Пятница, 06 июля 2012 11:05

Тантрический факультет



Тантрический факультет «Дуйнхор» был открыт в 1997 году. Факультет находится в городе Улан-Удэ в Дуйнхор дацане.

Курс обучения состоит из 6 лет. За это время студенты факультета изучают :

  1. Основы буддизма
  2. Грамматика тибетского языка и разговорный тибетский
  3. Заучивание и исполнение обрядов Калачакра тантры
  4. Перевод и изучение текстов Ламрим (Основы постепенного пути к просветлению)
  5. Техника построения песочных мандал Калачакры, Ямантаки, Авалокитешвары (Арьябала), Отошо (Будда Медицины)
  6. Обучение ритуальным танцам мистерии Цам: Цам Калачакры ( Сагар, Чодгар) и Цам Докшитов (ритуальные танцы в масках)
  7. Лепки балин (подношение из ингредиентов такого рода, как мука, масло и т.д.)

По окончании выдается диплом высшего образования по специальности «Мастер Калачакры»

Джуд

КРАТКО О СОСТАВЕ «ДЖЮД-ШИ»

Первая Тантра называется «Цави Джюд» (Тантра основ) – в ней говорится об основных знаниях тибетской медицины.

Вторая Тантра называется «Ше Джюд» (Тантра Объяснений) – в ней дается комментарий на первую Тантру – знание о зародыше; основные знания по тибетской фармакологии.

Третья Тантра называется «Мен нгаг джюд» (Тантра Наставлений) - в ней говорится о причинах и условиях появления болезней и о том каким образом их лечить.

Четвертая Тантра называется «Чи ма Джюд» (Заключительная Тантра) – в ней говорится о том, как надо осматривать пациента.

ТАНТРИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ

Само понятие «тантра» означает буквально «сцепление», в переносном смысле — «сокровенное знание». Тантра — это метод, или путь, достижения Просветления, помогающий практикующему обрести состояние будды в течение одной жизни, хотя и с великими усилиями. При этом стремление к достижению Просветления является скорее альтруистическим, поскольку, согласно учению махаяны вообще и ваджраяны в частности, чем ближе сущность к Просветлению, тем более она стремится помогать другим, идущим этим путем.

Тантрический факультет при Буддийском Университете «Даши Чойнхорлин» им. Д. Д. Заяева был открыт в 1998 году по линии Жуддод (высшая тантра линии преемственности Жалсаб Дарма Ринчен). На факультете изучают тантрические дисциплины, исполнение обрядов, правила медитации, сосредоточение ума и буддийские каноны. Также изучают технику построения песочных, рисованных мандал Ямантаки, Сандуй, Чакрасамвары, Гунриг, лепки балин (подношение из ингредиентов такого рода, как мука, масло и т.д.), строение внешних подношений.

«ТАНТРА»

Та́нтра (санскр. तन्त्र, tantra IAST, «связь, нить, последовательность») — составная часть школ Ваджраяны, связанная с практикой пограничных состояний, просветлённых состояний, смерти и промежуточных состояний между смертью и следующим рождением (см. бардо).

Тантра понимается как практика достижения окончательного результата («плода») — состояния Будды.

В тантре активно используется сложная символика, идамы, медитации, мудры, янтры,ритуалы.

Занятия тантрой, индивидуальные и коллективные, могут осуществляться только под руководством гуру — опытного наставника (ламы).

Некоторые ритуалы и символы выглядят с точки зрения посторонних страшными или отталкивающими, поэтому для занятий тантрой требуется посвящение учителя и подробные объяснения. Разглашение или популяризация деталей тантрической практики не принята, система посвящений предназначена для защиты учения от профанации, а также передачи важнейших наставлений и создания у практикующего связи с линией преемственности. Важнейшим предварительным условием для занятий тантрой является принятие обетов Бодхисаттвы, стремления спасти от страданий сансары все живые существа без исключения, и стать Буддой, чтобы помогать живым существам. 

Тантра считается самым коротким и одновременно самым опасным путём. Для адепта тантры очень важно найти хорошего учителя, который тоже должен тщательно проверяться. Само понятие «тантра» означает буквально «сцепление», в переносном смысле — «сокровенное знание». Тантра — это метод, или путь, достижения Просветления, помогающий практикующему обрести состояние будды в течение одной жизни, хотя и с великими усилиями. При этом стремление к достижению Просветления является скорее альтруистическим, поскольку, согласно учению махаяны вообще и ваджраяны в частности, чем ближе сущность к Просветлению, тем более она стремится помогать другим, идущим этим путем. Корни тантризма уходят в доарийскую Индию, в культ богини-матери, в магию сельской общины, во многом связанную с сексуальными ритуалами. 

Тантрическое учение выросло из этих верований, взяв за основу представление о тождестве микро- и макрокосма, человека и мироздания, поскольку все возводится к единению двух начал — женского и мужского. В зависимости от того, какое начало признается главенствующим, тантра разделяется на «правую» и «левую». Тантра «правой руки» господствует в Индии, она признает ведущим мужское, активное начало. В ее ритуалах единение женского и мужского начал воспроизводится реальным половым актом. Тантра «левой руки» — это тантра буддийская, ведущим началом она признает женское, символизирующее мудрость. Слияние обоих начал в монашеской тантре, разумеется, может быть только символическим. В тантре «левой руки» ощущается сильное влияние шактизма, в котором объектом поклонения служит Деви — супруга Шивы. В этой тантре, как и в шиваизме, каждое мужское божество имеет свою божественную супругу-шакти, с которой сливается в вечных объятиях. 

Тантрическая традиция утверждает, что боги становятся могучими и мудрыми только благодаря соединению со своими шакти. Шакти (женская энергия), праджня (запредельная мудрость) представляют собой сплав женственности и мудрости, сливающихся в образе Праджняпарамиты, которая, будучи изначально махаяническим текстом, в тантре деифицируется и становится глубоко почитаемой богиней, «матерью всех будд». «Подобно матери, выводящей ребенка на дорогу, Высочайшая Мудрость показывает буддам их наилучший путь». Мудрость, символизируемая женским началом, считается имманентно существующей, разлитой в мире. Мужское начало представляет собою метод («упайя»), посредством которого постигается мудрость. Символ метода — ваджра — атрибут огромного количества божеств. Еще одной особенностью тантры «левой руки» является наличие большого числа грозных божеств, представляющих собой воплощение сил, трансформирующих негативные эмоции в мудрость; а также тщательно разработанный ритуал созерцания

ТИБЕТСКАЯ ТАНТРА ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ЧЕТЫРЕ КЛАССА ТАНТР:

Тантра действия (Крия-тантра), предполагающая совершенствование через ритуал

Тантра выполнения (Чарья-тантра), в которой ритуал и медитация признаются равноценными

Йога-тантра, в основе которой лежит йогическая медитация

Тантра высшей йоги (Ануттара-йога-тантра), в практике которой основным является постижение недвойственности мироздания, единства противоположных начал.

Шунья (пустота) — основное положение буддизма махаяны. Оно означает, что весь мир есть лишь результат причинно-следственной цепи, что он не обладает самосущим бытием. Поэтому нет разницы между прекрасными и отвратительными вещами: «внешние формы могут представляться хорошими или плохими, но все они суть заблуждения собственного разума и в действительности своей формы не имеют». «Что касается блаженства и пустоты, — говорил в одной из своих лекций Далай-лама XIV, — то здесь подразумевается неразрывное единство мудрости, постигающей пустоту, и глубокого переживания блаженства... Значение использования блаженства для реализации постижения пустоты столь велико, что многие медитативные божества тантр высшей йоги изображаются в соитии. Но, как я уже говорил, это блаженство очень отличается от того, что испытывается в обычном половом акте». Изображение идамов в соитии со своей женской ипостасью — праджней — означает, что каждый принцип, персонифицируемый в образе идама, имеет две стороны — активную и пассивную, и только их единение дает возможность духовного роста. Такие изображения по-тибетски называются «яб-юм» («отец-мать»), форма их восходит к индийской храмовой скульптуре, отражавшей мифы о том, что бог обретает свою подлинную силу только в единении с шакти-супругой.

Тантра высшей йоги, доступная только для тех монахов, кто достиг очень высокой ступени духовного развития и способен постичь истинную природу вещей независимо от внешних проявлений, занимает исключительную позицию в отношении женщины. Если во всех остальных буддийских текстах, будь то хинаянистские, махаянистские или три другие класса тантр, женщины считаются неспособными достичь Просветления или вообще существами, препятствующими достижению Просветления, то в Ануттара-йога-тантре женщина — воплощение мудрости-праджни — ставится выше мужчины. Во многих текстах, принадлежащих к Ануттара-йога-тантре, например в тантре Ваджрайогини, главное божество имеет женский облик. «В тантрах высшей йоги, например в Гухъясамаджа-тантре, возможность для практикующей женщины достичь полного пробуждения за одну жизнь признается открыто и безоговорочно». Главенство женского начала выражается и в том, что многие божества (особенно бодхисаттвы) имеют женовидный облик. Лотос — символ мудрости-праджни — служит троном всем буддийским богам: женское начало — основа основ. 

Дуйнхор

«КАЛАЧАКРА»

(санскр. Калачакра, букв. Колесо Времени, бур. Сагай Хурдэ)

Калачакра — идам (тантрическое божество). Учение Калачакры впервые было проповедано Буддой Шакьямуни.

Калачакра-тантра относится к тантрам высшей йоги (ануттара-йога-тантра). В тантрической системе Калачакра является Королевой Тантр.

Авторизуйтесь, чтобы комментировать