НИОКР
Четверг, 08 февраля 2018 21:38

Тибетская астрология и карма

Автор 

В буддизме, когда мы перед началом лекции подтверждаем нашу мотивацию, мы всегда подчёркиваем: наша цель при слушании – изучить то, что поможет нам в жизни. А именно, мы хотим, чтобы изученное позволило нам не только справляться с собственными проблемами, но и наилучшим образом помогать другим. Когда мы думаем об астрологии с этой точки зрения, нам необходимо понимать, что мы в действительности можем извлечь, изучая астрологию и узнавая о ней.

С одной стороны, астрология помогает нам узнавать о том, что может произойти в будущем. Благодаря этому мы можем применить защитные средства, чтобы избежать сложностей. В конце концов, Драхма буквально означает «защитные средства». Однако нам необходимо быть осторожными, чтобы не впасть в суеверие и не думать, будто всё предопределено и непременно возникнут те или иные проблемы, – это совершенно небуддийский взгляд на жизнь. Особенно это касается предсказательной астрологии: очень важно понимать её с точки зрения буддийских учений о карме.

С другой стороны, знание астрологии помогает нам лучше понять себя, даёт некоторое представление о наших эмоциональных проблемах. На более общем уровне такие свойственные астрологии черты, как планеты, знаки и прочее предоставляют определённую аналитический инструмент, с помощью которого мы можем взглянуть на свою жизнь и личность.

Когда мы хотим кому-то помочь, нелегко понять, какого рода проблемы испытывает этот человек и как лучше всего ним или с ней общаться. Полезно иметь некоторое представление о его или её гороскопе и о том, как он согласуется с нашим: это будет подсказкой, как начать отношения. И снова, нам необходимо смотреть на это с точки зрения буддизма. Очень важно не приписывать людям прочные категории и не думать: «Этот человек Весы, а я Лев; мне необходимо таким-то образом вести себя с ним. Эта женщина Телец, поэтому мне надо вести себя так-то». Подобное ошибочное мнение не оставляет места для индивидуальности и гибкости. Когда мы не знаем, как общаться с кем-либо, астрология может дать совет, как поначалу вести себя с этим человеком. Астрологию необходимо рассматривать именно с такой точки зрения и всегда в сочетании с буддийским учением о карме и пустотности.

Среди множества астрологических традиций мира тибетско-монгольская система – одна из наиболее сложных. Она гораздо сложнее, чем западная астрология. Здесь мы приведём лишь краткий обзор этой темы, чтобы получить о ней некоторое представление. Монгольская астрология немного отличается от основной тибетской астрологической системы, но в данном случае, в рамках введения, давайте будем говорить о тибетско-монгольской системе вообще. Затем мы можем перейти к связи астрологии с кармой и пустотностью. Последнее имеет отношение не только к тибетско-монгольской астрологии, но и ко всем астрологическим системам.

Предмет тибетско-монгольской астрологии

Изучение тибетско-монгольской астрологии включает множество тем. Большинство людей полагает, что астрология имеет дело с вычислением и толкованием гороскопов; и если вы изучаете тибетско-монгольскую астрологию, вас непременно этому научат. Однако тибетские и монгольские гороскопы дают не только картину личности при рождении – натальную карту. Они также дополняют её картой развития – тем, как жизнь человека может развиваться на протяжении многих лет. Её составление существенно отличается от расчётов в западных гороскопах.

Вы не можете составить гороскоп, если у вас нет даты рождения человека и последовательности событий его или её жизни, сопоставленных с календарём. Поэтому большая часть изучения включает математику и вычисления для составления тибетских и монгольских календарей, которые также существенно отличаются от западного. Более того, вы не можете составить гороскоп, если не знаете точного положения планет во время рождения и на протяжении дальнейшей жизни человека. Поэтому существенная часть подготовки состоит из математики для расчёта тибетско-монгольских эфемерид – положений планет на каждый день. Как и в западной системе, если нужно получить данные быстро, некоторые из подобных таблиц можно найти в готовом виде; однако тибетские и монгольские астрологи в основном вычисляют всё самостоятельно.

В дополнение к календарю астрологи также составляют альманахи. В них приводятся дни и часы, наиболее благоприятные для посевов, сбора урожая и других подобных важных для общества дел.

Как и тибетско-монгольская медицина, тибетско-монгольская астрология особым образом включает аспекты, возникшие в Индии, Древней Греции, Китае, Центральной Азии и в исконной традиции бон. Материал делится на два основных направления: «белые вычисления» и «чёрные вычисления». Эта терминология не имеет ничего общего с хорошим и плохим, как в случае с «белой» и «чёрной» магией. Белое и чёрное – это сокращения тибетских названий Индии и Китая соответственно. Индия в Тибете известна как «обширные земли, где люди носят белое», а Китай – как «обширные земли, где люди носят чёрное».

Белые вычисления и Калачакра

В Индии появилось много похожих систем астрологии – несколько индуистских и одна буддийская. В текстах тантры Калачакры приведены белые вычисления, унаследованные главным образом от индийской буддийской системы. «Калачакра» означает «циклы времени» и включает три уровня: внешние, внутренние и иные циклы. Внешние циклы – циклы, через которые проходит вселенная. Благодаря ним вы можете измерять время на внешнем уровне, глядя на перемещение по небу Солнца, Луны и планет. В конце концов, буддизм определяет время как меру изменений. Более того, мы получаем гороскопы, анализируя циклы фигур (аспектов), которые небесные тела, двигаясь, образуют по отношению к друг другу. Всё изучение астрономии и астрологии связано с этими внешними циклами.

На внутреннем уровне вы также можете измерять время циклами тела, например, считая число вдохов и выдохов человека, или циклом человеческой жизни: детство, юность, зрелость и старость, либо женским менструальным циклом. Итак, есть внешние и внутренние циклы времени; и, согласно учениям Калачакры, они соответствуют друг другу.

Рассматривая это с буддийской точки зрения, мы можем сказать, что обычные существа не могут управлять этими циклами. Циклы происходят в силу кармы, или импульсов энергии. Внешние циклы, которые отвечают за транзитные карты ежедневных положений небесных тел, «созревают», или возникают, из-за всеобщей коллективной кармы. Внутренние циклы, которые отвечают за натальные и карты развития, созревают из-за личной кармы каждого человека. Мы страдаем от всевозможных проблем, поскольку не управляем кармическим созреванием и его воздействием на нас.

Например, некоторые люди находятся под сильным влиянием своего натального гороскопа. Им сложно справляться не только с собственной жизнью, но и с внешними циклами, такими как длинные зимы и полнолуния. Некоторые люди несколько не в себе во время полнолуния, как оборотни! Кроме того, у людей возникают сложности с внутренними циклами: гормональным – по мере прохождения через период полового созревания, менструальным циклом, старением и так далее. В буддизме мы прилагаем усилия к тому, чтобы достичь освобождения от этих подневольных циклов, которые мы называем сансарой, а затем – стать просветлёнными буддами, чтобы наилучшим образом помочь каждому.

Иные циклы времени включают различные практики медитации Калачакры, цель которых – освобождение и просветление. Этот важный момент раскрывает общее отношение буддизма к астрологии. Мы хотим обрести освобождение от того, чтобы быть на милости таких свойственных астрологии явлений, как гороскопы. Согласно буддизму, поток ума, или умственный континуум, каждого индивида испытывал проблемы безначально и, если мы ничего не делаем, чтобы это изменить, будет продолжать испытывать их и в дальнейшем, из жизни в жизнь. Это значит, что нам необходимо освободиться не только от личных гороскопов этой жизни, но и от всех возможных гороскопов любого будущего подневольного перерождения. Другими словами, наша цель – освободиться от зодиака как такового.

Как видно из такого подхода, гороскоп не прочен, не неизменен, он не может диктовать нам со всей определённостью, какими мы должны быть, так что мы ничего не можем с этим поделать. Мы хотим освободиться от всех таких воображаемых ограничений, и для этого нам необходимо иметь некоторое представление об особенностях нашего собственного гороскопа и всех гороскопов вообще. Именно с этой точки зрения нам следует изучать астрологию – не важно, тибетско-монгольскую, индийскую индуистскую, китайскую, арабскую, майя или западную. Мы хотим выйти из-под власти не только нашего собственного гороскопа этой жизни, но и всех постоянно меняющихся циклов времени, измеряемых движением небесных тел. Очень важно это понимать. Иначе мы можем легко попасть в ловушку, став суеверными по поводу астрологии, особенно тибетско-монгольской, поскольку в ней очень много говорится о «благоприятных» и «неблагоприятных» днях.

Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии