Бурятия в лицах

Цыремпилов Гуро Дарма

XIV ПАНДИТО ХАМБО ЛАМА 1919-1922

 

В архиве Рукописного фонда есть биография Хамбо Ламы Гуро Цыремпилова на старомонгольской письменности. Известно, что он уроженец улуса Хошомо Хоринского ведомства. Закончил Курбинское начальное училище, затем Верхнеудинское приходское училище. Духовное образование получил в Ацагатском дацане. Свыше 10 лет проходил обучение в Лавране – одном из лучших тибетских монастырей. Защитился на богословскую ученую степень доромба.

 

С 1919 по 1922 годы Гуро Дарма Цыремпилов избран на должность Хамбо Ламы. В этот период происходят бурные исторические события: изгнание семеновцев из Забайкалья, образование ДВР. По Конституции ДВР 1921 года всем национальностям предоставлялось право на самоопределение. Церковь была отделена от государства, каждый может исповедовать любую религию. Религиозные учреждения приравниваются в своих правах к союзам и обществам. «Осенью 1921 года Хамбо Лама обратился к Бурмонавтупр за разъяснением о положении ламаистской церкви в ДВР. На что был дан ответ, что так как в данный момент нет союзов и обществ, то «Хамбо Лама должен продолжать заведывать и управлять применительно к закону 1853 г.» [Герасимова, с.59].

 

С начала 1922 года Пандито Хамбо Лама начал ходатайствовать перед правительствами БМАО, ДВР, РСФСР о разрешении созывать общий съезд буддистов – Духовный Собор для разработки основных положений административного управления буддийской церкви в Восточной Сибири. Ходатайство было решено положительно и получило одобрение на заседании Центрального комитета бурят-монголов Восточной Сибири. Было разослано по всем дацанам и улусам обращение. В газете «Шэнэ Байдал» от имени Комитета Бурятской национальной культуры в поддержку ходатайства Хамбо Ламы Цыремпилова опубликовали письмо «К сведению верующих масс о высшем духовном соборе буддистов Бурят-Монголии». «В письме говорилось, что «настоящий собор созывается впервые в целях урегулирования и обновления религии… Основная задача собора состоит в том, чтобы обновить жизнь лам и хувараков, сделать ее не противоречашей государственному строю и жизни трудовых масс, через это добиться долгого и благочествивого существования драгоценной религии бурхан Будды на пользу живых существ» [Герасимова, с.61].

 

В октябре 1922 года в Ацагатском дацане состоялся Первый Духовный Собор буддистов. Это был особый собор, в будущем он имел огромное значение для буддийской церкви. Во изменение «Положения 1853 года», которое ограничивало буддийскую церковь и духовенство, на собор были представлены проекты «Положения об управлении духовными делами буддистов Сибири» и «Устава внутренней жизни монашествующих в буддийских хидах Сибири». Проекты были приняты Собором. 

 

Г.Г. Чимитдоржин

 

1689
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии