Учение
Пятница, 03 мая 2019 14:32

Обоо (ལབ་རྩེ།)

Автор 

Наступает время, когда все собираются на обоо, поэтому хочу немного затронуть эту тему. 

Обоо (ལབ་རྩེ།) - это один из обителей Шибдаг (གཞི་བདག - Дэлхэйн эзэн, гений-хранитель). В основном, под этим обителем подразумевают насыпь; курган; гору. Под словом «Обоо» надо понимать что это местность, а не гений-хранитель. Бывает что путают. Каждую гору нельзя называть обоо, ведь обоо олицетворяет дворец гений-хранителя. 

Щибдаг дословно переводится хозяин местности или же земли. Некоторые переводят как дух местности или гений-хранитель. Щибдаг обитает не только на возвышенных местах, но и в водах, полях и т.д.

  • Мужского и женского рода;
  • Мирный и гневный;
  • Белой стороны и темной стороны.

К Гений-хранителям мужского рода относятся:
Арбан гурбан агналгын тэнгэри «རྗེ་ཡི་མགུར་ལྷ་བཅུ་གསུམ། - Тринадцать охотничьих гений-хранителей», 
Гений-хранители, у которых в именах есть дополнительные обозначения, как Баабай, Хаан и т.д.

К Гений-хранителям женского рода относятся:
Эгэшэ дүү табан ута наһанай охин тэнгэри «ཚེ་རིང་མཆེད་ལྔ། - Пять сестер долгой жизни, 
Арбан хоёр бата охин тэнгэри «བརྟན་མ་བཅུ་གཉིས། - Двенадцать могучих - Тенма», 
Гений-хранители, у которых в именах есть дополнительные обозначения, как эжы, хатан, хүгшэн и т.д.

К мирным гений-хранителям относятся те гений-хранители, которые умиротворяют болезни и страдания и т.д.

К гневным гений-хранителям относятся те гений-хранители, которые подавляют недругов, врагов, препятствия и т.д.

К гений-хранителям белой стороны относятся:
Арбан гурбан Агналгын тэнгэри, 
большая часть наших гений-хранителей, которые сами приняли буддизм, 
гений-хранители, которые прибывают у монастырей, как говорится в биографии Гунчен Жамьян Щадбы. 

К гений-хранителям темной стороны относятся те хранители, которые обитают у больших озер, морей и океанов. Также те, кого подавили великие учителя, это некоторые родовые гений-хранители и те, кто был ранее воинственно-гневным. 

Гневные и темной стороны гений-хранители отличаются от местности и по нраву.

Некоторых гений-хранителей называют Саб-даг (ས་བདག - Газарай эзэн). Сабдаг - дословно переводится как хозяин земли (санскр. བྷཱུ་མི་པ་ཏི། Бхуми-пати) или владыка местности.

Есть и такое, что гений-хранителей называют Юл-лха (ཡུལ་ལྷ། - Орон тэнгэри). Юл-лха - Божество местности, обладающее нечеловеческими возможностями.

Называя по-разному, подчеркивают их достоинства. Например, когда их называют сабдаг, подразумевается, что он возможно входит в класс восьми духов, то есть он считается Асуром (Полубогом). Если называют Юл-лха, значит относится к классу Дэв (Небожителей).

Способ и польза почитания гений-хранителей.
Следует понимать, что сами гений-хранители в большей части не вышли из Сансары. Исходя из этого, желательно не подносить им дурманящие субстанции, типа алкоголя и табака. Так как они не могут все это преобразовать в нектар. Об этом говорил еще Пятый Далай-лама. 
Но если кто-то принес спиртное, то нужно его поднести полностью. Так как ламы будут подносить это подношение уже не местным гений-хранителям, а божествам, которые вышли из Сансары. И ваше подношение не будет поднесено местному гений-хранителю. Как вы этого хотели, а высшим божествам.
Желательно подносить такие подношения как молоко, чай, сладости, крупы и т.д. Еще нужно с собой взять Даллага и Хий морин.
Здесь еще нужно учитывать одну немаловажную часть, когда обоо посещают мало людей, гений-хранитель становится слабым. Его возможности и сила угнетаются, так как он зависит от численности его почитателей. Грубо говоря, если у него нет войск, то он слабый военачальник. Если он будет слаб, то его могут захватить более сильные гений-хранители, и он уже не сможет выполнять ваши просьбы. 
И, находясь на его территории, нужно соблюдать чистоту, то есть не сорить, не распивать алкоголь, не конфликтовать и т.д. Так как он считается сильнейшим патриотом своей родины, и любой вред, он воспринимает как угрозу, из-за этого он может навредить. 
Здесь еще можно сказать, что он весьма избирателен тем, кто ему обращается. Он настороженно относится к незнакомым. И из-за этого желательно чтоб ритуалы на обоо проводили местные ламы. Даже об этом говорил Содой лама «Нютагай хубараг холо гэгээнһээ дээрэ - Местный послушник выше, чем далекий перерожденец».
В момент обращения к гений-хранителю нельзя просить у него прибежище, освобождение от Сансары. Просить только разрешение мирских проблем. Так как он сам мирское божество, который может лишь помочь в разрешении мирских и обыденных проблем, но не как освобождение от Сансары. Ведь он сам еще в Сансаре.
Гений-хранитель может помочь в коммерции, разрешении семейных проблем, увеличении скота и урожая, устранении вреда от гений-хранителей и нагов и т.д.
Сама традиция почитания гений-хранителей в буддизме появилась во времена Бадмасабхавы и Атиши. Но большое распространение получило во времена Пятого Далай-ламы. 
В основном обоо начинают почитать с 11 числа четвертого месяца по лунному календарю до шестого месяца 15 - 17 числа.
Четвертый месяц называют на санскрите - вайшакха, на пали - весак, на тибетском - сага дава, на бурятском - буянта һара. У меня в деревне начинают почитание обоо с 15 числа этого месяца, именно с Дончод хурала.
В заключение хочу сказать, забывший свою родину и истоки подобен бездомному! Чтите старшее поколение и своих местных гений-хранителей! Они олицетворяют наши истоки!

Дугданов Жаргал багша

Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии