Суббота, 22 февраля 2020 12:47

О Сахюусане

Автор 


Недавно я ездил к своим знакомым, чтобы провести молебен почитания их родового сахюусана, и там мне задали вопрос: кто такой Сахюусан и когда нужно его почитать? По этой причине у меня возникло желание немного рассказать об этом.

Вначале хочу сказать, необязательно проводить почитание сахюусана у себя дома. Ведь в преддверии Сагаалха (Сагаалгана) во всех дацанах БТСР проводят молебен-почитание сахюусанов 28-29 числа по лунному календарю, в этом году эти дни выпадают на 21-22 февраля 2020 года, можно просто посетить этот хурал.

Если вы хотите соблюдать те традиции, которые вам передали ваши предки, нужно за одну-две недели до празднования Сагаалгана или в течение месяца во время празднования Сагаан һара (Белого месяца) провести ритуал "Почитание сахюусана". В основном желательно это делать до первого числа Нового года по лунному календарю. Ведь после первого числа до 30 числа по традиции верующие приглашают лам для декламирования различных сутр, например Алтан гэрээл, Жадамба, Доржо Жодба и т.д. Хотя, я думаю, можно эти два молебна объединить.

Кого мы считаем Сахюусаном?

Сахюусан (སྲུང་མ། - сунма, срунма, рус. Защитник) - это божество гневного вида, взявшее клятву защищать Учение Будды.

Сахюусан бывает двух видов:

  1. Мирской сахюусан (འཇིག་རྟེན་པའི་ལྷ།), например, Табан хаан (Махапанчараджа, тиб. རྒྱལ་པོ་སྐུ་ལྔ། Гьяльпо ку-нга, Пять царей).
  2. Надмирской сахюусан (འཇིག་རྟེན་ལས་འདས་པའི་ལྷ།), например, Гомбо сахюусан (санскр. Махакала, тиб. མགོན་པོ། - Гомбо, бур. Ехэ Хара сахюусан, рус. Великий Черный).

Мирской и надмирской сахюусаны отличаются отсутствием или наличием Ока мудрости (ཡེ་ཤེས་ཀྱི་སྤྱན།), т.е отсутствием или наличием помутнений (ཡེ་ཤེས་ཀྱི་སྤྱན་ཀྱི་མཚན་ཉིད་ནི། སྤྱིར་སྒྲིབ་པ་དང་བྲལ་བའོ).

Надмирской сахюусан в основном преследует конечную цель, т.е он защищает и помогает в освобождении из Сансары, достижении всеведения.

Мирской сахюусан не способен полноценно помочь в достижении конечной цели, но весьма искусен в решении временных целей, таких как устранение различных мирских проблем, накоплении материального блага и т.д.

Вообще, если распределять божества по внешнему виду, то они делятся на три аспекта:

  1. Божество мирного аспекта (ཞི་བའི་ལྷ།), например, Будда сострадания Авалокитешвара (тиб. སྤྱན་རས་གཟིགས། - Ченрисиг, бур. Арьябала бурхан, рус. Всевидящий).
  2. Божество гневного аспекта (ཁྲོ་བོའི་ལྷ), например, защитник (сахюусан) Махакала (མགོན་པོ། - Гомбо, бур. Ехэ Хара сахюусан, рус. Великий Черный)
  3. Божество, включающее в себя оба аспекта (ཞི་མ་ཁྲོའི་ལྷ།), например, Будда Мудрости Манджушри (འཇམ་པའི་དབྱངས། Жамбиян, рус. Благозвучный).

Согласно этому распределению сахюусаны относятся к гневному аспекту. То есть гневным является их внешний вид, но не внутренний, это надо разделять и понимать.

Также божества делятся на четыре класса - по вобравшим в себе достоинства всех Будд (སངས་རྒྱས་ཐམས་ཅད་ཀྱི་ཡོན་ཏན་བསྡུ་བ།):

  1. Полноценно вобравший в себя мудрость Будд (སངས་རྒྱས་རང་རྒྱུད་ཀྱི་མཁྱེན་པ་བསྡུ་བ་ཕུན་ཚོགས།), например, Манджушри.
  2. Полноценно вобравший в себя милосердие Будд (སངས་རྒྱས་རང་རྒྱུད་ཀྱི་བརྩེ་བ་བསྡུ་བ་ཕུན་ཚོགས།), например, Авалокитешвара.
  3. Полноценно вобравший в себя силу Будд (སངས་རྒྱས་རང་རྒྱུད་ཀྱི་ནུས་པ་བསྡུ་བ་ཕུན་ཚོགས།), например, Ваджрапани (ཕྱག་རྡོར། - Шагдор, бур. Очирвани сахюусан, рус. Держащий ваджру).
  4. Полноценно вобравший в себя действие Будд (སངས་རྒྱས་རང་རྒྱུད་ཀྱི་འཕྲིན་ལས་བསྡུ་བ་ཕུན་ཚོགས།), например, Тара (སྒྲོལ་མ། - Долма, бур. Дари эхэ, рус. Спасительница).

Также делят по роду:

  1. Божество мужского рода (ཕོ་ལྷ།), например, Манджушри.
  2. Божество женского рода (མོ་ལྷ།), например, Зеленая Тара.

Сахюусаны бывают обоих родов, например мужского рода - Чойжал сахюусан, женского рода - Лхамо сахюусан.

Существует деление божеств на основе четырех действий:

  1. Божество, олицетворяющее действие умиротворения (ཞི་བའི་ལས།), например, Авалокитешвара.
  2. Божество, олицетворяющее действие распространения (རྒྱས་པའི་ལས།), например, Манджушри.
  3. Божество, олицетворяющее действие власти (དབང་གི་ལས།), например, Зеленая Тара.
  4. Божество, олицетворяющее действие жесткости (དྲག་པོའི་ལས།), например, Ваджрапани.

Существует множество способов разделения божеств по классам.

Согласно выше сказанному сахюусан входит в класс гневных божеств, божеств, олицетворяющих действие жесткости и т. д.

В тексте «Вопросы - ответы», комментируя текст из "Бодхичарья аватары", автор затрагивает предназначение сахюусана:

འགྲོ་བའི་སྡུག་བསྔལ་སྨན་གཅིག་པུ། །
བདེ་བ་ཐམས་ཅད་འབྱུང་བའི་གནས། །
བསྟན་པ་རྙེད་དང་བཀུར་སྟི་དང༌། །
བཅས་ཏེ་ཡུན་རིང་གནས་གྱུར་ཅིག
«Да пребудет долгое время Учение Будды
В достатке и почитании -
Ставшее источником всех благ,
Единственное лекарство от страданья блуждающих».

Согласно сказанному Драгоценное Учение Будды обладает достатком и почтением; является источником блага; умиротворяет страдание бесконечного количества блуждающих в сансаре; будет пребывать долгое время; распространится во все стороны. И для того, чтобы это реализовать, существуют действующие помощники, которые во все времена без усталости защищают и помогают в этом деле, которых назвали сахюусан.

Также сахюусан называют Номын Хангал (Дхармапала, ཆོས་སྐྱོང་། - Чой-гьон, Защитник Дхармы). Есть такое понятие, как Арбан хангал (Десять защитников).

В 10 защитников входят:

  1. Гомбо сахюусан, который быстро осуществляет желаемое,
  2. Гонгар сахюусан - оберегает от убытков,
  3. Шалши сахюусан - сохраняет тело,
  4. Шагдар сахюусан - дарует силы, выявляет скрытый потенциал,
  5. Чойжал сахюусан - спасает от смерти,
  6. Лхамо сахюусан - устраняет болезни,
  7. Намсарай сахюусан - сохраняет благосостояние,
  8. Жамсаран сахюусан - защищает от врагов,
  9. Сэндэма сахюусан - дарует правильный взгляд,
  10. Цамба сахюусан - способствует сохранению линии преемственности.

Кратко говоря Сахюусан это защитник, который защищает нас от невзгод.

Дугданов Жаргал

Авторизуйтесь, чтобы комментировать