Вторник, 12 марта 2019 11:21

Шэрээтэ Ламы Баргузинского дацана

Автор 


В 1829 году (ухэр ел) при освящении Цогчен дугана близ села Борогол ныне Баргузинского района, при большом скоплении народа прибывший Хамбо Лама Еши Жамсуев в присутствии Баргузинского тайши Хамная Цанкирова по просьбе местных верующих и лам назначил первого Шэрээтэ Ламу Цультима Арзанова (прибывшего из Цонгольского дацана несколькими годами ранее для обучения). Дацану было дано название Борогольский дацан «Гандан Ше Дувлин» (в переводе с тибетского языка – обитель теоретического и практического постижения). Ц. Арзанов скончался здесь же в конце 1836 года. 

В 1832 году (луу ел) Хамбо Лама предложил выбрать из среды баргузинских лам 5 постоянных членов совета по дацану. В итоге с согласия всех верующих ими стали: Цоржо Лама сэнгэлдурского рода Дансаран Ситнаев; Шанзодба Лама шоноевского рода Хайдаб Зооноев; Засаг Лама сэнгэлдурского рода Цультим Дылыков; Даа Лама бурского рода Дамго Тыбыженов; Нансо Лама бурского рода Цырен- Дылык Хамнаев. 

В 1837 году (тахяа ел) Борогольский дацан был переименован в Баргузинский. В последующие годы его Шэрээтэ Ламами были Дажарон Зооноев (с 1837-го по 1841-й г.) и его младший брат Хайдаб Зооноев (с 1841-го по 1850-й г.), а также Дондоб Старуин (с 15 августа 1850-го по 1854-й г.). 

В 1854 году (бара ел) приехал Хамбо Лама и из восьмерых штатных лам выбрал Шэрээтэ Ламой Санжи Шинтадова. Однако официальное подтверждение этого пришло лишь в 1857 году. Шинтадай гэгэн пробыл Шэрээтэ Ламой дольше всех – 35 лет, по 1889-й год. С 24 мая 1884 года по 8 января 1886 года заболевшего Шинтадова временно заменял Мунко Цыбиков. 

Шестым Шэрээтэ Ламой был Шагжи Танхаев (с 4 октября 1890 года по 1891-й г.). До него, после того, как умер Шинтадов, временно исполнял обязанности Шэрээтэ Ламы Цырен Ламаев. Он же стал седьмым Шэрээтэ Ламой (со 2 сентября 1891-го по 1893 год). 

Восьмым Шэрээтэ Ламой был М.Цыбиков (с 5 апреля 1893-го по 1894-й год); девятым – Цэдэн Соодоев, который находился в этой должности с 5 апреля 1894 года по 1900-й; десятым Шэрээтэ Ламой, с 15 января 1901 года по 1913-й, – Ц. Ламаев. И с 1913 года (ухэр ел) одиннадцатым Шэрээтэ Ламой стал Жамсаран Бадмаев. 

Бадмаев был Шэрээтэ Ламой до 1923 – 1924 года. Далее начались гонения на религию. Многих арестовывали, расстреливали. Шэрээтэ Ламы очень часто менялись. До 1936 года, по устным воспоминаниям старожилов, было свыше десятка Шэрээтэ Лам, однако письменных подтверждений тому нет. 

15 февраля 1991 года состоялось открытие Баргузинского дацана близ села Курумкан. В 1992 году (бишин ел) Хамбо Лама Мунко Цыбиков назначает Шэрээтэ Ламой Тугута Намжилова (родом из с. Баянгол), который по семейным обстоятельствам в 1993 году в присутствии Шэрээтэ Иволгинского дацана Дашинимы Ламы подаёт в отставку. Поэтому от имени Хамбо Ламы при согласии присутствовавших баргузинских лам Шэрээтэ Ламой был назначен Артур Намжилов (родом из с. Борогол). В 2000 году собрание верующих и лам дацана Шэрээтэ Ламой избрало Олега Намжилова, которого утвердил Хамбо Лама Дамба Аюшеев. В 1993 году (тахяа ел) Баргузинский дацан был переименован в дацан Баргузинской долины «Гандан Ше Дувлин». В 2000 году (луу ел) вышел указ Президента РБ об обязательном наименовании религиозных объединений по месту фактического нахождения. Поэтому по требованию министерства юстиции России по Бурятии наш дацан был переименован в Курумканский дацан «Гандан Ше Дувлин». В 2005 году близ села Ярикто проявился лик богини Янжимы. Там построен новый Баргузинский дацан, где Шэрээтэ Ламой был назначен Цыден Намжилов (родом из с. Баянгол). 

Данный материал мною собран из 81 фонда Национального Архива Республики Бурятия. Материал Баргузинского дацана составляют отчёты Шэрээтэ Лам, которые ежегодно предоставлялись Хамбо Ламе, также переписка Шэрээтэ Лам с различными руководящими инстанциями. Отчёты включают в себя описи инвентаризации, списки лам и хувараков, отчёты о финансовой и хозяйственной деятельности. Также имеются списки новорожденных, умерших и людей, привитых от оспы. До 1900 года материалы написаны вертикальным монгольским письмом. Далее отчёты идут на русском языке. Весь материал, касаемый Баргузинского дацана, собран и переведён на русский язык. Вся эта работа стала возможной благодаря помощи научного сотрудника, архивариуса НАРБ тех лет Очировой Галины Номогоновны. На сбор, обработку, перевод материалов ушло около 3-х лет. На основе этих отчётов мною был составлен список Шэрээтэ Лам. На одной из буддийских научно-практических конференций Галина Номогоновна отметила меня и Шэрээтэ Анинского дацана Лексок Ламу как единственных лам, серьёзно работавших с архивными материалами своих дацанов. После длительной обработки, сопоставления, многократной сверки этот список Шэрээтэ Лам мной был опубликован на страницах газеты «Огни Курумкана» свыше 15 лет назад. Странно бывает видеть этот список в других публикациях, статьях и книгах слегка изменённым или дополненным, при этом без ссылки на источник. 

Еши Намжил лама (Олег Намжилов).

Авторизуйтесь, чтобы комментировать