- Говорят, что посеешь, то и пожнёшь. Верна ли сия присказка?
- Совершенно. Характер кармы образно сравнивают с птицей, летящей по небу, тень которой следует по земле, куда бы она ни летела. Также наши грехопадения и благодеяния следуют за нами повсюду. Сколько провизии возьмёшь в дорогу, столько и продержишься. А это значит, что если мы накопили много благодеяний, то можем всегда пользоваться плодами своего труда: везде будет хорошая светлая дорога, добрые попутчики, друзья. Потому нельзя пренебрегать даже малейшей ошибкой, ведь капля за каплей вода наполняет даже громадные сосуды.
От кармы не убежишь и она обязательна, ведь сея пшеницу, пожнешь лишь пшеницу, а не овес или что-то другое. Подобное нужно понимать следующим образом - от заслуг спокойствие, а от ошибок страдания.
Белые и чёрные кармы имеют способность приумножаться или уменьшаться. Мы не встретим в результате то, чего мы не делали. И в тоже время, если мы удобряем и орошаем свою карму, но не садим само семя, то, конечно же, не получим урожая. Из этого следует, что если мы не создаем причины благодеяний, то стопроцентно получим отрицательный результат.
- Есть такое мнение, что раскаявшись в содеянном, можно полностью очиститься от негативного проступка.
Так ли это?
- Не совсем. Существуют «определённые» и «неопределённые» кармы, которые зависят от ментальных причин. Почти каждый из людей совершает грех. И если человек однажды совершил преступление или допустил глупую ошибку, тем самым заработав «определённую карму» и, осознав их, раскаявшись как следует, старается сейчас делать благодеяния, то это лишь уменьшает степень греха. Так как, по Учению Будды, искоренить «определённую» карму полностью не удастся, потому что отрицательная карма уже создана. От силы благодеяний энергия грехопадения станет лишь меньше, но не исчезнет навсегда. К примеру, вместо удара кулаком, который совершил индивид, вследствие благих поступков, он получит лишь шалбан.
В сутре «Царя самадхи» Будду спросили: «Можно ли ощутить карму? На что Будда ответил, что это возможно, но только свою, чужую мы не можем ощутить столь ярко. Особенно ощутимы неблагие кармы, когда они созревают и падают на нашу голову. В тексте «Винаи» сказано: «Карма может созревать сотни кальп (кальпа - одна эпоха человечества – прим. автора). Она никогда не испортится, и лишь может уменьшиться или увеличиться, но все равно найдёт нас, когда созреет. Другого попросту не бывает.
- Каковы хитросплетения кармы?
- В сутре «Вопросы Пунзанга» говорится, что наш мир является бессистемным, и представляет сплошной хаос. Рассматривая сегодняшнее пребывание на земле через призму множества прожитых жизней, то увидим, что одна жизнь проходит практически мгновенно. То живое существо, которое было врагом в какой-то жизни, превращается в этой в друга, и наоборот, существо, бывшее в какой-то жизни другом, превращается во врага. Или и тот и другой становятся существами, которые для нас не враги и не друзья, от которых нет ни вреда и ни пользы. А те существа, которые ранее были нейтральными, предстают перед нами в этой жизни нашими либо врагами, либо друзьями.
- Как же остановить карму?
- Буддистам для начала не нужно ввязываться в эти сплетения нитей кармы, а оставаться спокойными, практиковать Учение и рассматривать всё это со стороны - с философской точки зрения. Размышляя о своём спокойствии, о своих удобствах вы должны думать о добродетелях, о благе всех других существ одновременно. Когда мы говорим «все живые существа», в это понятие входят все, кого мы знаем и кого мы не знаем. В это понятие входят те, кого мы считаем недругами, и те, кого считаем родственниками или друзьями. От одного только этого можно накопить большие благодетели. Есть притча, в которой говорится, как одна старушка начитывала мантру «Ом Ма Ни Бад Ме Хум». Однажды один практик спросил её: «Ради кого вы начитываете эту молитву? Ради всех живых существ!?». На что старушка ответила, что она только и знает эту мантру, а если еще будет отдавать её другим, то ей ничего не останется и читает она только для себя, тем более, что живых существ много и на всех её не хватит. Этот курьезный случай говорит о неправильном отношении к Учению.
Будда Шакьямуни в течение многих перерождений показывал на необходимость совершать благодеяния, как усердно и неутомимо нужно идти по духовному Пути. Рождение в человеческом теле – это то, от чего надо отталкиваться нам сейчас, именно оно даёт возможность накапливать безмерные заслуги, которые в итоге и приведут к нирване – полной остановке кармы. Ведь именно на нашей земле есть линия передачи тантры – тайного учения буддизма, самого быстрого метода постижения состояния просветления, и в тоже время самого опасного, так как при неправильном понимании можно одним махом перечеркнуть все свои заслуги.
Нужно понять, что каждый человек должен стараться и пробуждаться сам. Ведь если бы не было закона кармы, то Будда мог бы «за шкирку» вытаскивать существ кучами из болота неведения и грехопадений. Поэтому нужно самим очищать грехопадения и увеличивать благодеяние. Всё зависит только от нас самих и это мы и должны понять.
Спасибо за беседу!
Буда Дугарцыренов
журнал "Легшед" №1 (21) январь 2012