Новости
Понедельник, 25 апреля 2016 15:42

100-летие Нирваны Великого учителя нашего Соодой ламы

Программа проведения мероприятия, посвященного 100-летию Нирваны  Великого учителя нашего Соодой ламы

 

29 апреля с 10.00 часов– ритуал освящения (равнай по бур) статуи Соодой ламы в местности Шинагальжин. 
Освящение проводит Дид Хамбо лама по Республике  Бурятии гэбшэ Дагба Очиров и ширээтэ ламы Буддийской Традиционной Сангхи России. На статуе будут находиться личный сосуд Соодой ламы для аршана и чудом сохранившийся в головном уборе волос. После заключительной церемонии «открытие глаз», статуя будет считаться живой и все присутствующие первыми будут иметь возможность поклониться статуе, бесценным реликвиям «yндэр гэгэна» на месте, где он ушел в Нирвану. 

 

30 апреля в 10.00 часов– Баргхаан тахилгаан на целебном источнике. 
В 13.00 часов – Парад открытия спортивных состязаний. Приветственные речи, презентация новых 8 песен на Баргузинском диалекте бурятского языка.
Возможны не большие отклонения во времени. На ритуал «Равнай» необходимы следующие подношения: тогооной или водка, молоко, чай, сладости, фрукты, желтый хадак, еще лучше хадаки 5-ти цветов, благовония. Для себя желательно иметь сухпаек. 
На ритуал «Баргхаан тахилгаан» нужно иметь: тогооной или водка, молоко, чай, отварное мясо баранины или говядины, сладости, фрукты, синий или белый хадак, сэмэлгэ (ленточки), специальное благовоние «Баргхаанай зай». Нужно иметь в виду, что будет период активности клещей, поэтому нужно обуться и одеться соответственно. 
Желающие могут обратиться на автостанцию с. Курумкан, где будут организованы автобусы, микроавтобусы по мере набора пассажиров в Шинагальжин и на Баргхаан.

К 100-летию реализации Соодой ламой «радужного тела»
Соодой лама родился в 1846 году (год Коня) и покинул нас в 1916 году. Перерожденец Нагарджуны из великого сострадания и любви к людям выбирает для своего рождения наш район. О месте Его рождения, об основных этапах жизни большей частью нам известно. Однако до недавнего времени мы не знали точного места реализации Им «радужного тела», точного места, где Он покинул наш мир. Нынче летом, благодаря пожилым людям из Аргады, мы нашли это святое место. Удивительная по красоте возвышенность, с которой как на ладони видна Баргузинская долина, Элэсун, Сагаан-Нур, Угнасай, Баргхаан гора… Все помнят удивительную историю последних 7 дней нашего «ундэр гэгэна». Соодой лама садится в заключительный затвор высочайшей буддийской медитации, цель которой преобразовать физическое тело в радугу, тем самым показать, что кармой данное тело можно трансформировать в пустоту, что реализовать все этапы медитации за одну жизнь возможно. Надо сказать, что такое удалось на земле единицам. 


Вполне возможно, что среди монголо-язычных народов Соодой лама будет единственным. 


После 3-4 дней затвора один из учеников, приехав издалека, заглядывает в Его медитационную келью. Удивлению ученика не было предела, он увидел Учителя размером с 9-летнего мальчика. Поэтому до сих пор народ помнит и передаёт эту историю из поколения в поколение. Поэтапно уменьшая тело, перерожденец Нагарджуны наконец реализует физические субстанции тела в радужный свет, пять цветов которого говорят о единстве микрокосмоса и макрокосмоса, о единой природе 5 первоэлементов Вселенной и организма человека. Вспышка яркого, всепроникающего света… Остались лишь одежда, волосы и ногти. Одежду по завещанию передали родственникам из Аргады на хранение, а волосы и ногти ушли на закладку в Субургана. Соодой лама велел им сохранить одежду во что бы то ни стало, «тогда в следующем перерождении я вернусь за ней». Кто- то из очевидцев записал дату Его ухода карандашом на куске бумаги, который хранится вместе с одеждой. Написано старо-монгольской, вертикальной письменностью и продублировано на бурятском языке, латиницей: «Год Дракона, месяц Дракона, день Дракона Соодой лама ушёл 1916 год».


Рождение, жизнь и смерть Соодой ламы до сих пор будоражат умы людей: как это Ему удалось? Неужели? Тем не менее, это так, народ запомнил всё именно так. 


Летом этого года в Иволгинском дацане прошла пятая международная конференция «Феномен Этигэлова». На ней XXIV-й хамбо лама Дамба Аюшеев среди множества других учений, преподанных Этигэловым, затронул слова, касающиеся Соодой 


Биография 
Соодой Лама говорил, что на дворе у людей не будет ни коновязи, ни дров. Много предсказаний он сделал о советском времени. Соодой Лама обладал сидди – сверхъестественными способностями.

Расскажу о том, что слышал о Соодой ламе. В 1846 году в Элэсуне в семье Солсогшоной Содоя родился сын Цыден. Мать его была из рода Шоно – дочь человека по прозвищу Зоонын убугэн. С детства Цыден удивлял всех проницательностью и ясновидением, предсказывая людям о предстоящих событиях. В семь лет его отвезли в дацан к дяде Шагжа Гэбшэ, мальчик стал хувараком. После сокращения монашеского штата в дацане Шагжа Гэбшэ поселился в улусе, женился, имел много детей. Он был добрым человеком, очень любил детей, стал для улуса найжа Ламой (примерно, как крестник у православных – прим. ред.). умер достигнув 96 лет.

Другой дядя, Зоонын Хайдап был монахом в одном из хоринских дацанов, а вернувшись на родину в 1829 году стал шэрээтэ Баргузинского дацана. В то время дацан находился поблизости речки Борогол, на юго-западе от Хунтэя.

Цыден Содоев в 1861 году отправился в резиденцию Хамбо Ламы, где в течение семи лет проучившись на факультете цанид, получил степень Гэбшэ. С 1881 года по 1886 год находился в Тибете, в монастыре Брэйбун. В 1894 году был избран шэрээтэ Баргузинского дацана.

В составе бурятской делегации ездил в Москву на церемонию коронации царя Николая II.

В течение 1908-1911 гг. Соодой Лама вместе с Аранжамбой Сантабаловым совершил паломничество в страны буддизма: Индию, Непал, Цейлон, Бутан. Вернулся он в Россию морским путём через Юго-Восточную Азию и Владивосток, откуда добрался до родины по железной дороге. По возвращении из паломничества он покинул дацан с двумя-тремя учениками и поселился в Гарге, в доме, построенном для него Арангын Цыденом. Один из его учеников – Дандар – был сыном Морхоева Балду. Соодой Лама учил его астрологии. Когда Дандару было 18 лет Соодой Лама отправил его к Суванову Бато для проведения молебна. У Бато в это время были гости из хоринской земли, среди них оказался больной человек, от которого Дандар заразился и умер. Соодой Лама очень сожалел о безвременной смерти своего ученика. Когда отец Дандара спросил его: «Почему он отправил его сына в такое опасное место?», Соодой Лама ответил: «Будучи опутан происками тёмных сил я был обманут ими».

Соодой Лама предсказал многие события, которые впоследствии сбылись. Так, к примеру, в 60-х года 18-го века, когда переносили дуган из Саган Нура в Харгану он сказал: «Не переселяйтесь в Харгану, лучше отправьтесь на северную сторону Баргузина, в этом случае будет польза». Но богачи и нойоны не послушались совета и перекочевали в Харгану, на что он сказал: «В дугане совьёт гнездо птица-ангир и он превратится в скотный двор». В 1923 году дуган был частично разрушен, а в уцелевшем двухэтажном здании устроили столовую, где стали проводить праздники, позднее оно было заброшено. В тридцатые годы прошлого столетия здания дацанов были разобраны, перевезены в Хунтэй и пущены на хозяйственные постройки. Также поступили и с другими культовыми зданиями.

Однажды в Баргузин прибыл высокопоставленный Лама-перерожденец (хубилган - бур.). со всех окрестных мест собрались люди, чтобы узнать о своём будущем. Человек по имени Аранзайн Цыден тоже обратился к Гэгэну. Когда он вернулся, Соодой Лама спросил у него: «Что тебе предсказал досточтимый Гэгэн?». Аранзайн Цыден ответил: «Буду жить счастливо». Тогда Соодой Лама снова спросил: «А не сказал он тебе, что у тебя отберут всё имущество и весь скот, а сам ты повесишься на скотном дворе?». Богач был изумлён и, не проронив ни звука, вышел вон. Так оно и случилось. В 1929 году Аранзайн Цыден был раскулачен и покончил с собой. Его правнучка говорила, что Соодой Лама точно предсказал несчастную судьбу её прадеда.

Ещё я слышал такой рассказ. Один богатый нойон спросил у Ламы: «В наших краях живёт Лама, прозванный в народе Шалшин Гэгэн, Содоев Цыден. Обладает ли он ясновидением?». Лама при всех вскочил с сиденья и воскликнул: «Что вы говорите?! Понимаете ли вы, что говорите? Он является высочайшим воплощением. Я по сравнению с ним ничто!». Тот нойон после говорил: «Оказывается, мы невежественные, слепые люди и ничего не понимающие».

Соодой Лама говорил, что на дворе у людей не будет ни коновязи, ни дров. Много предсказаний он сделал о советском времени.

Соодой Лама обладал сидди – сверхъестественными способностями. Так, к примеру, рассказывают удивительные истории, происходившие во время его путешествия в Индию и Тибет.

Однажды, когда Соодой Лама со своими спутниками достиг реки, через которую не было переправы, он велел остальным бросать по очереди камни на противоположный берег, держась за конец его пояса. И как только путник следовал совету Ламы, то он тут же оказывался на другой стороне реки.

В другой раз случилось Соодой Ламе войти в жилище каннибалов, которые завидев его стали точить ножи. Соодой Лама начал читать про себя мантры и каннибалы задремали, а потом погрузились в крепкий сон. Соодой Лама и его товарищи покинули страшное жилище целыми и невредимыми.

Также рассказывали, что путешествуя по Индии Соодой лама выступал в состязании с бродячими магами, когда те бросали ему вызов. Однажды, когда Соодой Лама ночевал со спутниками под открытым небом, то один местный маг с помощью заклинаний стал метать в них молнии. В ответ Соодой Лама вызвал ливень и град, и над жилищем мага засверкали молнии. Когда маг признал своё поражение, то Соодой Лама взял с него клятву не наносить вред людям, после чего отпустил.

В одной молодой семье долго не было детей. Когда супруги обратились к Соодой Ламе и склонились перед ним в почтительном поклоне, Соодой Лама схватил трость и ударил их со словами: «Родите вы ребёнка или нет?». Те закивали: «Да, конечно, родим». Соодой Лама отпустил супругов, сказав, что их просьба удовлетворена и, действительно, через год в молодой семье родился сын.

Соодой Лама не любил останавливаться в богатых домах, напротив, ночевал у самых бедных людей. Так, как-то в Баянголе богачи наперебой стали приглашать его к себе, а он же остановился в доме Донтоной Марасхая, который был очень беден, да так что ему нечем было угостить высокого Ламу. Он предложил Соодой Ламе арсу – пищу бедняков. Лама с удовольствием отведал её. В тех семьях, в которых останавливался Соодой Лама, впоследствии жизнь складывалась удачно – людям сопутствовал успех.

Однажды, когда Соодой Ламе жил в Гарге, его конь куда-то пропал. Соодой Лама отправил своих учеников ловить его, сказав: «Сейчас он пасётся на западной стороне Хунтэя, пока он не перешёл через Аргаду, приведите его». Ученики удивились про себя: «Откуда же он знает, где пасётся его конь, ведь это так далеко». Вскочив на коней они поскакали к берегу Аргады, где изловив лошадь Ламы привели его хозяину.

Как-то Соодой Лама приехал в гости к своему брату Буянто. Шёл дождь, была сильная гроза. Буянто отправил двоих сыновей за скотом, на что Лама сказал ему: «Зачем в такую погоду ты отправил сыновей за скотом? В них едва не попала молния, я отвёл её, и она поразила животных». После чего добавил: «Учи сыновей в русской школе, это поможет им в будущем. И держи поменьше скота». Младший брат не послушался его и продолжал увеличивать поголовье скота. В тридцатые годы он был раскулачен.

Когда Соодой Ламе было 71 год, он тяжело заболел, и прибыл в Харгану. Там наказал в течение семи дней не входить к нему. Напоследок он сказал: «К тому, что останется от меня пусть никто не прикасается, кроме Халхын Гэгэна. А также наберите в улусе (село – бур.), сварите суп и угостите людей». Халхын Гэгэну было в то время около 80 лет. Он был сыном Агатын Кондрата. Однако наказ его был нарушен – старший из местных лам вошёл к Соодой ламе и увидел, что он уменьшился до размеров семилетнего (по другим рассказам до размеров трёхлетнего) ребёнка.

После ухода Соодой Ламы был воздвигнут Субурган (Ступа – бур.) на северной стороне Хунтэя вблизи места, где он родился. Весь баргузинский народ собрался у Ступы, чтобы почтить его память. От Харганы до Элэсуна тянулись вереницы людей, пеших и на лошадях.

Из воспоминаний Очира Бухаева, Буддийский альманах "Легшед"

190
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии