Новости образования
Новости образования Бурятии

Страны-члены ООН поддержали резолюцию о грамотности. 100 стран присоединились к этой инициативе в качестве соавторов. 

6 ноября во время Третьего заседания 73-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций (UNGA 73) была принята резолюция «Грамотность для жизни: формирование будущей повестки дня», внесенная Монголией. 

Согласно обследованию ЮНЕСКО для UNGA 73, около 750 миллионов взрослых во всем мире, большинство из которых женщины, являются неграмотными, 617 миллионов детей и подростков не имеют доступа к образованию, а 262 миллиона детей и подростков во всем мире не посещают школу. 

С принятием этой резолюции Генеральная Ассамблея ООН признала «каталитический эффект» Десятилетия грамотности Организации Объединенных Наций (2003-2012 годы) в качестве «глобальной основы для устойчивых и целенаправленных усилий по развитию грамотности и грамотной среды». 

В резолюции содержится призыв к правительствам «расширить программы распространения грамотности среди детей, молодежи и взрослых, включая пожилых людей», для «содействия инновационному предоставлению услуг по распространению грамотности, в том числе посредством технологий и укрепления институциональной сети». 

Что касается уровня грамотности взрослого населения (в возрасте 15+) самой Монголии, то он равен 98,5%. Другими словами, 98,5% населения в возрасте 15 лет и старше могут с пониманием читать и писать короткие, простые предложения, касающиеся их повседневной жизни. Как правило, ‘грамотность’ охватывает умение считать, умение осуществлять простые арифметические расчеты. Этот показатель рассчитывается путем деления числа грамотных в возрасте 15 лет и старше на население соответствующей возрастной группы и умножения результата на 100. 

В Монголии образование обязательно для всех детей в возрасте от семи до шестнадцати лет. В начальной школе монгольский язык является центральной составляющей образования. 

В стране также существуют буддийские монастырские школы. Раньше практически всё образование традиционно находилось под контролем монастырей и было в основном предназначено для буддийских монахов. Тибетский язык был языком образования в начальных школах и языком богослужения. Сегодня в школах при монастырях основным языком обучения является монгольский, а вторым — тибетский язык. 

Иностранные языки преподаются со средней школы. В основном это английский. В ВУЗах английский используется наряду с монгольским. 

Английский является наиболее распространенным иностранным языком, за ним следуют японский, корейский и китайский. 

Среди молодых людей популярен японский язык, в меньшей степени немецкий, французский и итальянский языки. Также немецкий знают те, кто учился в социалистическое время в ГДР. Всего немецким владеет около 20 тыс. человек. Французский в 2002 году изучало около тысячи студентов в пяти средних школах и шести государственных и частных высших учебных заведениях, а также 200 студентов, изучающих право, журналистику и международные отношения.

МОНГОЛИЯ

Google и компания Labster, которая специализируется на образовательном виртуальном контенте объединились для запуска виртуальных лабораторий в университетах США. Это поможет студентам с факультетов технических и естественных наук проводить эксперименты без риска спалить заведение или получить травмы.

Так благодаря виртуальным лабораториям от Google и Labster, студенты из Университета Аризоны смогут провести 30 виртуальных занятий по молекулярной и клеточной биологии, экологии и физиологии животных. При этом во время изучения анатомии лягушек ни одна живая особь не пострадает, зато все необходимые навыки будут получены.

Впрочем, причиной создания виртуальных лабораторий стала не только забота о животных, но и проблема многих учебных заведений, которая состоит в том, что студентам просто не могут предоставить необходимое помещение и инструменты для опытов. В этом случае, VR лаборатория становится выходом из положения, так как не знает физических ограничений и не требует дополнительной вентиляции помещении при взаимодействии с химическими реагентами. Разработчики сохранили в приложении все детали различных опытов, поэтому они выглядят максимально реалистично. Также в виртуальной реальности могут проводиться эксперименты, которые невозможны в физической среде, такие как манипуляция ДНК на молекулярном уровне или виртуальное путешествие на экзопланету.

В VR симуляции также можно манипулировать временем, чтобы получить результаты быстрее или исправить ошибки. В приложении сразу же доступна обратная связь касательно проведенных экспериментов.

Сначала виртуальные лаборатории внедрят в университеты США и Европы, а затем и в школы. Приложение Labster можно скачать здесь. Оно совместимо с VR гарнитурами Daydream View и Mirage Solo.

Впереди один из самых любимых и долгожданных праздников всей страны - Новый год! Это время, когда подводят итоги, загадывают желания, благодарят тех, кто был рядом целый год. Мы приглашаем вас стать авторами поздравительных открыток для тех, кто помогает вам становиться лучше и открывать новые знания - учителям!

Принять участие в конкурсе просто!
✍? Создайте макет новогодней открытки для учителя с помощью любой доступной вам техники рисования
?‍?️ Выложите ее на своей странице в социальной сети ВКонтакте с хештегом #ОткрыткаУчителю
? Присоединяйтесь к сообществу Минпросвещения России

? Автор лучшей открытки сможет прославить не только себя, но и свою школу!
Он получит набор напечатанной продукции, а его любимых учителей к Новому году будут ждать открытки от имени Министерства. Сами открытки с указанием авторства будут использоваться в качестве поздравительной продукции Минпросвещения России.

3-4 ноября 2018 года в г. Токио (Япония) на базе Университета Сёва прошла международная научная конференция «Монгольский мир в ХХ веке: ретроспективный взгляд». Основными организаторами конференции выступили Международная ассоциация монголоведения, Университет Сёва и Японская ассоциация монголоведения. 

Данное мероприятие стало продолжением новой традиции, инициированной Международной ассоциацией монголоведения в 2017 году с целью активизации монголоведных исследований в разных странах и расширения сотрудничества исследователей-монголоведов. Согласно принятой традиции два раза в год проводятся Европейские весенние и Азиатские осенние конференции: в 2017 году состоялись встречи в Санкт-Петербурге и Пекине, в 2018 году – в Варшаве и Токио. В 2019 году запланированы встречи монголоведов в Будапеште и Сеуле. 

В данной осенней конференции приняли участие ученые и исследователи ведущих монголоведных центров Японии, Монголии, Китая, России, Венгрии, Германии, Великобритании, которые представили интереснейшие доклады по трем направлениям – история; язык и литература; религия, культура и современное общество. Российских монголоведов на конференции представили: 

Базаров Б.В., директор ИМБТ СО РАН, академик РАН (Улан-Удэ), 
Железняков А.С., зам.директора ИВ РАН, д.полит.н. (Москва), 
Актамов И.Г., директор Восточного института БГУ, к.пед.н., Ph.D. (Улан-Удэ), 
Петрова М.П., доцент кафедры монголоведения и тибетологии Восточного института Санкт-Петербургского государственного университета, к.ф.н. (Санкт-Петербург), 
Кузьмин С.Л., в.н.с. отдела Кореи и Монголии ИВ РАН, д.и.н., к.б.н. (Москва), 
Бадараев Д.Д., с.н.с. ИМБТ СО РАН, к.соц.н. (Улан-Удэ), 
Бадагаров Ж.Б., доцент кафедры филологии Центральной Азии Восточного института Бурятского государственного университета, к.ф.н. (Улан-Удэ) 
Б. Баярсайхан, зав. сектором монголоведения Тувинского института гуманитарных исследований при Правительстве Республики Тыва, к.ф.н. (Кызыл). 
До начала конференции опубликованы тезисы докладов всех участников, в перспективе ожидается публикация сборника докладов участников конференции под руководством Международной ассоциации монголоведения.

Бурятский госуниверситет

Вывеска, сообщающая о перерождении известного всем горожанам «БРУКК» в детский технопарк «Кванториум», появилась на здании по улице Шмидта, 21. 

Сейчас в бывшем здании учебно-курсового комбината продолжаются ремонтные работы. На площади в тысячу квадратных метров развернутся лекторий, коворкинг, интерактивный музей, кабинет кванто-шахмат и учебные залы 6 квантумов: «Робоквантум», «IT-квантум», «Виртуальная и дополненная реальность», «Аэроквантум», «Автоквантум» и «Hi-tech-квантум»

"Учиться в технопарке будут 800 детей от 5 до 18 лет. Мы уже открыли предварительную запись в квантумы. Зачисление в группы будет происходить по результатам входного тестирования, которое состоится уже на этой неделе", - поведал руководитель детского технопарка Кванториум Борис Шульга. 

Педагогический штат «Кванториума» состоит из 12 педагогов, которые прошли обучение в инновационном центре «Сколково» и подтвердили свою квалификацию. 

Детский технопарк заработает для детей уже в ноябре этого года, а Всероссийский День открытия Кванториумов намечен на середину декабря

«Кванториум» – это всероссийская сеть детских технопарков для поиска инициативных и талантливых ребят. Где будущие инженеры, изобретатели и ученые в городах по всей стране реализуют свои самые амбициозные проекты. 

Запущен Яндекс.Учебник — сервис для учителей и учеников 2-4 классов.

На платформе собрано более 5000 заданий по математике и русскому языку. Дети выполняют их онлайн, а учителя могут следить за результатами в реальном времени.

Система сама проверяет задания и заносит их в журнал, так что педагог может сосредоточиться на самом главном — процессе обучения.

31 октября Новоселенгинский музей декабристов посетили учащиеся 7 класса школы №32 г. Улан-Удэ. 

Сотрудниками музея была проведена экскурсия по выставкам и урок памяти "Память жива" жертв политических репрессий. С ребятами провели беседу, посвященную этому дню, показали познавательную презентацию, фильм и рассказали о внуках декабриста Н. А. Бестужева, которых тоже не обошла репрессия тех лет.

После всех мероприятий зажгли свечу памяти и почтили память жертв политических репрессий минутой молчания.

Центр "Дом Старцева Д.Д. - музей декабристов" (п.Новоселенгинск)
Справки по тел: 8(30145)96-7-16

25 октября в библиотеке ВСГУТУ прошел конкурс «Эрхим диктант» на бурятском языке в рамках республиканской недели бурятского языка. Организаторами конкурса выступили методкабинет библиотеки университета и кафедра «Русский язык». 
В конкурсе приняли участие студенты, магистранты, а также преподаватели и сотрудники университета. Текст диктанта представлял отрывок из романа Ц. Жимбиева «Талын харгынууд». 

Результаты конкурса следующие: 

I место - Пунсыков Жаргал (ЮФ, 577-2), 

II место - Додиева Альбина (ТК 28-2), 

III место – Цыбиков Еши-Жалсан (М278). 

Среди участников, представлявших взрослое население I место заняла Цыбикова Лидия Борисовна (Преподаватель ТК ВСГУТУ). 

Поздравляем победителей! Желаем дальнейших успехов!

26 октября 2018 года в Военно-учебный центр при ВСГУТУ (дал. ВУЦ ВСГУТУ) прибыли шестьдесят юноармейцев из среднеобразовательных школ (№18, 19, 63, 20 и др.), лицеев, кадетских школ г. Улан-Удэ. В рамках состоявшейся встречи начальник ВУЦ ВСГУТУ, подполковник Пушечников А.С. провел встречу с юноармейцами г. Улан-Удэ, где рассказал о деятельности ВУЦ, какие военно-учетные специальности реализуются во ВСГУТУ, провел ознакомительный семинар в учебных классах с демонстрацией наглядных пособий, используемых в вооруженных силах РФ в современное время.

С 2016 года в столице Бурятии создан муниципальный штаб Всероссийского военно-патриотического движения «Юноармия», который возглавляет Доржиев Н.А. руководитель МАУ ДО «Центр допризывной подготовки и патриотического воспитания» г. Улан-Удэ, здесь же воспитательно-патриотическую работу со школьниками ведет ветеран афганской войны, капитан запаса Нимаев Б.Д., они также приняли участие в сегодняшней встрече.
В заключении встречи, между начальником ВУЦ ВСГУТУ подполковником Пушечниковым А.С. и МАУ ДО «Центр допризывной подготовки и патриотического воспитания» г. Улан-Удэ и муниципальным штабом всероссийского военно-патриотического движения «Юноармия» в Республике Бурятия, в лице Доржиева Н.А., капитана запаса Нимаева Б.Д. достигнута договоренность о продолжении сотрудничества в направлении организации и совершенствования военно-патриотического воспитания, формирования у молодежи готовности и практической способности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Отечества.

Таким образом, в дальнейшем стороны будут осуществлять совместную деятельность, направленную на воспитание у детей и молодежи высокой гражданско-социальной ответственности, патриотизма, приверженности идеям интернационализма, противодействия идеологии экстремизма.

Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления 

Лекция "Буряад хэлэнэй ерээдүй / Будущее бурятского языка", ректора буддийского института Даши Чойнхорлин, доктора буддийской философии Геше Дымбрыл багша.

Зал заседаний Ученого совета Бурятского государственного университета 

В Курумканском районе в рамках недели профилактики йододефицитных заболеваний прошла акцию «Соль + йод – IQ сбережет». Акция была проведена волонтерами районного центра дополнительного образования, учащимися Курумканской СОШ №1 и Курумканской СОШ №2.
 
Бурятия относится к тем регионам, где насыщенность йодом воды, почвы, воздуха составляет всего 10–30% от нормы. Йод относится к жизненно важным микроэлементам, он не образуется в организме и нужен для образования гормонов щитовидной железы. Йододефицит влияет на коэффициент интеллектуального развития (IQ).
 
К группе риска относятся дети, подростки, беременные и кормящие женщины. В качестве универсального и высокоэкономичного средства рекомендуется всеобщее употребление только йодированной соли. Дети и подростки, не принимающие препараты йода, не только хуже учатся, но и чаще страдают простудными заболеваниями. Волонтеры проводили беседы с населением о пользе употребления йодированной соли и раздавали буклеты. 

Во Всероссийском детском центре «Смена» (г. Анапа) 15 октября подведены итоги тематических смен, в рамках которых 240 молодых казаков из разных регионов России участвовали в казачьих соревнованиях. Участники всероссийской военно-спортивной игры «Казачий сполох» и Всероссийской спартакиады допризывной казачьей молодежи в течение двух недель демонстрировали спортивную подготовку, творческие навыки, знание культуры и истории своей Родины и войска.

Заместитель атамана Кубанского казачьего войска, войсковой старшина Константин Перенижко подчеркнул значительную роль всероссийских проектов в сохранении казачьей культуры:

«Казачий сполох» и Спартакиада допризывной казачьей молодежи дают возможность молодым казакам представить на всероссийском уровне регионы и казачьи войсковые общества, показать спортивную подготовку, вокальные данные и актерское мастерство, знание истории, посетить уникальные места. Всё это помогает юношам осознать, что они являются защитниками Отечества, развивать патриотизм и уважение к традициям».

В рамках игры «Казачий сполох» участники из десяти войсковых казачьих обществ соревновались в спорте и искусстве: конкурсе казачьей песни «У походного костра», военно-спортивной эстафете, показали умения в строевой подготовке, ориентировании на местности, знания материальной части стрелкового оружия, преодолели казачью полосу препятствий и кросс по пересечённой местности, проверили меткость в конкурсе «Огневая подготовка» и знания истории в военно-исторической викторине «Ратные подвиги казаков России».

Один из самых ярких конкурсов «Казачьего сполоха» — «Визитная карточка». В выступлении каждой команды — творческая презентации, приветствия и пожелания соперникам, показательные выступления с традиционным казачьим оружием — шермиции. Главный судья военно-спортивной игры «Казачий сполох» Сергей Белоненко отмечает высокий уровень исполнительского мастерства команд:

«Уровень выступлений растет год от года. Несколько лет назад было 3-4 сильных команды. Сейчас практически все выступления яркие, оригинальные, сильные. Это значит, казачество в России процветает и развивается. В этом году лучшими в конкурсе визиток стали представители Краснодарского края».

В финальном этапе Всероссийской спартакиады допризывной казачьей молодежи большая часть испытаний — спортивного характера. Участники презентовали команды в конкурсе «Визитная карточка», выявили лучших в подтягивании на перекладине, беге на казачью версту, полосе препятствий, перетягивании каната, гиревом спорте, строевой и огневой подготовке, военно-спортивной эстафете. Одно из самых сложных испытаний на Спартакиаде — верховая езда. Свое умение держаться в седле продемонстрировали участники девяти казачьих войск. Каждый участник команды преодолел 200 метров верхом на лошади, а затем передал эстафету товарищу по команде. Кирилл Якимов из Красноярска поделился впечатлениями после соревнования:

«Казак без коня, что воин без ружья. Соревнования в «Смене» — это возможность доказать, что мы являемся одним из сильнейших казачьих войск России. В каждом испытании важна физическая подготовка! Я занимаюсь верховой ездой с детства. Поэтому мне не было так сложно, как другим участникам на этом этапе Спартакиады. Показать себя на всероссийских соревнованиях — это честь».

Настоящий казак — это не только воин, он должен уметь вести себя на светских мероприятиях и проявить галантность по отношению к дамам. Участники спартакиады допризывной казачьей молодежи и игры «Казачий сполох» стали участниками настоящего бала.

Для сменовцев были организованы экскурсии. Молодые казаки познакомились с историей кубанского казачества в выставочном комплексе «Атамань»: они прогулялись по исторической реконструкции казачьей станицы, узнали о традициях и обычаях кубанских казаков. Духовный стержень казачества — православие. Молодые казаки посетили храм Святой Великомученицы Варвары. Юные казаки выслушали советы настоятеля храма, узнали историю икон, которые находятся в храме Святой Варвары и приняли участие в богослужении.

14 октября 2018 года состоялась торжественная церемония закрытия казачьих соревнований в «Смене». По итогам двух недель состязаний первое место в общекомандном зачете Всероссийской спартакиады допризывной казачьей молодежи заняла команда Центрального войскового казачьего общества (Ярославская область), второе место - Кубанское войсковое казачье общество (Краснодарский край, город Ейск), третье место - Оренбургское войсковое казачье общество (город Екатеринбург).

В общекомандном зачете по итогам 11 конкурсных испытаний Всероссийской военно-спортивной игры «Казачий сполох» лучшей стала команда Кубанского войскового казачьего общества (Краснодарский край, город Кропоткин), второе место - Уссурийское войсковое казачье общество (Сахалинская область, село Сокол), третье место — Сибирское войсковое казачье общество (Ханты-Мансийский автономный округ, город Нефтеюганск).

Представлять Республику Бурятия выезжала команда казачат Селенгинского района, Гусинозерской СОШ №5. Для ребят и руководителей команды это был первый опыт состязаний по казачьим дисциплинам на российском уровне. При этом Цыремпилов Евгений смог стать лучшим стрелком, выбив максимальное количество очков, а Вершинин Дмитрий занял второе место в кроссе по пересеченной местностности, отстав всего на одну сотую секунды. Особо представители нашей команды отметили поддержку ребят из других команд. И пусть не все удалось из того, что было запланировано, но казачата полны решимости усиленно тренироваться, чтобы достойно показать себя в следующем году.

А. Туголуков по материалам smena.org/

 

Страница 1 из 143