НИОКР
Четверг, 18 января 2018 20:57

Охранители Учения или Дхармапалы

Автор 

Помимо человеческих существ и животных, согласно буддизму, на земле много невидимых обычному глазу существ, они живут в иных измерениях, но это не мешает им вмешиваться в жизнь людей, а люди часто по неведению внедряются в их мир, вследствие чего возникает много проблем, в том числе и для человека: болезни, ухудшение ситуации, невезение и пр. Буддийские учителя прошлого покорили самых главных из них и возвели их в ранг Охранителей Учения.

Они не являются идамами, (исключение составляет лишь Махакала, да и то только в одной школе - Кармапа), но обладают всевидящим глазом Мудрости, могут видеть будущее, наделены мощью и силой. К их числу относятся свирепые существа Махакалы. Чтобы их контролировать, Авалокитешвара принял многие их формы, которые рассматриваются ниже.

Буддизм считает, что все эти Охранители Учения и практикующих Дхарму являются гневными манифестациями более высоких и пробужденных существ - Пяти Дхьяни-будд и соответствующих им Дакини.

Однако не все охранители Пробужденные существа, поэтому общение с ними должно быть соответствующим образом уполномочено и обращающийся к ним должен обладать соответствующими способностями к Преображению в идама и строго придерживаться ритуалов.

Шадбхуджа Махакала. Имя этого Дхармапалы "Великий Черный Шестирукий", он относится к категории Махакал и его высшим источником является Лотосовый Генезис Авалокитешвары. Можно сказать, что все Махакалы - это его гневные манифестации. Он темно-синего цвета, трехликий (во лбу третий глаз), шестирукий. В верхней правой руке у него бусы из голов, в средней дамару. В верхней левой тришула, в средней аркан (паша). Двумя нижними он на уровне сердца держит дигуг и габалу, наполненную кровью. У него две ноги, стоит в правом уклоне, под ногами попираемый им индуистский бог Ганеша, сын Шивы. В остальном иконографические детали совпадают с описанием Ваджрапани.

Сита Чинтамани Махакала. Имя этого Дхармапалы "Великий Черный Белой Драгоценности", относится к категории Махакал. Он же Гонгор (Гон-кар). Он белого цвета, одноликий (во лбу третий глаз), шестирукий. В верхней правой руке у него дигуг, в средней дамару. В верхней левой тришула, в средней анкуша (крюк). Двумя нижними он на уровне сердца держит чинтамани и кувшинчик с амритой в габале. У него две ноги, стоит прямо, под ногами попираемые им индуистские демоны. В остальном иконографические детали совпадают с описанием Ваджрапани.

Аюшпати Махакала. Имя этого покровителя "Великий Черный Покровитель Жизни" относится к категории Махакал. Он темно-зеленого цвета, во лбу третий глаз, шестирукий. В его руках те же атрибуты, что и у Шестирукого Махакалы, единственное отличие в том, что он обнимает свою Супругу, голубого цвета, которая закинула свою левую ногу на его талию, она также однолика, двурукая, в правой руке, которой она обнимает отца за шею, дигуг, в левой габала с кровью. У него две ноги, стоит в правом уклоне, под ногами попираемый им индуистский бог Ганеша. В остальном иконографические детали совпадают с описанием Шестирукого Махакалы.

Кшетрапала. Имя этого Охранителя (srung-ma), контролирующего Восток, "Охранитель страны". Он темного цвета, одноликий (во лбу третий глаз), двурукий. Его голова повернута влево, туда же направлены его стоящие дыбом волосы, перетянутые на лбу лентой с черепом. От всей фигуры, балансирующей в падмасане на спине мчащегося черного медведя, исходят языки пламени, две руки для равновесия вытянуты в сторону, в правой дигуг, в левой габала с кровью. Под ним нет лотоса. На заднем фоне высокие горы.

Шри Дэви. Имя этой гневной Охранительницы из класса Богинь - Шри Дэви ("Блистательная Богиня" или Палдан Лхамо). Она темно-синего цвета, одноликая, двурукая, восседает в свободной позе на мчащемся черном муле (acvatara, bond bu rta). Вместо седла и попоны с крупа мула свешиваются человеческая кожа и костяшки для игры в кости, поскольку Лхамо связана с гадательными системами. В правой руке она держит, замахнувшись, булаву с человеческим черепом, а в левой габалу с кровью. Есть несколько противоречивых мнений относительно образа Лхамо: дравидская версия указывает в качестве прообраза богиню Чанди, побонской версия - это богиня Сридпа Гьялмо. В любом случае все они присягнули охранять буддизм от врагов. Вся фигура объята языками пламени, на заднем фоне высокие горы.

Джинамитра. Имя этого Охранителя (srung-ma) - "Победитель Митра". Он темного цвета, одноликий (во лбу третий глаз), двурукий. Его голова повернута вправо, волосы стоят дыбом, перетянуты на лбу лентой с черепом. Он танцует в левом уклоне на поверженной демонице. В правой руке он держит дамару, а в левой габалу с кровью. Вся фигура объята языками пламени, на заднем фоне высокие горы.

Экаматри Шри Дэви. Полное имя этой гневной Охранительницы из класса Богинь -Экаматри Шри Дэви ("Одинокая Мать Блистательная Богиня"). Она белого цвета, одноликая, двурукая, восседает в свободной позе на лунном диске и лотосе. Правой рукой у сердца она творит мудру проповеди, а в левой держит чашу с драгоценностями. Во всех остальных иконографических деталях она подобна зеленой Таре. Вокруг ее головы и фигуры спокойные радужные ауры, на заднем фоне высокие горы и облака.

Таккираджа. Имя этого Охранителя "Царь Такки". Он изображен в весьма экспрессивной танцующей форме на распростертом демоне. Он темного цвета, одноликий (во лбу третий глаз), двурукий. Его голова повернута и наклонена резко влево, волосы стоят дыбом в противоположную сторону, во лбу череп, левая рука вытянута вперед в тарджанимудре , а в правой дамару-барабанчик. Он танцует в правом уклоне на поверженном демоне, вся фигура объята пламенем. На заднем фоне высокие горы.

Кришна Драгшад. Имя этого Охранителя, являющегося аспектом Ямантаки, "Черный Свирепый Шад". Он темно-синего цвета, одноликий (во лбу третий глаз), двурукий, восседает в свободной позе на мчащейся черной лошади. Его голова повернута и наклонена резко влево, волосы стоят дыбом в противоположную сторону, во лбу череп, правой рукой он одет в мирские одежды и держит флагшток, а левой держит на уровне сердца габалу с кровью. Под ногами лошади фигуры поверженных демонов. Вся фигура объята языками пламени, на заднем фоне высокие горы.

Три следущие танки изображают Ямараджу, или Бога смерти Яму (царь Яма), иначе называемого Дхармараджей, поскольку он является Судьей мертвых и вершит закон возмездия. Образ Ямы появился еще в Индии, где брахманская традиция сохранила миф, согласно кото-рому Яма есть перерождение жестокого царя страны Вайшали, который организовал кровавую бойню. Он пожелал быть владыкой ада и таким образом переродился как Яма в аду, вместе со своими генералом и армией.

Однако в Тибете миф приобрел особые формы. Например, рассказывается такая легенда: некогда святой отшельник предавался глубокому созерцанию в своей пещере, чтобы через пятьдесят лет войти в нирвану. Однажды ночью, за день до предполагаемого пробуждения, в пещеру вошли двое разбойников с украденным быком, которого они убили, отрезав ему голову. Увидев аскета, они решили лишить жизни и его, как свидетеля совершенного ими преступного деяния. Он молил их о пощаде, уверяя, что скоро войдет в нирвану, и что если его убьют, то он потеряет пятьдесят лет совершенствования. Ему не поверили и отрубили голову; тогда его тело приобрело устрашающие формы Ямы, царя ада. Он посадил на плечо бычью голову, затем убил обоих разбойников и выпил кровь из их черепов.

Но подобные действия лишили его возможности попасть в нирвану. В своей ярости, ненасытно алкая жертв, он угрожал обезлюдить весь Тибет. Тибетцы взмолились бодхисаттве Манджушри, прося его защиты и покровительства. Манджушри, войдя в гневную ипостась, т. е. став Ямантакой (буквально "Убива-ющим Смерть"), в жестокой борьбе победил Яму, загнав его под землю в ад, где он стал Дхармапалой, охраняя и приводя в исполнение Закон Будды.

Бахьясадхана Дхармараджа. Самое распространенное изображение Ямараджи. Его имя означает "Яма Внешнего постижения" (phyi-grub), или просто "Внешний Яма". Он темно-синего цвета, одноликий, двурукий, танцует в правом уклоне на быке (ma-he gdong-can, вриша), под которым виднеется фигура обнаженной женщины. На его бычьей голове три глаза, два рога, стоящие дыбом волосы, украшенные черепами. С тела свисает гирлянда человеческих голов, украшен кладбищенскими знаками (пеплом и пр.), ему левой рукой подносит в габале кровь Ями или Замунди, его сестра и спутница, синего цвета, оседлавшая его левую вытянутую ногу. В пра-вой руке она держит тришулу, она увешана теми же украшениями, а с ее плеч свисает шкура антилопы. Обе фигуры обнажены.

С синего быка или буйвола также свисают костяные украшения, под быком солнечный диск, а под ним лотос. Вокруг в пространстве мелькают "свирепые" демоны. От всей композиции исходит бушующее море огня. На заднем фоне высокие горы.

Антара-Садхана Дхармараджа. В отличие от предыдущих, этот Яма стоит не на быке, а на распростертом человеке, его имя "Внутренний Яма" или "Яма Внутреннего постижения".

Он темно-синего цвета, одноликий, двурукий, танцует в левом уклоне на трупе. На его голове три глаза, стоящие дыбом волосы украшены черепами. Тело украшено костяными драгоценностями и кладбищенскими знаками и обрамлено длинным хадаком. В правой, вытянутой, руке - дигуг, в левой - габала с кровью. Стоит в протуберанце огня. На заднем фоне высокие горы.

Гухьясадхана Дхармараджа. Имя этой формы означает "Яма Тайного постижения" или просто Тайный Яма. Он темно-красного цвета, одноликий, двурукий, танцует в правом уклоне на быке, под ним солнечный диск и лотос. На бычьей голове Ямы три глаза, два рога, стоящие дыбом волосы украшены черепами. С тела свисает гирлянда человеческих голов, украшен кладбищенскими знаками (пеплом и пр.). В правой руке на уровне сердца он держит дигуг, а в левой габалу с амритой. Его фигура обнажена и в костяных украшениях.

На красном быке или буйволе также костяные украшения, от всей композиции исходит бушующее море огня. На заднем фоне высокие горы.

Панджара Махакала. Имя этого Махакалы - "Покровитель танца (по другой версии "Покровитель шатра"). Он одноликий, двурукий, сидит, подогнув ноги, на повереженном трупе демона. В правой руке на уровне сердца он держит дигуг, в левой габалу с амритой, при этом на согнутых локтях он прижимает к телу горизонтально расположенную палку (danda, beng). Все остальные иконографические детали идентичны вышеописанным Махакалам.

Брахмана-рупадхара Махакала. Имя этого Махакалы - "Принявший форму Брахмана". Он одноликий, двурукий, человекоподобный, похож на старца, сидит в свободной позе на поверженном демоне, левой согнутой опирается о его бедра, а правой прижимает к земле его голову. В правой руке он держит тришулу, а в левой знамя или вымпел. Вокруг фигуры бушующее море огня. Под ним солнечный диск и лотос, на заднем фоне высокие горы.

Чатурбхуджа Махакала. Имя этого Махакалы - "Четырехрукий Махакала". Он одноликий, четырехрукий, сидит с левой согнутой и с правой вытянутой ногами на демоне. В первой правой руке он держит меч, во второй на уровне сердца держит дигуг. В первой левой он держит тришулу, а в нижней габалу с кровью. Все остальные иконографические детали идентичны вышеописанным Махакалам.

Дхумавати Дэви. Имя этой гневной Охранительницы из класса Лхамо - "Богиня одетая в шелк". Она темно-синего цвета, одноликая, четырехрукая, восседает в свободной позе на мчащемся черном осле. Вместо седла и попоны с крупа мула свешиваются человеческая кожа и голова врага Дхармы. В правой верхней руке она держит меч, а в нижней у сердца габалу с кровью. В верхней левой она держит тришулу, а в нижней пику с бунчуком. Вся фигура объята языками пламени, на заднем фоне высокие горы. Все остальные иконографические детали совпадают с описанием Шри Дэви.

Чандика Дэви. Имя этой гневной Охранительницы из класса Лхамо - "Богиня из Чанди". Она темно-синего цвета, одноликая, двурукая, восседает в свободной позе на мчащемся черном муле. В правой верхней руке она держит меч, а в нижней у сердца габалу с кровью. В верхней левой она держит лук и стрелу, а в нижней голову врага. Вся фигура объята грозовыми тучами, на заднем фоне высокие горы. Все остальные иконографические детали совпадают с описанием Шри Дэви.

Шанкхапали Дэви. Имя этой гневной Охранительницы из класса Лхамо "Богиня Хранительница раковин". Она телесного цвета, одноликая, голова украшена пятизубчатой короной, двурукая, сидит в седле на мчащемся черном муле. В правой руке она держит меч, а в левой у бедра мангусту, выплевывающего драгоценности. Вся фигура объята грозовыми тучами, на заднем фоне высокие горы и облака.

Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии