Новости
Среда, 11 октября 2017 00:59

Хамбо лама Дамба Аюшеев дал интервью, в котором рассказал, кто такие сонголы, возможны ли семинары в дацанах, а также прокомментировал ситуацию вокруг фильма «Матильда»

Автор 
www.baikal-daily.ru
Полная версия: https://www.baikal-daily.ru/news/16/275800/
 
Простой дом действующего XXIV Хамбо ламы Дамбы Аюшеева находится на территории Иволгинского дацана, наискосок от Дворца XII Хамбо ламы Этигэлова. К иерарху заходят запросто. У него нет приёмной, секретаря, и у него не переводятся посетители – от президента РФ до пришедшей за благословением деревенской старушки. Некоторые столичные гости приходят в оторопь от такой простоты и гостеприимства иерарха. Им невдомёк, что это в традициях кочевников. Если он не на хурале (молебне) или не на выезде, то у него идёт приём. Длится он с утра и до вечера.

«Буряад Унэн» заглянул к Хамбо Ламе и взял у него интервью.

- Досточтимый Пандито Хамбо лама, как вы оцениваете основные направления работы Сангхи в последние годы? Проект «Социальная отара», конкурсы бурятского языка и так далее.

- Мы взвалили на себя две очень трудные задачи. Это сохранение и развитие бурятского языка и возрождение села через реализацию проекта «Социальная отара». Здесь никаких сомнений нет. Битва за язык и номадное хозяйство будет долгой и упорной. Говорить, что мы победили, будет преждевременно. Сейчас это две мои главные задачи, на решение которых не хватит всей моей жизни.

- Что вы скажете о ситуации вокруг выставленного на продажу недостроенного культового комплекса? Под статьями с заголовками «Дацан по дешёвке» появились комментарии: «Попробуйте, рискните в той же Калмыкии или Тыве выставить на продажу храм. Это даже представить себе невозможно. А у нас в Бурятии, которую мы представляем всем как центр буддизма, это как бы в порядке вещей».

- Здесь неправильно применён термин – дацан. С юридической точки зрения, там располагается буддийская община, но не дацан. В СМИ неправильно называют это религиозное сооружение дацаном. Исторически у нас было 47 дацанов, и учреждали их только Хамбо ламы. Это только их прерогатива. Поэтому нельзя построить любой дом и назвать его дуганом или дацаном. Так же и на Лысой горе располагается Тибетский культурный центр и ничего более. Это ни в коем случае не дацан.

- Похоже, ситуация в Мьянме стабилизируется, страсти улеглись. Но дело не только в этой стране. Можно вспомнить расстрел статуй Будд в Афганистане, случай в Калмыкии и так далее. Как буддисты должны реагировать на всё это и другие подобные эксцессы? Если к тому же у буддистов могут возникнуть проблемы, так, в соцсетях гуляет ролик, где некие бородачи избивают буддиста в Москве.

- Я категорически против использования таких моментов на религиозной почве. Те, кто делают это, должны быть жёстко наказаны. Россия - это многонациональная и многоконфессиональная страна, и поэтому мы не можем допускать подобные конфликты.

Но в России мало последователей Тхеравады (направления в буддизме, распространённого в странах Южной и Юго-Восточной Азии. - авт.). Вряд ли они могут вот так свободно ходить по московским улицам. Надо уточнить, действительно ли это произошло у нас. Мы желаем скорейшей стабилизации ситуации в Мьянме. Российские буддисты выступают за диалог, цель которого - найти мирное решение, устраивающее обе стороны. При этом обе стороны должны проявить максимум сдержанности, чтобы не допустить кровопролития.

- Как вы прокомментируете бурные события вокруг фильма Алексея Учителя «Матильда»? Это фильм, рассказывающий о романе наследника российского престола Николая Романова и балерины императорского театра Матильды Кшесинской. Он уже два года находится в центре общественного внимания. Для буддистов эта история интересна тем, что особы российских императоров и вообще глав страны почитаются как воплощения Божества Белой Тары.

- Я не видел и не хочу смотреть этот фильм. Думаю, скандал вокруг него раздут специально. Такая реклама или антиреклама выгодна прокатчикам. Ведь запретный плод всегда сладок.

- Досточтимый Пандито Хамбо лама, в ситуации с этим фильмом проявило себя доселе неизвестное Христианское государство, название которой ассоциируется с печально известным ИГИЛ - Исламским государством (организация, запрещенная в России). Могут ли появиться радикально настроенные буддисты?

- При определённых условиях всё возможно. Например, если в стране будет хаос, то исключительно для защиты себя. Было же ведь в нашей истории теократическое государство в Кижинге. Но нужно всегда помнить, что Бурятия – неотделимая часть Российского государства, которое, несмотря на различные исторические катаклизмы, было, есть и будет.

- Летние учения Геше Тинлэя собирают на берегу Байкала около тысячи практикующих буддистов. В течение нескольких дней они слушают лекции и медитируют. Намерены ли в наших дацанах практиковать подобные семинары?

- Если наши преподаватели, которые обучались в Гоман дацане в Индии, пожелают, то, пожалуйста. Они на высоком уровне передают свои знания студентам буддийского университета в Иволгинском дацане. Если у них будет время, мы будем только помогать. Я всегда говорю, что бурятский буддизм вполне самодостаточен на протяжении столетий и достиг небывалых высот. Пример Хамбо Ламы Итигэлова и других наших великих лам говорит сам за себя.

- Прошло больше года, как появилось Буряад ФМ-радио. Как вы оцениваете его работу?

- Нормально оцениваю. Сейчас слушаю меньше, чем в начале. Самое главное, у нас произошёл огромный сдвиг в сознании. Теперь никто не боится и не стесняется выступать на своём родном диалекте. Мужчины не должны забывать язык, впитанный с молоком матери. Если человек будет ломать свой язык, то всё равно на чужом диалекте он не сможет так же хорошо говорить, как говорят его носители.

- Как вам пришла в голову его уникальная концепция?

- Испокон веков буряты делятся на пять основных групп: селенгинские буряты, хонгодоры, хоринцы, булагаты и эхириты. Чем ближе люди живут, тем больше перенимают друг у друга традиции, обычаи и язык. Поэтому ничего нового в этом нет.

- Вы ввели в оборот слово Сагаалха, а не Сагаалган. Как укореняется слово Сагаалха – перешагнуть время?

- В бурятском языке говорят Сагаалха, а не Сагаалган. Буква «н» здесь прилеплена искусственно, так же, как мы говорим хони (овца), а не хонин, мори (конь), а не морин. И когда слово Сагаалха переделали в Сагаалган, оно потеряло свой изначальный смысл – Сагаалха - перешагнуть время, что мы и делаем регулярно, отмечая наш Новый год.

- Вы говорите, что сонгол - это избранный человек. Кем считать жителей Кяхтинского и Селенгинского районов, которые идентифицируют себя в качестве сонголов?

- Первый Пандито Хамбо лама Дамба-Даржа Заяев назвал сонголами тех, кто отказался от своих родо-племенных делений в пользу буддизма. То есть сонголы - это те, кто живёт по буддийским правилам и понятиям. Сонгол - это избранный человек, сонгол - это человек, который отказался от своего рода. Поэтому не нужно путать два понятия: селенгинские буряты и сонголы.

- В 2002 году Хамбо лама Итигэлов дал знать через Бимба ламу о времени своего прихода, а спустя десять лет через вас дал знать о своей готовности давать Учение. То есть проявить три обычные составляющие человека: тело, речь и ум. И вы дали задание Бимбе ламе записывать его Послания. Как Итигэлов дал вам знать об этом?

- В 2011 году я попросил Бимба ламу информировать о внешнем и внутреннем состоянии Хамбо ламы Этигэлова. Проявляет ли он каким-то образом радость, недовольство или ещё что- то. В 2012 году я попросил Бимба ламу узнать, сможет ли Хамбо лама Этигэлов что-то сказать нам. По буддийской практике лама сам не может проявлять своё желание. Только по просьбе вышестоящих лам. И в 2012 году он стал давать послания, и я попросил наших преподавателей Буддийского университета комментировать их. Так, прекрасно осознавая огромное влияние духовного состояния Хамбо ламы Этигэлова на буддистов, мы получили уникальную возможность через его Чойжин ламу Бимбу Доржиева обретать ежедневное краткое и ёмкое учение. Тем самым мы можем воспринять всё знание Ламы, которое он обрёл за 12 жизней, помогая всем живым существам, находящимся в трёх мирах. Позднее я сам стал выкладывать эти послания сначала в Твиттере, а затем с 2016 года на Фейсбуке.

Полная версия: https://www.baikal-daily.ru/news/16/275800/
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии