Занданов Гомбо Угаевич

Родился 10 декабря 1885 года в Туракино в местности Хара Дабаан, в семье Угай Зандан и Жажын Палжит. В шесть лет поступает хувараком в Харганайский (Баргузинский) дацан близ озера Сагаан Нур, ныне Курумканского района. Известно, что его судьбу в буддийских науках определял великий Соодой лама. Практически с самых первых дней начались интенсивные практические обучения азам Тантры. Видя склонность мальчика к теории, к академическому обучению, Соодой багша советует отправиться подальше от дома, где соблюдается строгая дисциплина и отработан график, распорядок монашеской жизни. Так юный Гомбо Занданов уезжает в Анинский дацан Хоринского района. Спустя несколько лет он отправляется в Тибет. Там он поступает в тантрический монастырь Джюто (город Лхаса), в котором прошел весь курс обучения буддийской Тантры. Усердный и одаренный хуварак быстро осваивает эту сложнейшую буддийскую дисциплину. По ходу обучения он всегда помнил те уроки, которые в детстве получал от ундэр гэгэна, и удачно совмещал их с изучением теории. Здесь же он защищается на высшую ученую степень в Тантре – Аграмбу. 

В 1937 году возвращается на родину в родительский дом. Уже прошла вторая волна гонений на религию. Дацаны закрыты, ламы распущены, большинство из них заключено под стражу. Религия находилась под запретом, гонения на священнослужителей продолжались. Некоторое время ему также приходилось скрываться от преследовавших чекистов. Известно, что Гомбо лама дольше всего был в Бороголе и Баянголе. Оттуда было близко до Шинагальжина, до места ухода в Нирвану Учителя. Для завершающих медитационных практик нужно было благословение от этого Просветленного места. Несмотря на гонения и все тяготы жизни, он не прекращал свои тантрические практики. 

Ему и еще нескольким ламам в далекой юности Соодой лама предсказал большой успех в практиках и неуязвимость их жизни. Когда он был молодым, была слепая, безоговорочная вера в слова Учителя. Теперь же пришло понимание и уверенность в своих духовных силах. В мирное время, может быть, у него не было бы таких успехов. Ведь действительно было неизвестно, что наступит завтра: или следующее утро, или следующая жизнь. Поэтому надо было спешить. 

Годы упорных занятий дыхательной йогой и визуализацией себя божеством дали ошеломительные результаты. Он подчинил своей воле дыхание и мысль. Осознание стало таким же спонтанным, естественным, как дыхание. И каждая фаза дыхания, вдох-выдох, были под присмотром. Теперь изменилось все. Вся жизнь, и сон, и бодрствование, проходило в осознании. Такой контроль породил власть над своей внутренней сущностью. А эта власть дает возможность управлять и внешним миром. Так настал новый этап в жизни Гомбо ламы. Теперь отпала необходимость прятаться. Однако время продолжало быть неблагоприятным. 

Он устраивается в сельскохозяйственную артель «Эбтэ байдал», что в селе Аргада. Именно здесь, в Аргаде, его Учитель оставил и завещал хранить свою одежду. Поэтому, размышлял Гомбо лама, лучше находиться поближе к этому месту. Если в столь трудные времена одежда Соодой ламы сохранится, как он завещал, значит и с другими ламами ничего не должно случиться. В Аргаде ему больше всего приглянулась местность Иликчин. Туда он часто уходил и пропадал. Детей родственников иногда просил принести немного еды к одному большому раскидистому дереву. Всякий раз дети удивлялись чему-нибудь: он мог неожиданно возникнуть из-за дерева, иногда проявлялся сидящим на верху, а если шел дождь, то это дерево и место вокруг всегда были сухими. 

Гомбо лама перестал различать день и ночь, сон и бодрствование, духовную практику и отдых. Люди и боги, духи и животные, все существа стали едины, неразделимы. Он стал ощущать присутствие и пожелания каждого из них, находящегося поблизости. Люди шли ночами, днем было опасно приходить к ламе. Все боялись друг друга. Дав клятву бодхичиты, он не мог отказать кому-либо. Несмотря на страх быть пойманным и наказанным, народ все шел и шел. Поздно вечером, когда уже почти темнело, приходили на прием с несколькими детьми. Детей оставляли на улице, каждого через 2-3 дома. Перед этим тщательно инструктировали, строго – настрого наказывали как вести себя на тот или иной случай. Ведь от этого могла зависеть их жизнь. Если появлялся незнакомый, посторонний всадник, подавался условный свист, лама убирал, прятал тексты, ритуальную атрибутику. И все рассаживались как бы за ужином. Такие страшные были времена. 

Было много разных историй в практике Гомбо Занданова. Его авторитет и известность все росли и росли. Днем работал в артели, вел обычную крестьянскую жизнь, ничем не выделялся. Получил паспорт, в чем ему очень помог Дондупов Цыбик Батуевич (впоследствии ставший председателем колхоза «Аргадинский»). Народ любил его и всегда помогал по возможности, особенно если надо было подыграть как-нибудь перед приезжим начальством, чекистом. Однако было несколько случаев, когда люди были бессильны. В то время большинство доносов писались анонимно. По этим доносам внезапно ранним утром или поздним вечером чекисты заезжали в деревню и стремительно врывались по указанным адресам. Перед самым приходом силовиков Гомбо лама вставал и уходил за печку, за шторку, за шкаф или еще за что-нибудь. Иногда уходил с чашкой чая, если дело было за завтраком или за ужином. Врывались разъяренные милиционеры с оружием в руках, громко крича: «Где этот лама? Мы вас всех арестуем!». Обыскивали весь дом, и за печкой, и за шторкой, и за шкафом, абсолютно везде. Однако никого не находили. После их ухода, как ни в чем ни бывало, Гомбо лама возвращался. Садился за стол, допивал чай. Люди еще не оправились от страха, а он уже шутил. Невероятно, но он так и не был пойман. Все односельчане знали, но никто не выдал. Сколько было рейдов, проверок, обысков, но не нашли ни одной религиозной вещи, ни одной книги, ни одного намека на буддизм. По воспоминанию племянника, им, всем детям, строго наказывали следить за дорогой, в случае появления незнакомого всадника, сразу же предупреждать взрослых или самого Гомбо ламу. Дети есть дети и за игрой прозевали однажды прискакавшего чекиста. Заметили только тогда, когда он уже входил в дом. Спустя несколько минут незнакомец вышел и уехал, дети побежали в дом посмотреть. К их удивлению, дом был пустой, только на вешалке почему- то висела доха. Довольно часто он пропадал на несколько часов, дней, месяцев. 

В народе его называли «шэдитэ лама», что переводится как священник со сверхъестественными способностями. Но никогда он их не проявлял без крайней надобности. Очень скромный, очень добрый, мягкий человек. Аргадинцы приносили к нему своих новорожденных и просили стать «найжа» ламой. Он давал им имена, тем самым становился их покровителем, своеобразным ангелом – хранителем. Если кому-то из молодежи выпадали определенные трудности (по астрологическим расчетам или гаданию) в дальней дороге, например, при поступлении в ВУЗ, нередко он советовал ночевать у него в доме. Его не было, но всегда на вешалке висела это загадочная доха. Даже после его смерти ночевавшие там люди посылали своих детей перед дальней дорогой ночевать в его дом, чтобы очиститься. Никто не помнит, сколько лет там висела эта доха. Но однажды она исчезла. 

В 1968 -1970 годах ориентировочно прошел слух, что в городе расстреляли 7 лам Иволгинского дацана. Тогда приехал специальный человек из города, чтобы пригласить аграмбу в Иволгинский дацан для проведения ритуалов. Гомбо лама в это время отдыхал на Гаргинском аршане. В то время пришла большая вода, реки вышли из берегов, многие места оказались подтопленными. Специально на большом тракторе Степанов Илья ездил за ним на Гаргу. Также доподлинно известно, что он присутствовал при назначении Дарма ламы хамбой Иволгинского дацана. 

29 апреля 1972 года Гомбо лама ушел от нас. В 2014 году по инициативе родственников было решено воздвигнуть субурган в память о великом аграмбе. Его сверхъестественная сила продолжает проявляться и ныне. После непродолжительных обсуждений и споров, было выбрано место для строительства и вид субургана. Из 8 видов была выбрана ступа формы колокольчика – хонхо субурган. При снятии верхнего слоя грунта для заливки фундамента был обнаружен колокольчик буддийского священнослужителя. Стало понятно, что Гомбо лама предвидел это строительство и оставил свой колокольчик потомкам. После освящения субургана на склоне небольшой песчаной горы проявился его лик огромных размеров. Затем туда был перекатан его дом. 

Ученая тантрическая степень «аграмба» - одна из самых труднодостижимых. Буддизм делится на три части: философию, тантру и медицину. Большинство практикующих, в том числе и буряты, следуют, изучают философию. Высшей ученой степенью в которой является звание габжа и hарамба. Этого звания достигло несколько десятков наших лам. В медицине около 10 человек смогли защититься на высшую ученую степень манрамба. За всю историю существования буддизма в России людей, сумевших стать аграмбой, можно пересчитать по пальцам одной руки. Мы очень гордимся Гомбо ламой, молимся ему, просим благословения. Ежегодно собираемся на его родине, на месте, где он родился. Ухаживаем за субурганом и домом. Проводим различные спортивные, культурные мероприятия. Пишем стихи, сочиняем песни. Недавно нашли место, где был когда-то колодец его семьи. Планируем восстановить его, провести пробы воды. Теперь мы все - земляки, родственники и верующие имеем специальный день в году для получения его особого благословения. Это 25 число месяца Коня. Гомбо ламада мургэмэ!

20325
Авторизуйтесь, чтобы комментировать