896

Выдающийся религиозный и общественный деятель Дампил Дампилович Гомбоев родился в 1831 году в известной семье из рода хатагинов. Отец его был великим ламой, известным среди селенгинских бурят. С раннего детства Дампил посвящен в духовное звание в Гусиноозерском дацане, прошел сложную и трудную школу хуварачества. Для продолжения духовного образования уехал учиться в знаменитую философскую школу (чойра) в Цугольский дацан. После окончания возвращается в свой родной дацан и зачисляется в штат комплектных лам. В 42 года утвержден ширээтэ Гусиноозерского дацана. 

 

12 июня 1876г. на выборах кандидатов на должность Пандито Хамбо Ламы присутствовало 101 депутат от лам, родоначальников и доверенных от разных обществ. Были избраны 4 кандидата. Это ширээтэ Учетуевского дацана Чойдан Цыдыпов – 89 голосов, ширээтэ Эгитуйского дацана Еши Доржиев – 71 голос, ширээтэ Цулгинского дацана Чойван Цыденов – 44 голоса и ширээтэ Гусиноозерского дацана Дампил Гомбоев – 99 голосов. «При этом все доверенные депутаты от духовенства просили ходатайствовать перед Генерал Губернаторов об утверждении Хамбо Ламой ширээтэ Гусиноозерского дацана Дампила Гомбоева, как более достойнейшего и старейшего из них, и который заявил о своем горячем желании выучиться русской грамоте, для каковой цели и приступил уже к серьезным занятиям…» [ГАЧО, ф.1 общ., оп.1, д.1442, л.24].

 

Согласно «Положению 1853г.», от Хамбо Лам требовалось знание русского языка. Дампилу Гомбоеву для изучения русского языка назначили годичный срок, по окончании «произвести Гомбоеву испытание в знании им русского языка». 

 

В 1879 году Дампил Гомбоев утвержден в должности Пандито Хамбо Ламы Ламайского духовенства Восточной Сибир, по вручении Высочайшей Грамоты был приведен к присяге в Гусиноозерском дацане. 

 

Впоследствии Хамбо Лама Гомбоев проведет ряд распоряжений для бурятского населения по изучению русского языка. «Я поручил ширээтэ, чтобы они безотлагательно возбудили прихожан своих дацанов для отдачи детей в русскую школу, потому что из них на будущее время при открытии вакансий необходимо будет поступить в духовное звание, в хувараки, равно свободно могут вступить по выбору в других должностях между инородцев… Первенствующий Лама Пандито Хамбо Гомбоев» [ГАЧО, ф.1 общ., оп.1, д.1442, л.70].

 

«Положение 1853г.» содержало жесткие ограничительные статьи: строжайше запрещалось строить новые дацаны свыше «комплекта», производить сбор средств на строительные расходы без общественных постановлений, без утверждения генерал-губернатора и разрешения Министерства внутренних дел. Но несмотря на этот тройной контроль, дацаны никогда еще не вели строительство в таком объеме, как во второй половине XIX и начале XX века. Буддизм в Забайкалье находился в самом расцвете. За период деятельность Хамбо Гомбоева сделан капитальный ремонт всего монастырского комплекса Гусиноозерского дацана. Производились ремонтные работы в соборном храме, в сумэ «Минтугпа», «Найдан». Были сделаны пристройки к другим сумэ, заново перекрыта крыша цогчен дугана. Всего таких ремонтных работ было произведено пять: в 1888, 1889, 1892, 1895 годах. Прекрасные организаторские способности, дипломатический дар Хамбо Ламы позволяли осуществить любое сложное мероприятие. Хамбо Лама требовал от ширээтэ подведомственных дацанов, чтобы те проводили у себя ремонтные и строительные работы. Неторопливые отстранялись от должности, например, ширээтэ Кударинского дацана.

 

В эти годы дацан приобрел комментарии великих индийских пандит, 225-томный священный Данджур. Хамбо Лам сам преподает буддийскую философию ламам и хуваракам. Высокообразованный, в совершенстве знающий монгольский, тибетский, знакомый и с древним языком пали, а также прекрасно владеющий философской литературой на этих языках. 

 

«Примером наиболее даровитых и сильных буддистов известный Пандито Хамбо Лама Дампил Гомбоев. Родовитый, семилетним ребенком посвященный в духовное звание, он юношей обратил на себя внимание, что по приговору инородцев признан занять место среди штата Гусиноозерской кумирни. Вся жизнь его поглощена ревностным изучением буддийского учения. О поведении его никто, даже из обличителей ламства ничего не говорил предосудительного. Молчаливый, сдержанный, вдумчивый, он по-своему соответствовал идеалу непорочности и мудрости» - писал Эспер Ухтомский.

 

Эспер Ухтомский, умный и коварный противник буддийского духовенства, в своей докладной записке 6 декабря 1888 г. Министру внутренних дел И.Дурново писал: «Опыт показал уже в конце 40-х годов, что от разъединения иркутских и забайкальских бурят буддизм среди первых (иркутских) пришел в упадок и только издание «Положения 1853…» оживило там угасающую ламайскую религию». Ухтомский предлагал видоизменить некоторые параграфы «Положения…» в том отношении, что забайкальских бурят подчинить приамурскому генерал губернатору, а иркутских своему, «то дело обрусения и насаждения православия… будет ограждено от энергичной пропаганды забайкальского ламства» [Церковный вестник, с.63].

 

Благодаря решительной деятельности Хамбо Ламы Дампила Гомбоева «Положение…» было оставлено в прежней редакции. «Хамбо Гомбоев выразил несогласие с изменением «Положения 1853г.», что вызвало большой гнев и резкие выпады Ухтомского по поводу высказываний Хамбо. Однако бурятские ламы и нойоны поднесли 10000 рублей, что способствовало сохранению «Положения…» без изменений» [Нацов, с.115].

 

Авторитет и уважение Хамбо Ламы среди духовенства и соплеменников был необычайно высок, одно его слово и «все как один человек готовы идти в огонь и воду… Любовь и преданность бурят к своему Хамбо Ламе, как можно было постоянно видеть и убеждаться, беспредельны». Об этом свидетельствуют многие исследователи. Высокие нравственные качества Хамбо Ламы снискали ему единодушные, самые лестные отзывы всех посетивших его путешественников русских и иностранных, исследователей, разного рода чиновников. В статье Птицына В.В. «Русские монастыри и буддийское духовенство» читаем о Хамбо: «Современный глава буддизма в России Хамбо Лама самый образованный из лам и ревнитель просвещения».

 

Богатые коллекционные дары предметов буддийского культа, богословской литературы университетам, музеям, содействие и помощь отечественным, иностранным ученым и исследователям снискали уважение ученого мира. В 1888 году Хамбо Лама узнав, что Восточно-Сибирский отдел Императорского Русского Географического общества интересуется буддизмом и поднимает вопрос об изучении, тотчас отправляет коллекцию предметов буддийского культа на сумму 1000 рублей и постоянно дополняет новыми экспонатами. Благодаря щедрому дару Хамбо Гомбоева, этот отдел имел богатейшую в Европе коллекцию предметов буддийского культа. «Иркутскому отделу Географического общества г.Гомбоев подарил такой полный и роскошный музей предметов буддийского культа, как нет нигде в России и которому уступит даже «Musse des religious» в Париже. «В 1888 г. на основе этой коллекции при ВСОИРГО была организована большая выставка…» [Лиштованный, с.51].

 

«Для изучения была и жизни бурятского общества Хамбо Ламой были предоставлены крупные денежные суммы Иркутскому отделу. На личные средства были изданы «Сказания бурят, записанные разными собирателями» [Румянцев, с.24].

 

На его пожертвования в Чите открыты женская гимназия и мужское средне-специальное заведение. При обсуждении вопроса об открытии в Чите женской прогимназии и мужского средне-специального заведения первый вопрос был о средствах, так как их фактически не было. Тогда областная администрация обратилась к Хамбо Ламе Гомбоеву и к бурятским обществам с просьбой о денежной помощи. «Гомбоев пожертвовал значительную сумму и по его просьбе забайкальские буряты и ламы из дацанов собрали несколько десятков тысяч рублей на то и другое заведения, благодаря чему были открыты оба заведения» [Птицын, с.10]. Подобного рода просьбы о пожертвовании были далеко не единичны, на которые Хамбо никогда не отказывал. 

 

В 1888 году Государь Император, почитающийся забайкальскими буддистами как воплощение божества Белой Тары, попал в катастрофу. Хамбо, узнав об этом, тотчас просит разрешение на ремонт сумэ «Дара Эхэ», который за короткий период был приведен в надлежащее состояние и в нем провели молебен за благополучное избавление царя Александра III и его дальнейшее долголетие. Молитва во благо царя и его царских родственников была составлена самим Пандито Хамбо Ламой. Вторая молитва была сочинена им же после того, как молодой цесаревич избежал несчастья во время путешествия в Японии. С тех пор до революционных событий ХХ века каждый год во всех дацанах Забайкалья 69 дней в году проводились молебны за благополучие Императора и его семьи. 

 

За выдающиеся заслуги в религиозной деятельности, за распространение и сохранение Учения Пандито Хамбо Лама Дампил Гомбоев пожалован Джебцзун Хутухтою титула «Майдари номун хаган». Перевод этого документа с монгольского осуществил профессор Позднеев А.М.

 

Из отзывов многих исследователей, оставивших о Хамбо Гомбоеве положительные воспоминания, примечательны теплые, полные уважения слова автора «Сибирской Даурии»: «Сквозь толщу лет идет ровный теплый свет, излучаемый взглядом этого монаха, образованнейшего человека, опытного политика, рачительного хозяина. Он хотел и умел быть источником знания».

 

О последних мгновениях Хамбо Ламы существует легенда (Полевые дневники бичурской экспедиции, 1966г.). Это произошло во время молебна на обо Бурин хан. «Хамбо Лама знал все замыслы противников…он остановил помчавшихся лошадей на берегу обрыва, попрощался с народом. Объявил, что пришло время уйти, затем погнал лошадей и разбился с ними». 

 

По книге Г.Г. Чимитдоржин Институт Пандито Хамбо Лам 1764-2004гг

 

 

 

1587
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии