Бурятия в лицах

Содоев Цыден - Соодой лама

В 1846 году в Элэсуне в семье Солсогшоной Содоя родился сын Цыден. Мать его была из рода Шоно – дочь человека по прозвищу Зоонын убугэн. С детства Цыден удивлял всех проницательностью и ясновидением, предсказывая людям о предстоящих событиях. В семь лет его отвезли в дацан к дяде Шагжа Гэбшэ, мальчик стал хувараком. После сокращения монашеского штата в дацане Шагжа Гэбшэ поселился в улусе, женился, имел много детей. Он был добрым человеком, очень любил детей, стал для улуса найжа Ламой (примерно, как крестник у православных – прим. ред.). умер достигнув 96 лет.

Другой дядя, Зоонын Хайдап был монахом в одном из хоринских дацанов, а вернувшись на родину в 1829 году стал шэрээтэ Баргузинского дацана. В то время дацан находился поблизости речки Борогол, на юго-западе от Хунтэя.

Цыден Содоев в 1861 году отправился в резиденцию Хамбо Ламы, где в течение семи лет проучившись на факультете цанид, получил степень Гэбшэ. С 1881 года по 1886 год находился в Тибете, в монастыре Брэйбун. В 1894 году был избран шэрээтэ Баргузинского дацана.

В составе бурятской делегации ездил в Москву на церемонию коронации царя Николая II.

В течение 1908-1911 гг. Соодой Лама вместе с Аранжамбой Сантабаловым совершил паломничество в страны буддизма: Индию, Непал, Цейлон, Бутан. Вернулся он в Россию морским путём через Юго-Восточную Азию и Владивосток, откуда добрался до родины по железной дороге. По возвращении из паломничества он покинул дацан с двумя-тремя учениками и поселился в Гарге, в доме, построенном для него Арангын Цыденом. Один из его учеников – Дандар – был сыном Морхоева Балду. Соодой Лама учил его астрологии. Когда Дандару было 18 лет Соодой Лама отправил его к Суванову Бато для проведения молебна. У Бато в это время были гости из хоринской земли, среди них оказался больной человек, от которого Дандар заразился и умер. Соодой Лама очень сожалел о безвременной смерти своего ученика. Когда отец Дандара спросил его: «Почему он отправил его сына в такое опасное место?», Соодой Лама ответил: «Будучи опутан происками тёмных сил я был обманут ими».

Соодой Лама предсказал многие события, которые впоследствии сбылись. Так, к примеру, в 60-х года 18-го века, когда переносили дуган из Саган Нура в Харгану он сказал: «Не переселяйтесь в Харгану, лучше отправьтесь на северную сторону Баргузина, в этом случае будет польза». Но богачи и нойоны не послушались совета и перекочевали в Харгану, на что он сказал: «В дугане совьёт гнездо птица-ангир и он превратится в скотный двор». В 1923 году дуган был частично разрушен, а в уцелевшем двухэтажном здании устроили столовую, где стали проводить праздники, позднее оно было заброшено. В тридцатые годы прошлого столетия здания дацанов были разобраны, перевезены в Хунтэй и пущены на хозяйственные постройки. Также поступили и с другими культовыми зданиями.

Однажды в Баргузин прибыл высокопоставленный Лама-перерожденец (хубилган - бур.). со всех окрестных мест собрались люди, чтобы узнать о своём будущем. Человек по имени Аранзайн Цыден тоже обратился к Гэгэну. Когда он вернулся, Соодой Лама спросил у него: «Что тебе предсказал досточтимый Гэгэн?». Аранзайн Цыден ответил: «Буду жить счастливо». Тогда Соодой Лама снова спросил: «А не сказал он тебе, что у тебя отберут всё имущество и весь скот, а сам ты повесишься на скотном дворе?». Богач был изумлён и, не проронив ни звука, вышел вон. Так оно и случилось. В 1929 году Аранзайн Цыден был раскулачен и покончил с собой. Его правнучка говорила, что Соодой Лама точно предсказал несчастную судьбу её прадеда.

Ещё я слышал такой рассказ. Один богатый нойон спросил у Ламы: «В наших краях живёт Лама, прозванный в народе Шалшин Гэгэн, Содоев Цыден. Обладает ли он ясновидением?». Лама при всех вскочил с сиденья и воскликнул: «Что вы говорите?! Понимаете ли вы, что говорите? Он является высочайшим воплощением. Я по сравнению с ним ничто!». Тот нойон после говорил: «Оказывается, мы невежественные, слепые люди и ничего не понимающие».

Соодой Лама говорил, что на дворе у людей не будет ни коновязи, ни дров. Много предсказаний он сделал о советском времени.

Соодой Лама обладал сиддхи – сверхъестественными способностями. Так, к примеру, рассказывают удивительные истории, происходившие во время его путешествия в Индию и Тибет.

Однажды, когда Соодой Лама со своими спутниками достиг реки, через которую не было переправы, он велел остальным бросать по очереди камни на противоположный берег, держась за конец его пояса. И как только путник следовал совету Ламы, то он тут же оказывался на другой стороне реки.

В другой раз случилось Соодой Ламе войти в жилище каннибалов, которые завидев его стали точить ножи. Соодой Лама начал читать про себя мантры и каннибалы задремали, а потом погрузились в крепкий сон. Соодой Лама и его товарищи покинули страшное жилище целыми и невредимыми.

Также рассказывали, что путешествуя по Индии Соодой лама выступал в состязании с бродячими магами, когда те бросали ему вызов. Однажды, когда Соодой Лама ночевал со спутниками под открытым небом, то один местный маг с помощью заклинаний стал метать в них молнии. В ответ Соодой Лама вызвал ливень и град, и над жилищем мага засверкали молнии. Когда маг признал своё поражение, то Соодой Лама взял с него клятву не наносить вред людям, после чего отпустил.

В одной молодой семье долго не было детей. Когда супруги обратились к Соодой Ламе и склонились перед ним в почтительном поклоне, Соодой Лама схватил трость и ударил их со словами: «Родите вы ребёнка или нет?». Те закивали: «Да, конечно, родим». Соодой Лама отпустил супругов, сказав, что их просьба удовлетворена и, действительно, через год в молодой семье родился сын.

Соодой Лама не любил останавливаться в богатых домах, напротив, ночевал у самых бедных людей. Так, как-то в Баянголе богачи наперебой стали приглашать его к себе, а он же остановился в доме Донтоной Марасхая, который был очень беден, да так что ему нечем было угостить высокого Ламу. Он предложил Соодой Ламе арсу – пищу бедняков. Лама с удовольствием отведал её. В тех семьях, в которых останавливался Соодой Лама, впоследствии жизнь складывалась удачно – людям сопутствовал успех.

Однажды, когда Соодой Ламе жил в Гарге, его конь куда-то пропал. Соодой Лама отправил своих учеников ловить его, сказав: «Сейчас он пасётся на западной стороне Хунтэя, пока он не перешёл через Аргаду, приведите его». Ученики удивились про себя: «Откуда же он знает, где пасётся его конь, ведь это так далеко». Вскочив на коней они поскакали к берегу Аргады, где изловив лошадь Ламы привели его хозяину.

Как-то Соодой Лама приехал в гости к своему брату Буянто. Шёл дождь, была сильная гроза. Буянто отправил двоих сыновей за скотом, на что Лама сказал ему: «Зачем в такую погоду ты отправил сыновей за скотом? В них едва не попала молния, я отвёл её, и она поразила животных». После чего добавил: «Учи сыновей в русской школе, это поможет им в будущем. И держи поменьше скота». Младший брат не послушался его и продолжал увеличивать поголовье скота. В тридцатые годы он был раскулачен.

Когда Соодой Ламе было 71 год, он тяжело заболел, и прибыл в Харгану. Там наказал в течение семи дней не входить к нему. Напоследок он сказал: «К тому, что останется от меня пусть никто не прикасается, кроме Халхын Гэгэна. А также наберите в улусе (село – бур.), сварите суп и угостите людей». Халхын Гэгэну было в то время около 80 лет. Он был сыном Агатын Кондрата. Однако наказ его был нарушен – старший из местных лам вошёл к Соодой ламе и увидел, что он уменьшился до размеров семилетнего (по другим рассказам до размеров трёхлетнего) ребёнка.

После ухода Соодой Ламы был воздвигнут Субурган (Ступа – бур.) на северной стороне Хунтэя вблизи места, где он родился. Весь баргузинский народ собрался у Ступы, чтобы почтить его память. От Харганы до Элэсуна тянулись вереницы людей, пеших и на лошадях.

Из воспоминаний Очира Бухаева, Буддийский альманах "Легшед"

5391
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии