Вторник, 21 сентября 2021 15:27

Символическое значение ступ

Автор 

Великий пандита (знаток пяти дисциплин) Атиша в своем труде говорит: «Благословление! Основной ступы является дхармадхату (пространство всех явлений), над ней львиный трон как четыре бесстрашия. Ступени террасы переходят в уровень из десяти добродетелей: первые – четыре основы внимательности; второй – четыре подлинных сдерживания (обуздания); третий – четыре основы сверхъестественных сил; четвертый – пять духовны способностей. Основа вазы – это пять достоинств (сил); ваза – семь ветвей просветления; основание поддержки хармики – восьмеричный благородный путь. Все это имеет отношение к причине реализации. Что касаемо результата: Древо жизни – это десять знаний; хармика – четыре просветленных мудрости и четыре освобождения; тринадцать колец – это десять земель бодхисаттв и три применения внимательности. Зонт – защита сострадания и вершина – изначальная дхармадхату». 

Если разбирать компоненты ступы более детально, то: 

1. Фундамент символизирует 10 добродетельных деяний: 

Тела: 

а. Защита жизни 

б. Практика даяния 

в. Чистое моральное поведение 

Речи: 

Говорить правду 

Воссоединять других 

Разговаривать мягко 

Говорить по существу 

Ума: 

Довольствоваться насущным 

Быть альтруистом 

Придерживаться правильных воззрений 

2. Три ступени над фундаментом символизируют принятия прибежища в: 

- Будде 

- Дхарме (Учении) 

- Сангхе (Святой общине) 

3. Львиный трон символизирует превосходство над Вселенной и в особенности 4 бесстрашия, как результат четырех знаний: 

- знание того, что все факторы существования познаны; 

- знание того, что все препятствия правильно показаны и путь их пресечения может быть преподан другим; 

- знание того, что путь отречения, с помощью чего обретаются все благие качества, уже завершен; 

- знание того, что все располагающие факторы приведены к концу. 

4. Драгоценная ваза символизирует 8 драгоценных, величественных (царских) объектов. 

5. Большие и малые лотосы символизируют 6 парамит (запредельных совершенств): 

- Даяния 

- Нравственности 

- терпения 

- Усердия 

- Сосредоточения 

- Мудрости 

6. Четыре угла трона символизируют 4 безмерных: 

- любовь 

- сострадание 

- наслаждение 

- невозмутимость 

7. Первая ступень символизирует 4 внимательности: 

- к телу 

- к чувствам 

- к не субстанциональному мышлению 

- к условиям существования (дхармам). 

8. Вторая ступень символизирует 4 просветленных усилия: 

- к сохранению существования благоприятных условий; 

- к созданию условий, еще не существующих; 

- к пресечению существования неблагоприятных условий; 

- к сведению на нет появления таких условий. 

9. Третья ступень символизирует 4 чудесные уловки: 

- намерение 

- мышление 

- упорство 

- анализ 

10. Четвертая ступень символизирует 5 могуществ: 

- вера 

- энергия 

- внимание 

- концентрация 

- знание 

11. Неизменная основа, поддерживающая вазу, символизирует 5 сил: 

- веры 

- энергии 

- внимания 

- концентрации 

- знания 

12. Ваза символизирует 7 подразделов просветления: 

- Полная память (всех предыдущих рождений). 

- Превосходное знание всех дхарм (составляющих бытие). 

- Внимательность. 

- Восторг. 

- Превосходное мастерство во всех науках. 

- Концентрация 

- Невозмутимость (спокойствие). 

13. Хармика над вазой символизирует благородный восьмеричный путь: 

- Превосходное воззрение. 

- Превосходное понимание. 

- Превосходная речь. 

- Превосходное действие. 

- Превосходная жизнь. 

- Превосходное усилие. 

- Превосходное внимание. 

- Превосходная концентрация. 

14. Древо жизни символизирует десять знаний феноменов окружающего мира: 

- ума (мысли других); 

- звеньев взаимозависимости; 

- эмпирических знаний; 

- страданий; 

- корня страданий; 

- пресечения страданий; 

- пути ведущего к пресечению страданий; 

- вещей, приводящих к отчаянию; 

- не производимости вещей. 

15. Тринадцать колец символизируют: 

- десять сил (так же 10 земель бодхисаттв); 

- три необходимых памятования. 

  В «Ганджуре» (собрании слов Будды) 10 сил – это: 

- знание места подходящего для проповеди; 

- знание, как пресечь разные виды кармы; 

- знание всех видов медитации высших сфер; 

- знание всех высших и обычных способностей; 

- знание склонностей живых существ; 

- знания различных сфер существования; 

- знания пути, ведущего к достижению цели; 

- знание о предыдущих перерождениях; 

- знание времени смерти и перерождения; 

- знание об уничтожении злых сил. 

Три памятования: 

- памятование о том, что у Будды нет привязанности к тем, кто внимает его с уважением; 

- памятование о том, что у Будды нет отвращения к тем, кто слушает его без уважения; 

- памятование о том, что у Будды нет ни привязанности, ни отвращения к тому, кто слушает его со смешанными чувствами. 

16. Зонт и его поддержка символизируют уровень Победоносного. 

17. Балдахин символизирует украшение всех наилучших качеств. 

18. Месяц символизирует устранение всех страданий. 

19. Солнце символизирует излучение тысяч лучей сострадания. 

20. Драгоценность на вершине символизирует исполнение всех желаний. 

Каждый раз, когда вы смотрите на какую-либо святыню: изображение Будды, статуи, тексты, ступы и т.п. – они вкладывают в ваш ментальный поток семена освобождения и просветления. Каждый раз, когда вы смотрите на них, они очищают ваше сознание путем благословления, которое они непрерывно несут в наш мир. Святыни имеют способность к очищению огромного количества негативной кармы. 

В сутре «Король концентрации» сказано: «Даже если вы в гневе смотрите на изображение Будды, нарисованной на каменной стене, это закладывает причину увидеть в будущем десять миллионов Будд». Это значит, что даже негативно настроенные люди, путем постепенного развития и самосовершенствования, смогут реализовать свой потенциал и воочию увидеть Будд трех времен и десяти направлений. Все это может быть результатом того, что вы однажды взглянули на изображение Будды. 

Объекты поклонения дарят нам только положительную энергию. Очень важно, чтобы поклоняющейся святыне человек имел веру в Будду и испытывал преданность Учению. Даже если вы не сведущи в буддийской философии, через веру и преданность вы сможете непосредственно лицезреть Будду в простой статуэтке или танке. Также очень важно держать в чистоте место расположения объекта поклонения – будь то домашний алтарь или территория, прилагающая к ступе. Если вы ленивы, то наличие у вас дома изображения, или статуэтки Будды, либо маленькой ступы – очень легкий способ накопить огромные благие заслуги. Если вы не поленитесь делать простые подношения этим объектам поклонения, ваши заслуги будут неисчислимы! 

Как говорится в текстах, тот, кто пришел посмотреть на ступу, или какую-либо другую святыню – с этого времени не будет перерождаться в низших мирах. Лишь лицезрением или прикосновением к ступе его негативная карма очистится, они примут прибежище в трех драгоценностях и будут иметь сильную спонтанную веру в Будду, Учение и Святую монашескую общину. 

Он сможет умиротворить свой ум и практиковать любовь и бодхичитту (сознание, направленное на просветление ради блага всех живых существ). Широко известна история Шриджаты, который стал монахом, когда ему было 80 лет, и достиг плода Архатства (святости) в этой жизни. Одной из причин этого послужило то, что однажды он переродился мухой, севшей во время паводка на коровий помет, который проплыл вокруг ступы.

Обретаются сообразительность, мудрость и прочие высочайшие качества. 

Отвечая на вопрос Шарипутры, Будда дал следующие объяснения: «Вот польза, которую получает тот, кто обходит ступу. Свободный от восьми неблагоприятных условий, он переродится в благородной семье и будет владеть большим богатством. Свободный от таких мешающих чувств, как жадность и так далее, он сможет радостно упражняться в щедрости. Он будет хорошо выглядеть, будет привлекательным, будет иметь хорошую кожу, и другие счастливы будут его видеть. Он будет иметь власть над миром и будет королем Дхармы. Он будет всегда удачливо перерождаться и чувствовать вдохновение от учения Будды. По завершении практики он будет демонстрировать великие чудеса и обретет 32 чистых знака и 80 признаков физического совершенства тела Будды». 

Отрывки из сутр: Провозглашая здесь совершенные писания в качестве свидетелей, призываю вас: о счастливцы, могущие понять смысл этого учения, примите его с ликованием! 

В Сутре "Путь Различения" сказано: 

Будда объяснил молодому брахмину Найцо: 

"Существует восемнадцать видов заслуг по постройке Ступы Татхагаты. Что входит в число восемнадцати? 

Он будет рожден дитем великого короля. 

Он будет иметь превосходное тело. 

Он родится красивым и привлекательным. 

Он разовьет очень выраженные интеллектуальные способности. 

Он станет широко известен. 

Он будет иметь великое окружение слуг. 

Он станет лидером среди людей. 

Он станет поддержкой для других. 

О его величии будет изложено в десяти направлениях. 

Он будет пространно изъясняться о желаемом в словах и стихах. 

Его будут прославлять боги. 

Он будет обладать многим богатством. 

Он приобретет царство всеобщего монарха. 

Он будет иметь долгую жизнь. 

Его тело будет подобно собранию ваджр. 

Его тело будет наделено главными и дополнительными знаками Будды. 

Он будет перерождаться в высших мирах. 

Он стремительно достигнет полной Нирваны. 

Это есть восемнадцать заслуг по постройке Ступы Татхагаты." 

В Коренной Тантре Манджушри сказано: 

Если ты создашь ступу своими руками, 

Ты будешь способен очистить свое тело, даже если ты совершил ранее пять неподдающихся искуплению грехов (убийство своей матери или отца, убийство архата, порождение раскола в среде Сангхи и злоумышленное пролитие крови Будды). 

Если ты построишь сто тысяч ступ, 

Ты превратишься во всеобщего монарха среди Держателей Знаний. 

Будешь совершенно понимать все трактаты. 

И будешь наделен умелыми способностями. 

В продолжение целой вечности, каждый раз умирая, ты будешь рождаться королем и больше никогда не сойдешь в нижние миры, 

Подобно солнцу, восходящему в центральной стране, 

Ты будешь наделен способностями всех своих чувств. 

Ты сможешь сохранять в своей памяти все, что выучишь, и будешь помнить свои прошлые жизни. 

В Сутре "Сундук с Секретными Реликвиями" говорится: 

Бхагаван провозгласил: 

"Ваджрапани, когда ты запишешь учения Дхармы и поместишь их внутри ступы, то эта ступа станет реликвией из Ваджра-Сущности всех Татхагат. Эта ступа будет освящена секретной сущностью всех мантр Татхагат.Она станет ступой 99 Татхагат, во множестве подобным груде горчичных семян.Эта ступа будет благословлена, как если бы она содержала Глаза и Ушнишы всех Татхагат. 

Тот, кто помещает внутри ступы изображения Будды, непременно будет благословлен теми образами Татхагат и природой семи королевских сокровищ всеобщего монарха. 

Тот, кто оказывает почтение и почести той ступе, безусловно, станет не возвращающимся назад и в конечном итоге достигнет непревзойденного и полностью совершенного состояния Пробуждения - истинного, полного состояния Буддства . 

Даже если он совершит лишь одно простирание или единственный обход вокруг, то будет полностью освобожден от попадания в различные миры ада как, например, в Ад Непрестанных пыток. 

Он уже никогда не сойдет с пути к непревзойденному и полностью совершенному состоянию Пробуждения. 

Он уже не сойдет с пути к Буддовости. 

Все Татхагаты благословят весь край, окружающий место, где построена ступа." 

В Сутре "Белого Лотоса Священной Дхармы" сказано: 

Стены строятся из грязи и кирпичей, 

Подобным образом создается и Ступа Победоносного. 

Поэтому, даже если она создана из горсти пыли в глухом месте отчаяния, или создана ребенком во время игр из песочной насыпи, 

Кто бы ни создал ее ради Победоносного, 

Каждый из них достигнет Пробуждения! 

О пользе в совершении подношений Ступе указывается в Сутре "Запрошенной королем Прасенджитом" : 

Тот, кто совершает побелку Ступы Будды, 

Будет иметь долгую жизнь в мире богов или людей, 

Он будет свободен от умственных и физических недугов, 

Он будет далек от всех страданий, 

Будет всегда счастлив и будет иметь достаток из земных богатств. 

Звонящий в колокол перед Ступой Будды будет говорить внушительно и будет иметь великую славу, 

Он будет обладать приятным голосом Брахмы, 

Сможет помнить свои предыдущие жизни, 

И приобретет различного вида украшения. 

Если ученый человек читает молитвы на четках с преданным умом перед Ступой Будды, 

Он будет иметь множество золотых четок, украшенных прекрасными драгоценными камнями, 

И будет первым среди заслуживших похвалу и удачливых. 

Те, кто совершает подношения из мелодичной музыки у Ступы Будды, 

Будет обладать в избытке способностью смелого красноречия в глубинных знаниях. 

Его физическое тело будет совершенным, а ум и речь - чистыми. 

Его голос наполнит весь мир. 

Если любой человек подвешивает различные знамена к Ступе, это является безупречным источником заслуг, 

Это станет полем из подношений и объектом поклонения в трех мирах. 

Если кто - либо прикрепляет шелковую корону к Ступе 

Он станет великолепным правителем среди людей, 

Властным повелителем богов, 

Испытает Великое Блаженство и в особенности, 

Достигнет короны Полного Освобождения. 

если кто - либо чистит Ступу, 

Он станет очень привлекательным и красивым внешне, 

Будет иметь прекрасное лицо цветом подобно цветку лотоса, 

И он будет совершенно избавлен от дефектов Сансары, 

Тот, кто подметает вокруг Ступы в весеннюю пору с чистой водой, 

Его будут с радостью обмахивать женщины, держащие в руках опахала с золотыми ручками. 

Касательно заслуг по совершению простирания и обхождения вокруг Ступы, в Сутре Авалокитешвары (Арьябала) сказано: 

Если кто-либо уважительно простирается перед Ступой Будды, 

Он станет героическим всесильным монархом мира, 

Защищенным броней из позолоченных символов, 

Он станет авторитетным учителем, 

Который будет радовать Будд. 

В Сутре "Белого Лотоса Священной Дхармы" говорится: 

Тот, кто складывает ладони перед Ступой, обеими ли руками, или только одной, 

Тот, кто совершает краткий поклон головой, или кланяется телом всего один раз, 

Тот, кто простирается или только произносит "Будда" 

Даже с отвлеченным умом, 

Один ли раз или несколько раз перед Ступой, в которой заложены реликвии, 

Достигнет высшего Пробуждения. 

В "Решающих Стихах об Обхождении вокруг Ступы" сказано: 

Превосходные свойства обхождения вокруг Ступы Будды, Защитника Мира, 

Не могут быть достаточным образом описаны лишь словами.

Лишь проведя праведную правильную жизнь, можете достигнуть всех этих качеств в следущих рождениях. Не достаточно просто построить Субурган и все. Нужно вести правильный образ жизни, чтоб все эти качества в вас проявились в этой и следующих рождениях.

Лишь тот продвинутый буддист, кто желает достичь в следующем рождении драгоценного человеческого рождения ( свободного от 8 не свобод и обладающий 10 качествами ) и кто стремится выйти из круга перерождений Сансары , имея такое благое тело. Будьте более продвинутыми буддистами. 

Родиться человеком- это великое достижение, которое сложно получить среди 6 миров живых существ. 

Глупее, то что имея такое тело использовать ее для удовлетворения своих негативных чувств( жадность, страсть, злость) которые вас утянут в низшие миры( ад, голодные духи, животные) .

Будьте щедры, терпеливы ко всем , усердны в практике добродетели , сохраняйте нравственность, усердствуйте в медитации и познании буддизма. Тогда вы будете вести правильную жизнь, оставите все негативное позади. 

Главная цель каждого буддиста - выйти из круга перерождений в Сансаре

Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии