Галзууд

Со времен Хоридой-мэргэна и его второй жены Шаралдай их старший сын Галзут всегда считался главой племени. В древности тотемом хори была желтая собака, само название «галзууд» - «бешеные», отражало их воинственный характер.

Тотем и символика

Цвет полотна знамени ярко-красный с золотым обрамлением. Языки - красные.

1. Наиболее распространённый в Забайкалье - в круге изображение собаки, наверху написано на кириллице "галзууд", внизу на старомонгольском. Отражает шаманские культы поклонения животным.

2. Среди галзутов подвергшихся влиянию буддизма и монголов, более распространён другой символ рода - "огонь". Потому во многих источниках галзутов интерпретируют как "несущих огонь".

Другой вариант - галзутский род считался среди эхиритов родом "заклинателей огня". Потому, на Ольхоне окружающие их роды почти не используют или даже не знают названия галзууд, но знают их именно как дархан удха(происхождении от кузнецов).  

Вид галереи изображений:
http://persons.i-bur.ru/galzuud#sigProId90aaaea86f

Легенды

О приходе на Лену:

 "Галзут пришел на Лену откуда-то с запада во время войн Чингиса, смуты Бошогто (Шэнгэс шэлгэрээ, Бошогто буЬалаа). Там происходила страшная война, убивали целыми родами и племенами, люди умирали в пути. Хоронить мертвых и подбирать трупы животных было некому. Буряты галзутского рода во время жертвоприношений своим предкам призывают так:

Когда шли мы с Алтая, Богородской травой очищались,

Когда шли мы с Саяна, Ветками кедра очищались,

Когда спустились мы на Лену, На правом берегу осели,

Подружились с эвенками, Сражались с якутами,

Воевали с цэгэнутами,  Перестреливались с хайталами».

Воин галзут

О покровителе рода:

Покровителем рода галзуд в Бурятии и Монголии является восточный тэнгрин Дархан хара Махакала эзы эхэ хатан. Имя является ламаистским по происхождению. Госпожа мать Махакала известна как буддийское божество, воплощающее в себе две сущности – мужское и женское начало. Обычно оно изображается божеством темно-синего или черного цвета, которое имеет свирепый вид. Помимо буддистов, Дархан хара Махакала относится к пантеону восточных тэнгриев у шаманов и является божеством покровителем кузнецов. По легенде, Махакала перерождается в роду один раз в поколение. 

О кузнечном даре:

однажды в старые добрые времена ехал Баяндай на конной повозке по степи. И решил его Бурхан наделить даром «дархан» (кузнеца). Загремел гром, небо почернело и начало метать молнии. Бросил Бурхан кузнечные инструменты  перед Баяндаем. Испугался Баяндай грома и молний и спрятался под повозку. А мимо шел Галзууд, он был бесстрашный и гром и молния не могли его испугать. Он  поднял кузнечные инструменты. В результате дар «дархан» перешел на Галзууда. И сейчас в наше время про Галзуудов говорят, что они бесстрашные и в роду Галзуудов много шаманов с даром дархан.

Персоналии

Агван Доржиев - учитель Далай-ламы XIII,  

Бадан Туракин - глава делегации хори-бурят к Петру I 

Шодо Болтриков - главный тайша Хоринской степной думы, его династия управляла хори-бурятами 150 лет

Жалсарай Зоригтуев - главный тайша Агинской Степной Думы 

Шилдэй Зангилегендарный герой, князь хоринских бурят

Даширабдан Батожабай - прозаик, писатель, драматург 

Алдар Цыденжапов - Герой Российской Федерации

Хухуры(ветви)

В составе рода галзууд: жэнхэн (жэнхэни, жинхэн, жинхан), дэлдэгэр (дэлдгэр, дэлдэгыр), доргошо (доргоши), сарбада (hарбада), даганхан (дагаанхан, даахай, дагаахай), хабагай, эршим (эршэм), онхот (онхон), хайтал, шоно, ользон (олзон), нохой ураг (нохой-уруг), хатагин, харчин, хорчин, шара-нохой, алилхай (алаахай), монгол, сагаатан (сагаатанда), ногоогод (ногоод, ногоон), саадагта (һаадагта)

Расселение

Род галзут, оставшийся в Прибайкалье в начале XIII в. после разгрома хори-туматов войсками Чингис-хана, жил до сего времени на своих исконных местах обитания. Они явились инициаторами переселения эхиритских, булагатских и других групп бурят в Забайкалье, сумев уговорить их присоединиться к основной массе хоринских бурят. Часть во времена Монгольской империи была уведена в Монголию.

Галзуты, относящиеся к протомонгольскому ядру хоринцев, заняли главенствующее положение в племени после того, как тюркоязычные племена утратили свое былое господство в Центральной Азии, а на первый план стали выходить монголоязычные племена

В Баунте и Курумкане в XVII веке поселились хори из рода галзут, ставшие жить вместе с эвенками и составившие род гальджогир. 

Кроме Забайкалья, к моменту маньчжурских завоеваний один только галзутский род в Джунгарии составлял четыре тысячи кибиток. 

К началу века, в Баргузинской думе(Баргузин, Курумкан) галзуты составляли почти 1400 человек, или 12% бурятского населения. 

Древо

 

 

44116
Авторизуйтесь, чтобы комментировать