Новости
Понедельник, 07 августа 2017 22:51

НОВАЯ ТОРЖЕСТВЕННАЯ ПАМЯТНАЯ ДАТА ПОЯВИЛАСЬ В КАЛЕНДАРЕ ХУРАЛОВ ШУЛУТСКОГО ДАЦАНА «ГАНДАН ДАРЖАЛИН»

Автор 

Памятование о выдающихся ламах прошлого, Учителях и подвижниках - земляках, распространение знания об их духовных подвигах, о славе, об их выдающихся достижениях в практике, обширной общественной и духовной деятельности – есть высокий долг тех, кто живет сегодня на родной земле, кто знает и помнит ее историю, понимая, что неиссякаемое духовное благо для самого себя, своей семьи и родного края во всех трех временах создает сам человек.

История родной земли помнит множество судеб, принесших ей и счастье, и славу, и радость, и боль… Жизнь каждого ее дня соткана из жизни каждого человека, его мыслей, замыслов, достижений.

Для жителей Бурятии, ее верующих сердечная преданность родине не есть пустой звук, иначе не было бы столько переживаний за ее настоящее и за лучшее будущее. 
Традиция почитания Учителей Дхармы берет свое начало многие столетия назад. Постепенно сегодня к нам возвращается то драгоценное, что некогда силою Времени было утрачено, поэтому силой нашей Веры возрождаются дацаны, их история, которой невозможно не гордиться.

Почтение к благому прошлому дарует силы идти вперед, преодолевая сомнения и леность, поддерживая ум и сердце, рано или поздно заставляя задумываться человека о смысле своей жизни здесь и сейчас, побуждая быть разумнее, мудрее и сильнее. Поэтому истории жизни выдающихся сынов бурятской земли, вызывая восхищение, становятся важнейшим примером, а для кого-то высокой духовной путеводной звездой.

Говорится, что место рождения духовного Учителя из века в век является местом незримого пребывания Будд и Бодхисаттв, и если здесь благодарные потомки устанавливают ступу, не забывают ее, почитают, относятся к ней, как к живой, то Хранители Сахюусаны, пребывающие в этой местности, связанные обетами Бодхисаттвы, уже никогда не покинут тех, кто с искренней верой хотя бы однажды почтил ее одним-единственным обходом вокруг, сделав круг «гороо».

И одним из таких мест Бурятии является с.Дабата Заиграевского района Республики Бурятия, до революции называвшееся улус Дабата Верхнеудинского округа Забайкальской области.

В 1907 году здесь родился выдающийся бурятский лама, ученый, философ, просветитель, переводчик, духовный наставник тысяч тибетских и монгольских лам, Кенсур Хамбо Лама Гоман дацана в 1978-1980 гг., гелонг лама Агван Нима Цыдыпдоржиев, выходец из Шулутского дацана «Гандан Даржалин».

В этом селе в 1994 г. близкие родственники и земляки Учителя возвели в память о нем прекрасную, величественную 9-главую ступу. Рядом с ней открыли небольшой Музей, в котором хранятся личные вещи Кенсур Агван Нимы. В данное время здесь идет большая работа по расширению и облагораживанию всего мемориального комплекса силами семьи родного племянника Учителя Баира Цыдыпдоржиева и его единомышленников по формированию в этом месте в ближайшем будущем большого, красивого буддийского комплекса с парковой зоной, который станет одной из ярких точек притяжения для верующих, паломников, путешественников, гостей республики.

Из автобиографии Кенсур Агван Нимы мы узнаем, что в 7 лет родители отдали его послушником в Шулутский дацан. В 8 лет он принял обеты монаха-гецула. В 14 лет начал изучать философию Чойра. В 15 лет по совету духовного наставника Далай Ламы XIII Цаннид Хамбо Ламы Агвана Доржиева, также выходца из Шулутского дацана, отправился на учебу в далекий Тибет, в монастырь Гоман, навсегда покинув свою родину...

Здесь в 22 года от Далай Ламы XIII Тувден Жамцо Агван Нима принимает высшие обеты монаха-гелонга. 
После успешной защиты высокой ученой степени Гэбшэ он был назначен наставником у молодых лам, студентов начальных курсов.

В 1946, 1956 и 1958 гг. совершил паломничества по святым местам Индии и Непала.

В 1959 году Далай Лама XIV после известных событий в Тибете прибыл в Индию. В это же время здесь находился Агван Нима Багша. Завершив паломничество по святым местам Будды, Учитель принял решение остаться здесь, поскольку в Тибете Гоман дацан прекратил свою деятельность.

Через год, в 1960 г., на юге Индии, в штате Карнатака, началось строительство нового Гоман дацана, правопреемника и продолжателя истории древнего Гоман дацана, основанного еще в 1416 году, силою обстоятельств завершившего свой этап истории в Тибете.

Надо отметить, что последний Хамбо Лама тибетского периода Гоман дацана также был из бурят – это Габжа лама Галсан Лыгден Аржигаров, великий сын тункинской долины, не оставивший своих учеников-тибетцев, не предавший обетов Бодхисаттвы, вместе с ними разделивший всю трагическую участь той ситуации, оказавшись в тюрьме, где подвергался жестоким пыткам… Там и ушел в нирвану в 1962 году…

С 1960 г. по приглашению известного тибетолога, профессора Д.С.Рюига, Агван Нима Багша работал преподавателем тибетского языка и истории буддизма Махаяны в университете Тибета в г.Варанаси, древнейшем и крупнейшем философском центре Древней Индии, в Оленьем парке которого 2500 лет назад Будда Шакьямуни совершил первый поворот Колеса Дхармы, преподав первым пяти своим ученикам “Четыре Благородные Истины”, известные нам как первая проповедь Будды (Бенаресская проповедь).

В 1967-1973 гг. Агван Нима Багша преподавал в Лейденском университете в Голландии, в 1973-1977 гг. жил в Швейцарии, где также преподавал буддийские философские дисциплины в местных университетах.
В 1978 году Далай Лама XIV назначил его настоятелем Гоман дацана. От начала истории этого крупнейшего в мире буддийского университета во второй раз этот высокий пост занял бурятский лама (первым был Галсан Лыгден Аржигаров, 1900 г.р., о котором мы рассказывали выше). Но по состоянию здоровья в 1980 году Агван Нима Багша сложил свои полномочия Хамбо Ламы, перейдя на преподавательскую деятельность.

24 января 1990 года в возрасте 83 лет ушел в нирвану.
Личность Кенсур Агван Нимы Цыдыпдоржиева настолько велика, что в Гоман дацане до сих пор о нем живет память, благодарная память о его строгости и справедливости, о выдающейся способности побеждать в любых сложнейших диспутах - ведь с ним, досточтимым Ген-ла (Учитель), как его с огромным уважением называли абсолютно все, боялись вступать в философские споры даже самые высокообразованные ламы.

Где бы ни служил Дхарме и последователям Учения Будды Агван Нима Багша, он всегда каждый свой день посвящал просветительской и издательской деятельности. К счастью, все его многочисленные труды сохранены, и буддийским ученым-философам еще предстоит провести огромную ознакомительную исследовательскую работу по изучению духовного наследия Агван Нимы Цыдыпдоржиева. Его труды, несомненно, имеют огромную научную важность и значимость в истории возрождения его родного Шулутского дацана, в истории возрождения в целом традиционного буддизма России.

В честь 110-летия со дня рождения Кенсур Агван Нимы Цыдыпдоржиева 18 июля 2017 года ламы Шулутского дацана под руководством Ширээтэ ламы Чингиса Ешиева, провели большой торжественный молебен почитания и восхваления Учителя в его родном селе, у субургана Багши. Отныне этот праздник памятования Кенсур Агван Нимы в день его рождения в календаре хуралов Шулутского дацана занял свое особое место, и теперь он будет проводиться ежегодно.

В хурале также приняли участие Ширээтэ лама Анинского дацана «Гандан Шаддублинг» Легцог Дарижапов и ректор Буддийского университета «Даши Чойнхорлин» Дымбрыл лама Дашибалданов, выпускник Гоман дацана, первый Геше (доктор буддийской философии) постсоветской России.

Прихожан Шулутского дацана, прибывших на праздник, приветствовал глава МО СП «Дабатуйское» Сергей Цырендоржиевич Цыренжапов.

С торжественным словом к верующим обратился Ширээтэ лама Шулутского дацана Чингис Ешиев. 
О личности Кенсур Агван Нимы, значимости его деятельности на посту настоятеля Гоман дацана рассказал Дымбрыл Багша.

Во время молебна ламы поднесли мандалу Учителю.
Интереснейшую историю возведения этой монументальной ступы в честь выдающегося земляка рассказал инициатор строительства Бадмацырен Нимаевич Чимитов.
С большим почтением, трогательно рассказала об Учителе кандидат исторических наук Дугбима Гомбоевна Чимитдоржин.

По завершении хурала жители с. Эрхирик подарили всем присутствующим прекрасный концерт, прихожане дацана, активисты буддийских общин приходов дацана поднесли ламам синие хадаки, получили благословения, совершили большое гороо вокруг ступы.

История Шулутского дацана, основанного в 1825 году, постепенно возрождается, и в будущем он станет одним из самых ярких, интересных и необычных мест паломничества, одухотворенного отдыха, особым местом умиротворенной медитации, открытий и познаний. Впереди же нас ждет огромная духовная, просветительская работа и не только – соприкосновение с историей Шулутского дацана никого не оставит равнодушным. У нас будет замечательная библиотека, интереснейший музей и многое то, что будет привлекать всех, кому интересна сама история традиционного буддизма России.

И в завершение хочется напомнить, что в честь двух выдающихся бурятских лам, Хамбо Лам Гоман дацана - Агван Нимы Цыдыпдоржиева и Галсан Лыгдена Аржигарова, ставших неотъемлемой частью истории развития буддизма Тибета, Индии и России в ХХ столетии, вот уже девять лет ежегодно Сангха России, Буддийский университет «Даши Чойнхорлин» при поддержке администрации г.Улан-Удэ проводят большой спортивный праздник международного уровня – открытый чемпионат и первенство г. Улан-Удэ по национальной борьбе «Бухэ Барилдаан».

Помнить о великих своих земляках, принесших славу своему народу, чьи имена вошли в историю мирового буддизма - ответственность потомков перед историей родной земли. 

Инна Шагнаева, пресс-секретарь Сангхи России,
пресс-секретарь Шулутского дацана

Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии