Четверг, 02 июля 2020 10:33

Тибетский буддизм как основа искусства Тибета

Автор 


Буддизм, как и другие мировые учения, переходя от одного поколения к другому, из одной страны в другую, претерпевал изменения: по-разному то отходила на задний план одна либо другая его сторона, то выдвигалась вперёд, тем самым по-разному принималась своими последователями.

В Индии буддизм был широко распространён уже с VI века н. э. и в нём определилось достаточно ясно течение так называемой «Великой колесницы», то есть Махаяны. Буддизм был настолько распространён, что стал, если хотите, религией народных масс. И в VII веке н. э. буддизм проникает на север за Гималаи в Тибет. В то время у этих земель был могущественный государь Сронцзангампо. Для изучения санскрита и буддийской науки он отправляет своего министра в Бхарату, как свою страну называют сами индийцы, после чего он изобретает национальное тибетское письмо, тем самым даёт толчок тибетскому литературному языку и национальной литературе.

В IX веке Тибет посещают выдающиеся учителя и деятели буддийской конфессии из Индии, к примеру, Падмасамбава. Возникают первые буддийские монастыри и на тибетский язык с санскрита переводят буддийские книги. Проникает буддизм в том виде, в котором был распространён в Индии.

После некоторого периода времени стагнации и гонений, в XI веке буддизм в Тибете обретает новую силу благодаря индийскому учителю Джобо Атише. Результатом его деятельности в Тибете стало образование новой школы, правда, как таковая, она не сохранилась, но её значение не исчезло, и ламаисты чтут Атишу как учителя. Старая религия тибетцев, бонпо, перестала удовлетворять потребностям феодального строя общества, который требовал более образованных лиц, способных посвящать себя умственному труду.

С XIII века по назначению монгольского императора Хубилая главой Тибета, а также территорий Монголии и Китая, становится сакьяский лама, а буддизм приобретает статус «государственной» религии при дворе монгольского императора в Пекине.

XIV столетие знаменуется рождением человека, который сыграл одну из важнейших ролей тибетско-монгольского буддизма. Цонкапа (также часто встречается написание Цзонкаба, Цзонхава) был монахом и долго изучал разные системы буддизма, основал, ставший в последствии знаменитый, монастырь Галдан и выступил как основатель новой школы Гелугпа. И сейчас, когда в России и странах Европы заходит разговор о тибетско-монгольском буддизме, с этим течением знакомы обычно лучше всего. Цонкапа и его ученики оставили нам обширные сочинения, описывающие почти все стороны буддизма. А на тибетском и монгольском языках существуют многотомные описания его жизни. Изображение Цонкапы наполняют храмы, жилища, ступы тибетцев и монголов.

Затем, если смотреть на следующие ключевые исторические события, было падение монгольской династии в Китае, и монголам пришлось вернуться в свои степи и горы, но уже без гения Чингис-хана. С XVI века происходит укрепление некоторых монгольских княжеств, и, следовательно, возникает необходимость в знати и аристократии. Монголы оказались восприимчивы к новым веяниям и вере. Тем самым учения Цонкапы быстро распространились не только по Монголии, а до самой Волги (западные монголы, или ойраты перекачёвывают к Волге в XVII ). Не будем подробно останавливаться на противоборствах разных школ между собой. Посещая святыни «Страны снегов» - Тибет (во многих литературных источниках Тибет так называют, поскольку он - огромное высокогорное плато, его недоступность и загадочность создали облик мистической земли, в этом суровом краю есть места, где снег не тает никогда), мы посещаем монастыри различных школ, и сами монахи и учёные способные к высшей умственной деятельности, говорят, что истинное учение буддизма универсально, обращено ко всем, и каждый по-разному может подходить к нему, разным способом проникаться им.

Всё же средоточием религиозной жизни Тибета и Монголии были монастыри. Но они стали и центром всякой культуры. В них стало возможным предаваться умственным занятиям, там возникали школы, типографии и мастерские различных искусств. Буддийские монастыри располагались обычно в живописной местности: ещё только подъезжая можно любоваться красивыми, разноцветными, раззолоченными крышами храмов и макушками ступ, где раздаётся звонкая песнь колокольчиков и развеваются флажки. Монастыри представляют собой нагромождение маленьких двориков, в которых разносится запах курительных свечей. Внутри храмов обычно таинственный полумрак в дыму курений, вдали алтари, статуи Будд и бодхисаттв, порой колоссальной величины, и мерцают лампады.

© Автор: Анастасия Цымбал.

? На фото и иллюстрациях (взяты из личного архива автора и из открытых источников в Интернете):

● Янь Либэнь. Император Тайцзун даёт аудиенцию Гару, послу короля Тибета, прибывшему для сватовства принцессы Вэньчэн. 641 год.
Музей императорского дворца, Пекин (故宫博物院. 北京).
● Образец древнетибетской письменности, найденный в Турфане. 618–907 годы. Бранденбургская академия наук. Берлин (Berlin-Brandenburgische Akademie der Wissenschaften).
● Thangka of Tsongkhapa - Sichuan University Museum - Chengdu, China
Тангха с изображением учителя Цзонкабы. Музей университета города Сычуань. Китай.
● Дрепунг (Drepung Monastery). Дата основания: 1426 г. Вид на монастырь./
Зал с танками.
● Пелкор Чёде (Palcho Monastery). Основан в 1418 г.
● Храм Кумбум в Гьяндзе. Зал Буд.

? Используемая литература:
Труды Л.Н. Гумилёва, А. И. Вострикова, С.В. Ольденбурга.

Авторизуйтесь, чтобы комментировать