Бурятия в лицах

Ванчиков Галсан Чойроп

VII ПАНДИТО ХАМБО ЛАМА 1860-1872

 

Места окрест села Ацула, по берегам реки Темник, славятся по всей Бурятии как облепиховый рай. А еще кедрач по отрогам Хамар-Дабана. Брусника, смородина - по распадкам.

 

Земляки из Ацулы и других окрестных сёл, те, что постарше, конечно, помнили, но то, что из этих мест произошел седьмой Пандито Хамбо лама Галсан Чойроп Ванчиков, широкой общественности республики стало известно сравнительно недавно. И тут мы подходим к факту, уникальному для истории бурятской буддийской конфессии: шестеро Хамбо лам, с третьего до седьмого и десятый принадлежали к роду хатагинов, вышедших во второй половине XVII века из Монголии. О первом из них - Лубсан-Жимбе Ахалдаеве уже сказано. Вслед за ним идут трое Ешижамсуевых - Дэмчог, Данзан-Гаван и Чойбон-Доржо. Ахалдаев и Ешижамсуевы родились в одной местности - Хонин-Нюга (Бараний Луг). Ахалдаеву и Дымчику Ешижамсуеву там в 2007-м и 2008-м годах уже поставлены субурганы. В последующие годы придет черед ставить субурганы двум оставшимся Чойжамсуевым.

 

В небольшой биографии Галсан-Чойропа Ванчикова, подготовленной в Иволгинском дацане, есть чем и кем гордиться их землякам селенгинцам, а в широком смысле и всем бурятам и вообще жителям республики независимо от национальности.

 

Я уже не раз писал о регулярных праздниках в честь выдающихся деятелей буддизма, в первую очередь, Хамбо лам, проводящихся на их родине, у посвященных им субурганов. Последние возводились и прежде. Но особый смысл, стройную систему, размах приобрели они после Явления в 2002 году Драгоценного и Неиссякаемого Тела Этигэлова. В первой части торжеств - молебен, затем краткая официальная часть с приветственными речами, концерт и Сурхарбан.

Мне удалось присутствовать на освящении субургана в местности Талын-Харгана недалеко от Новоселенгинска, там, где ушел в Нирвану первый Хамбо лама Заяев. Много раз проезжал раньше мимо. Дорогие мне места, так как недалеко отсюда, в Новоселенгинске я впервые увидел божий мир. Ландшафт, конечно, это невысокие холмистые горы с голыми склонами, поросшими полынью. И вот такое место, оказывается, связано с уходом в Нирвану Заяева. И этот степной ландшафт после появления здесь субургана, его освящения и праздника по этому случаю, ожил, задышал. Надо, надо напоминать людям их собственную историю именно таким методом - почитанием сакральных мест Бурятии. И ведущая роль в этом по праву принадлежит Буддийской традиционной Сангхе России.

 

Приходилось мне раньше бывать и в Ацуле. Теперь я приеду сюда с трепетом в душе: здесь в 1816 году, в год Огненной мыши 27 числа третьего осеннего месяца по лунному календарю спустился к нам с небес просвещеннейший из Хамбо лам, непреклонный в своем милосердии. Это Галсан-Чойроп Ванчиков. Вообще-то Ацула, очевидно, одно из здешних урочищ, название которого в советское время перешло к выросшему здесь селу. Место же, где родился Ванчиков, называлось Сагаан-Бургаасун (Белый Тальник). Здесь жили его родители Сан-Дэлэг и Галсан Долгор, принадлежавшие к знатному княжескому роду, откуда вышло немало просвещенных лам, деятелей, отмеченных наградами российских самодержцев. По имени отца Ванчикова еще при жизни звали Сан-Дэлэгом или Сан-Дэлэгын багша.

 

Отец с матерью были людьми набожными. Еще до рождения сына отцу приснилось, что Соржо лама Тамчинского дацана Галсан говорит ему: "Построй дацан! Будет польза людям!" - и преподносит в дар белую раковину, символизирующую распространение буддийского Учения. Возрадовавшись, отец с еще большей силой стал начитывать мантры. На следующий же день после рождения сына Галсан-соржо приехал из Тамчинского дацане к ним и дал новорожденному имя Галсан-Чойроп.

 

Чудесные явления сопровождали Ванчикова всю жизнь. В семь лет принимает обет послушника. Хотя он внешне и не усердствовал, но учение давалось ему легко. Тексты заучивал с одного раза, без понуканий.

 

В 24 года он встретился со знаменитым святым учителем Хорчид гэгээном Галсан-Содбо из Внутренней Монголии. Три года Галсан-Чойроп сопровождал великого йогина, воплощение Ваджрадары (Очирдари) в его путешествиях по Бурятии с проповедью Учения. Во время посвящения Калачакры, которое святой давал в Ичетуйском дацане, на ясном небе повисла радуга. А однажды в Баргузине в жестокий мороз Хорчид-гэгээн давал учение раздетым до пояса, обвязанный железной цепью, при этом от него шел пар. Много высоких посвящений на тайные тантрические практики получил молодой монах от великого мастера. И вообще всю свою жизнь Галсан-Чойроп Ванчиков ездил из дацана в дацан по Бурятии, Монголии, чтобы усовершенствовать свои практики. Затем он сам давал Посвящения и Наставления во многих бурятских дацанах. Он первым из бурятских лам стал принимать экзамены на ученые звания габжа и гэбши, создал для них учебные программы и распорядки дня послушников, давал им обеты убаши (генинов), гэцулов, гэлонгов. Он же первым из бурятских лам стал давать Учение Калачакры в России. Ванчиков был верным учеником Хамбо ламы Чойбон-Доржо Ешижамсуева, ассистируя ему во время учений. Перед своей кончиной Хамбо передал Галсан-Чойропу хадак с наказом усиленно читать книги по цанниду (философии и богословию).

 

Взойдя в 1860 году на трон Хамбо ламы, Галсан-Чойроп Ванчиков с еще большим рвением продолжал свою благородную деятельность по распространению Учения. После проведенных им посвящений, дарования благословений, наставлений в окрестных местностях устанавливался мир, прекращались внезапные смерти, болезни, ссоры. Сан-Дэлэгын Хамбо, достигнув очень высоких степеней учености, неизменно советовался с великими Учителями Монголии и Тибета. Неоднократно он делал обширные подношения седьмому Богдо Гэгэну, Засаг Хамбо Утайшаня, испрашивая у них советы по дальнейшему развитию практики буддийского Учения.

 

В 1872 году Сан-Дэлэгын Хамбо был ошибочно снят местной администрацией со своего поста. В первую очередь, из-за его активной политики противодействия христианизации бурят. Впоследствии, все обвинения были сняты с него высшим губернским начальством. В знак признания его выдающихся заслуг участники выборов нового Хамбо ламы преподнесли ему благодарственное письмо. После ухода в отставку Учитель еще более усилил личные практики по сокровенной мантре, проводил публичные ритуалы по Калачакре и Жинсрэг, делал подношения своему преемнику на троне Хамбо ламы, храмам Цаннид, Жуд, Манба, Калачакры, также отдельно пожертвовал 4000 рублей с пожеланием использовать "ни на что другое, как на Калачакру". Новоизбранный Хамбо Чойдор Мархаев из Ацагатского дацана после восшествия на трон поднес мандалу Сан-Дэлэг Хамбо. В срединном летнем месяце 1873 года великий йогин в местности Харуул-Нюга (Караульный Луг) принимает участие во встрече цесаревича, будущего императора Александра III. Представители 13 дацанов поднесли высокому гостю серебряную статуэтку Будды, завернутую в шелка, монгольскую юрту с золотым навершием-ганжиром, золотое блюдо, изысканные кушания, одежды, нож, огниво, накидку на сидение.

 

В срединном осеннем месяце того же года самочувствие Учителя еще более ухудшилось, он рассылает письма своим ученикам, а новому Хамбо ламе предсказал, что отныне гонения извне утихнут, будете спокойно жить.

Второго числа этого месяца ученики продолжили молебен возле Учителя. Он обратился к ученикам: "С восточной стороны держите запряженную в телегу лошадь, я еще обойду кругом Хуреэн (дацан)!", - и стал уходить в Нирвану. Второго, третьего числа к его дому стали стекаться отовсюду ученики. Со слезами на глазах они совершали ритуал подношения Мандалы. В течение 10 недель по понедельникам тысячи его учеников - духовных лиц и мирян - подносили Мандалу. Тело Учителя пронесли вокруг дацана и поместили в Цаннид дуган, затем во вновь построенный храм, с тем, чтобы в будущем поместить в субурган. Для выполнения ритуалов за ушедшего были посланы в монастырь Дайчин вана в Монголии двое габжа лам. Они поднесли шелковую ткань, которой Сан-Дэлэг Хамбо обертывал священные книги, лошадь с телегой, получили заказанный ими текст восхваления ушедшего, сделали богатые подношения в храмах монастыря, заказали молебны за ушедшего. В последующий период были получены из Тибета с выражением почтения к ушедшему в Нирвану священные атрибуты из серебра с хадаком от Гунчен-ринпоче, печать Учения и другие принадлежности от Панчен ламы, пожелания обрести благое рождение от Далай ламы и других великих учителей. Все эти сведения содержатся в подробной биографии Г-Ч. Ванчикова, обнаруженной в Агинском дацане Дид Хамбо ламой Цыреном Дондукбаевым и изданной в Иволгинском дацане.

 

В 2004 году в Ацуле по инициативе Пандито Хамбо ламы Дамбы Аюшеева, силами земляков был возведен и освящен субурган Галсан-Чойропа Ванчикова. Осенью 2006 года здесь прошло празднование 190-летия великого ламы. Теперь ежегодно в этом месте проходят молебен и Эрын Гурбан Наадан с участием Пандито Хамбо ламы и Ширээтэлам Буддийской традиционной Сангхи России.

 

Николай Бадмаринчинов

 

 

1709
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии