Просвещение
Среда, 10 июля 2019 18:09

Мадхьямика

Автор 

Одно из двух основных философских направлений буддизма махаяны. Основатель — полулегендарный мыслитель Нагарджуна(возможно, жил во II в. н. э.). В центре почти всей полемики в буддийской онтологии был вопрос о реальности дхарм.

Все школы хинаяны считали дхармы единственной доступной нам реальностью, считая само собой разумеющимся, что сами дхармы — именно реальность. (Сарвастивада, впрочем, считала, что наше сознание адекватно отражает внешний мир.)

Мадхъямака доказывает, что невозможно утверждать ни реальность, ни нереальность дхарм: и то, и другое решение приводит к логическим противоречиям. Единственно возможным она считает срединное («мадхъяма» — «середина») решение проблемы: дхармы ни реальны, ни нереальны — они пусты. Отсюда — ещё одно название мадхъямаки: «шуньявада» — от «шунья», «пустота» и "вада" - "знание" (учение). Подлинно реальным могло бы быть лишь то, что обладало бы самобытием (свабхава), т. е. существовало бы само по себе. Но именно такого бытия и невозможно допустить логически: все существует лишь благодаря другому, и нет никакого конечного пункта, который мы могли бы считать первоосновой. Отсюда же вытекает относительность вообще всех наших понятий и противоположений, даже противопоставления сансары и нирваны. Все философские концепции поэтому — лишь путь к истине, но ни в коем случае не сама истина, которая усматривается только в йогическом созерцании.

  •   Uma igcha (Umala jugbi tachod lunrig derzod) Zhamyang Shedpa     
  •   Uma gonpa ravsal (Umala jugbi jacher shedba gonpa ravsal) Je Tsonkapa     
  •   Uma tsa drel (Umashijavi tsa drel) Redawa Shunu Lodoi     
  •   Uma Tsigsal (Uma tsawi drelwa tsik salwa) Dawa Dakpa     
  •   Umi Demig (Umi demig dan legshed losar migshed) Dalai lama 14     
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии