Бурятия в лицах

Мункожапов Данжа

ХVI ПАНДИТО ХАМБО ЛАМА 1925-1932

Родился в местности Галтай выше села Удунга Селенгинской степной думы. Маленького Данжа в возрасте семи лет родители отдали на обучение в Иройский дацан «Чойдон Даржалин». Здесь он принял начальные обеты. После нескольких лет дацанского обучения он изъявил желание постигать буддийскую философию, но так как в родном дацане не было школы чойра (философии), его отправили в философскую школу Тамчинского дацана «Даши Гандан Даржалин».

 

Философ и эмчи лама

За время обучения Данжа принял полный обет ламы гелуна. Обет гелуна можно сравнить с лодкой. Если переходить реку вброд, можно упасть, провалиться и утонуть. А обеты, как лодка, оберегают человека от соблазнов и ошибок. Строгое соблюдение обетов позволило ему сосредоточиться на своем интеллектуальном развитии, прежде всего, на изучении буддийской философии. И Данжа Мункожапов успешно защищает ученую степень – гэбшэ, а затем, пройдя полный курс обучения на факультете чойра, успешно выдержал экзамены на высшую духовную ученую степень – габжа.

 

С целью оказания практической помощи людям он поступает на обучение в манба-факультет дацана для получения образования по восточной медицине. Здесь нужно сказать об истинных мотивах, двигавших будущим Хамба ламой. Буддийский термин «сострадание» означает желание устранить страдания живых существ. Если ваш коллега болеет, вы можете просто посочувствовать ему, что тоже хорошо, или же сбегать в аптеку за лекарством для него. Второе, это более реальное выражение желания помочь, что и сделал Данжа Мункожапов.

 

После окончания манба-факультета он некоторое время стажируется в известном Манба факультете Шулутского дацана «Гандан Даржалин». Затем лечит больных и становится известным эмчи ламой. Наверное, эффект от его лекарств и способов лечения был очень сильным, поскольку Данжа лама вкладывал в лекарства оздоравливающую силу своих молитв.

 

Данжа Мункожапов пользуется уважением среди духовенства и прихожан, его выбирают делегатом на I духовный съезд в Шулутском дацане. Здесь 12 октября 1922 года собрались буддисты бурят-монгольских областей ДВР и РСФСР и обсудили проблемы проведения реформ в бурятских дацанах. На съезде были приняты: «Положение об управлении духовными делами буддистов в Сибири» и «Устав внутренней жизни монашествующих в буддийских хидах Сибири», создан центральный орган административного управления ламаистской церкви Бурятии — Центральный духовный совет (ЦДС).

 

На посту Хамбо Ламы

Между тем, давление со стороны государства на религиозные организации постепенно усиливается, и вскоре созывается II Духовный собор буддистов. Он состоялся 22 декабря 1925 года в городе Верхнеудинске. На нем Данжа Мункожапов избирается на должность Бандида Хамбо ламы и председателем Центрального духовного совета (ЦДС) СССР. Это стало следствием возросшего авторитета и влияния Данжа Мункожапова. На этом соборе были приняты новый Устав, Положение о буддийском духовенстве в СССР, меры по улучшению духовного образования, организации быта лам на основе традиционных правил «Виная».

 

ХVI Пандито Хамбо лама начал активно проводить работу по претворению в жизнь решений собора, а вскоре I Всесоюзный духовный собор буддистов в г.Москве (20-29 января 1927 г.) утвердил принятые на II Духовном соборе проект Устава и Положения о буддийском духовенстве в СССР. Тогда же, в 1927 году, в глубокой тайне он провел проводы тела Хамбо ламы Итигэлова в местности Хухэ зурхэн в Иволгинском районе Бурятии.

 

На период руководства Сангхой Данжа Мункожапова пришлась «Золотая Блокада», так именуется период в истории советской России с 1925 по 1932 год, когда западные страны отказались принимать в торговле с СССР золото в качестве платежного средства. Теперь за новейшее оборудование и технологии того времени отдавали лес, нефть и зерно, а с 1930 года только зерно. В стране начался массовый голод.

 

А в Забайкалье одним из самых примечательных событий в общественно-политической жизни стали съемки в 1928 году легендарного фильма Всеволода Пудовкина «Потомок Чингисхана». Один из эпизодов фильма был снят в Тамчинском дацане. Против съёмок возражали ламы дацана. Тогда по предложению режиссера правительство республики обратилось с просьбой о разрешении съемок к Пандито Хамбо ламе, и Его Святейшество дал согласие. После этого дацан специально для съёмок перенёс время проведения мистерии Цам, и этот эпизод впервые показал европейскому миру экранный образ бурятского буддизма.

 

Арест

С 21 по 24 августа 1928 года в г.Верхнеудинске прошел III Духовный собор, где были подведены итоги реформы за последние годы. А 12 декабря 1930 года Хамбо лама Данжа Мункожапов был арестован сотрудниками ОГПУ в своей резиденции в Тамчинском дацане. Ему вменялась антисоветская деятельность, и его поместили в тюрьму г.Верхнеудинска. 28 ноября 1931 года дело было рассмотрено коллегией ОГПУ, и он был приговорен к 10 годам лишения свободы.

 

Для отбывания наказания он был этапирован в ИТЛ и МЗ УНКВД по Западно-Сибирскому краю (Сиблаг). Хамбо лама Данжа Мункожапов находился в заключении в Ново-Ивановском отделении Сибнага, далее по приговору «…являлся членом контрреволюционной повстанческой организации «Российский общевоинский союз», ставившей задачу - свержение Советской власти вооруженным путем и организацию террористических актов над руководителями партийно-советских органов. «25 декабря 1937 г. Тройка НКВД по Новосибирской области, рассмотрев материалы обвинения по ст.ст.58-2, 58-8, 58-10, 58-11 УК РСФСР, постановила: приговорить Мункожапова Данжа к расстрелу». Приговор приведен в исполнение 13 января 1938 года.

 

Гелун габжа Данжа Мункожапов – последний из Хамбо лам довоенного периода Советской власти. Он свидетель трагических событий в жизни страны и бурятского буддизма, уничтожения дацанов, репрессий против духовенства, и сам ставший невинной жертвой идеологии и маховика репрессий. Данжа Мункожапов стал единственным Хамбо ламой, ушедшим с трона предводителя буддистов СССР прямиком в тюремные застенки и не вернувшимся оттуда. Тем самым он закрыл дорогу в ад ГУЛАГа для всех последующих Держателей Учения.

 

Четыре истины

Где завершил свой тернистый путь ХVI Пандито Хамбо лама? На самом деле это был путь к бессмертию, хотя в буддизме нет такого понятия, а есть понимание непостоянства всего сущего…

 

Он провел в тюрьмах долгие восемь лет. Как он воспринимал ад сталинских лагерей, бесконечно далекий от размеренной и мирной монастырской жизни? В отличие от большинства своих товарищей по несчастью, Данжа Мункожапов был ученым-буддистом, знатоком буддийской философии. А краеугольным камнем Учения являются четыре истины, первая из которых гласит о существовании страданий. Другие четыре важнейших принципа - это четыре печати, одна из которых утверждает, что все сансарическое бытие имеет в себе долю страданий. В сутрах говорится о том, что побег от страданий как таковых, по сути, не выход. Будда учил, что следует отважно принять все невзгоды, такими, какие они есть. Нужно лишь сменить свое субъективное отношение к ним. Все в мире воспринимается как приятное или неприятное, в зависимости от человеческого восприятия.

 

Тем не менее, горький опыт ХVI Пандито Хамбо ламы и тысяч его единоверцев никогда не должен повториться. Да пребудут Три Драгоценности – Будда, Дхарма и Сангха!

 

По инициативе Буддийской традиционной Сангхи России в 2010 году на родине Хамбо ламы Данжа Мункожапова был установлен субурган.

 

Сергей Доржиев

1497
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии