Курумканский дацан "Гандан Ше Дувлин"

Курумканский дацан "Гандан Ше Дувлин"

Основан в 1826 году

О дацане

Расположенный у подножия гор, на границе Куйтунских степей Баргузинской долины, был открыт 15 февраля 1991. В 2000 году он был переименован в Курумканский дацан Гандан Ше Дувлин. Баргузинский дацан является проектом Буддийской традиционной Сангхи России. 

История

К 1825 году в долине были построены первые маленькие буддийские бумханы на Гаргинском аршане, в местности Хадаагшан, в Улюкчикане, Халзаарте. На берегу реки Бургали (Борогол), южнее села Хилгана, ныне Баргузинского района – был сооружен “Хурдын Сумэ” – небольшой дуган, где проводились буддийские службы.

Вскоре назрела необходимость в постройке большого храма-дугана. Бургузинские буряты отправили письмо Хамбо ламе Гааваану Ешижамсуеву с просьбой разрешить постройку дацана в Бургали. И в 1826 году было получено письмо с тамгой-печатью Пандито Хамбо ламы с одобрением и разрешением и началось строительство дацана. В 1828 году новый дацан освятил Содбо Нимайлан лама, приехавший в Баргузин из Цонгольского дацана.

В 1829 ему дали название - Борогольский дацан “Гандан Ше Дувлин”,а в 1837 Борогольский дацан был переименован в Баргузинский.

По данным "Ведомости о числе ламаитов и идолопоклонников по ведомству Баргузинской степной думы за 1859 год" всего баргузинских бурят проживало 9096 человек. Из них большинство - 8362 человека - исповедовало буддизм, "было 8 лам, 14 молебищь, 1 кумирня, 2 хурула - все деревянной постройки. Шаманистов - 683 человека, и 49 человек греко-российского вероисповедания". Подавляющее большинство жителей были буддистами.

Баргузинские буряты стали приобретать книги для дацана.

Первую книгу - тибетский "Юм" в 1818 году привез из Кяхты лама Хайдап Зооноев.

В 1845 году приобрели за 870 рублей серебром рукописный Ганджур - тибетский буддийский канон в 108 томах.

В 1879 году Цэрэнжаб Сахаров просил в письме Найдану Гомбоеву (был зятем декабриста М.Бестужева), находившемуся в то время в Пекине, приобрести для Баргузинского дацана по желанию всего народа - Данджур. 

Впоследствии берег реки Борогол, на котором стоял Баргузинский дацан, начал подмываться водой и разрушаться. В 1857-1858 гг. ввиду ветхости зданий было решено перекочевать в местность Сагаан-Нур, где был заново отстроен весь комплекс дацана. Для этого пригласили настоятеля Агинского дацана Галман-Жимба Тугулдурова, который совершил в Баргузине обряд очищения и освящения будущего местоположения Баргузинского дацана возле озера Сагаан Нуур на Куйтунском плато. В 1861 году с согласия генерал-губернатора Баргузинский дацан был официально переведен в местность Сагаан-Нуур. 

Особенностью бурятской буддийской храмовой архитектуры - стал высокие фундамент и крыльцо, поскольку дацаны располагались у рек, которые часто разливались, выходили из берегов, и влияли на повышенную влажность почвы.

Учение Будды в Баргузинской долине стало важнейшей частью жизни бурят, помогало сплочению и развитию этнической общности, влияло на мировоззрение, нравственность, культуру общества. Дацан стал центром духовной и культурной жизни в Баргузинской долине, способствовал просвещению народа. Здесь развивалась медицина, художественные промыслы, зодчество, книгопечатание ,жили выдающиеся ламы-философы.

Линия преемственности Настоятелей (Ширээтэ лам) Баргузинского дацана с 1828 по 2012 гг. на протяжении 182 лет насчитывает 12 учителей. Наиболее яркий след в истории дацана оставили Пятый и Девятый Ширээтэ ламы - Санжи Шинтадов (1854-1889) и Цыден Соодоев (1894-1901).

Санжи Шинтадов (Чинтадай лама) в возрасте 7 лет стал хувараком (учеником) Баргузинского дацана. В 14 лет он каким-то образом уже оказался в списке лам и хувараков Баргузинского дацана "Гандан Шедувлин" от 28 декабря 1837 года (см. Приложение №3) среди высокочтимых лам. Вероятно, этот факт говорит о проявленных необычных способностях и таланте. Впоследствии в нем признали гэгэна - перерожденца Нимайлан ламы и воплощения Ямантаки. Существует множество преданий о нем, характеризующие Чинтадай ламу как весьма эксцентричного человека. Однажды он приехал на важное собрание именитых богачей, одетых в дорогие шелковые одеяния, и помочился на них. На возмущенные крики он ответил: "Аршанда хуртэгты!", то есть "Да оросит вас священный нектар!". Однажды за его божественное сумасбродство его избили, люди вступились за ламу, сказав обидчику: "Напрасно ты сделал это - ведь он не простой человек, а гэгэн, лама высокого духовного постижения. Пойди к нему, попроси прощения!". Избивший ламу пришел к нему и просил простить его. На что Чинтадай лама заплакал и произнес: "Ты не меня обидел, я - что? Но ты обидел Того, кто всегда рядом со мной - моего Защитника". Лама Санжи Шинтадов был настоятелем Баргузинского дацана тридцать семь лет, с 1854-1891 гг. Сойбон Санжи Шинтадов был учителем Цыдена Соодоева, будущего Соодой ламы, ставшего Девятым настоятелем Баргузинского дацана. Тот почитал своего учителя. Впоследствии Соодой лама стал выдающимся практиком медитации, он был признан воплощением великого индийского философа и йогина Нагарджуны (ок. II века н.э.). В 1983 году в Непале опубликован справочник о тулку - буддийских перерожденцах, где есть статья о Цыдене Соодоеве с приложением его фотографии, он во всем мире признан как тулку Нагарджуны - легендарного основоположника Махаяны, учения "Срединного Пути", переданного ему Буддой Мудрости Манджушри. Во многих домах баргузинских бурят на алтарях есть фотографии Соодой ламы, тайком размноженные, они хранились все 70 лет гонений на религии.

На рубеже XIX - XX вв Агван Доржиев инициировал в стране обновленческое движение буддистов-мирян и духовенства, чтобы приспособить организацию и обрядность к новой политической ситуации в стране. Предчувствуя гонения на религию, он пытался спасти буддизм от уничтожения. В 1922 году Агван Доржиев приехал в Баргузинский дацан и выступил перед ламами и прихожанами со своими обновленческими идеями. Ламы согласились последовать его советам. Было решено обосноваться на новом месте. Уже в 1923 году один из двух дуганов при дацане перевозили к подножию священной горы Барагхан, в том же году новый дацан освятили при участии Агвана Доржиева. 

Ламы с помощью родственников построили небольшие стандартные домики дачного типа, распланировали крошечные участки земли под огород. Старый дацан возле озера Сагаан Нуур со всеми пристройками и ламский поселок в 100 домов были оставлены. Позднее их использовали под хозяйственные нужды образовавшиеся поблизости колхозы. В Музее истории Бурятии есть фотография Баргузинского дацана 1930-х гг., когда он уже не действовал. С фронтона и крыши были сняты буддийские символы - Ганчжир (тиб. "полный сокровищ"), венчающий храм, цилиндрические надставки на крыше -Жалсаны и восьмирадиусное Колесо Учения с лежащими по обе стороны от него ланями над порталом.

Получается, что в начале XX в. Баргузинский дацан на Сагаан-Нуре был вновь перевезен на Барагханский целебный источник, но, вследствие политики советской власти по отношению к религиям, был разрушен.

В 30-е годы развернулись массовые репрессии, большинство лам погибло в лагерях, или было расстреляно.
В "Книге памяти жертв политических репрессий в Республике Бурятия", изданной в Улан-Удэ в 2008 году указаны имена лам Баргузинского дацана, репрессированных в 1932 - 1938 гг. Некоторые безвинно приговорены к высшей мере - расстрелу, некоторые умерли в Баргузинской тюрьме, некоторые - к 10 годам лагерей. Все они реабилитированы, в основном посмертно, в 1957, 1962 гг.

В 2006 году на частные пожертвования на месте разрушенного в 30-е годы Баргузинского дацана возле священной горы Барагхаан была возведена Ступа. В основание ее, помимо священных реликвий, заложена земля со всех мест, где в XIX-XX вв. располагался Баргузинский дацан. Эта ступа посвящена памяти всех лам дацана, безвинно пострадавших в годы сталинских репрессий.

Современность
В 1990 был проведен радиомарафон для сбора средств на строительство Баргузинского дацана. Было решено построить дацан близ села Курумкан. 15 февраля 1991, в день Сагаалгана, состоялось торжественное открытие Баргузинского дацана. В 2000 по требованию Министерства юстиции РФ по РБ этот дацан переименовали в Курумканский дацан “Гандан Ше Дувлин”.

Возрождение дацана началось в 2005 году, когда была зарегистрирована Местная религиозная организация "Баругзинский дацан", как правопреемник прежнего Баргузинского дацана "Гандан Шедувлин", возведенного в 1828 году. Эта организация входит в состав Буддийской традиционной сангхи России. В Баргузинском дацане работают четверо лам и двое хувараков. Еще десять хувараков учатся в Буддийском университете "Даши Чойнхорлин" им.Д.Заяева.

Сначала в 2005 году началось возведение совсем небольшого, 8х8 метров, храма -дугана в селе Ярикто - Сахюусан сумэ. В 2006 году он был освящен, и в нем проводят большие хуралы, на которые собираются буддисты всего Баргузинского района.

В настоящее время дацан находится в Баргузинской долине в 3 км на северо-запад от села Курумкан. Монастырский комплекс состоит из главного храма, двух субурганов перед главным входом, дугана Зеленой Тары, хозяйственных построек и домика для ритритов. В 200 метрах на север от территории Курумканского дацана находится Российский международный буддийский медитационный центр по сутре и тантре. На ритриты (коллективную религиозную практику) в центр съезжаются десятки буддистов из разных регионов России. Они слушают учения мастеров буддийской философии и проводят затворничество в специальных ритритных домиках.

Но здание всех не вмещает. Для таких больших служб строится трехэтажный главный храм - Цогчен-дуган (18х18) нового Баргузинского дацана, посвященный Сарасвати (по-бурятски Янжима). Он будет воссоздан по образу разрушенного в прошлом веке Цогчен-дугана.

Восстановление дацанов - народное строительство, все жители района считают своей обязанностью принять участие в этом прекрасном деле.

Ширээтэ лама - Цыден Намжилов: "Очень повезло, что наше поколение строит дацаны, субурганы, что мы можем в это время получить благословение".

В дацане ежегодно проводится множество традиционных буддийских служб (хуралов): Майдар хурал, Дончод хурал, Жэнсэриг хурал, Зула хурал, Дугжууба и другие.  

Еженедельно по субботам с 14.00 часов проводится молебен hoго Намши для усопших. Это самый большой и значимый ритуал, который проводят в буддизме за упокой. Для дополнительной информации тел. 41-2-90.

Ежедневно принимает лама. Всегда в наличии хадаки, хии морины, благовония, лунные календари, четки и многое другое.

Новости

Советы по питанию
Завтракать утром обязательно нужно, и еда должна быть приготовленной, тёплой. Например, каша с маслом, тушёные овощи, супы и т.д. Но только не холодные йогурты, соки, сырые фрукты, сыры, сухой бутерброд с кофе и т.д. Ни в коем случае не следует кушать всухомятку. Самым лучшим считается питьё утренней кипячёной тёплой воды натощак, можно с мёдом. Затем через полчаса или около того приступать к завтраку. Очень вредно пить или есть холодные блюда и напитки до, но особенно после, горячего завтрака или обеда. Поэтому лучше выждать хотя бы пару часов, прежде чем пить холодный сок, воду, употреблять мороженое и т.д. Температура поедаемой пищи за один присест должна быть примерно одной – тёплой. Это всё равно, что употреблять совместимые продукты, обладающие одной тёплой природой и свойствами. Если кушать несовместимые блюда, например, баранину и свинину (первая – горячей природы, вторая – холодной), тогда они не переварятся, а осядут в стенках кишечника. Точно также если есть горячий суп и тут же пить холодный сок, квас и т.д. Также нужно знать, что любое мясо, большинство овощей перевариваются гораздо дольше фруктов и ягод, поэтому рекомендуется сначала есть лёгкие продукты. Например, если вперёд съесть тяжёлые мясо и картофель, то они не пропустят фрукты. Из-за чего те будут гнить, выделять газы, токсины. Лучше перед плотным обедом съесть легко усваиваемые фрукты, немного выждать, затем приступить к овощам, мясу. Таким образом, слегка утолите голод и уменьшите риск переедания. На десерт исключите фрукты, ягоды, мороженое и т.д. Фрукты и ягоды рекомендуется употреблять днём, ближе к полудню, когда метаболизм максимальный, а также в подходящий сезон, летом и осенью. В остальные времена года старайтесь фрукты и ягоды минимизировать. Не стоит увлекаться поеданием сырых видов пищи, сырой воды, иначе можно совсем ослабить свой пищеварительный огонь и получить первое заболевание человека – несварение. Желательно делать 4-часовые перерывы между приёмами пищи. Тогда все порции будут усвоены и ЖКТ лучше отдохнёт. А между ужином и завтраком сделать 10-12-часовой перерыв. Это максимально даст усвоиться всей дневной пище и разгрузит, даст хороший отдых для ЖКТ.
Тяжёлой пищей лучше не наедаться, а лёгкие фрукты и ягоды можно есть досыта. Потому что они быстро усваиваются и быстро освобождают место в желудке. Конечно, лучше есть меньше. За исключением людей с ярко выраженной стихией Ветра. Им ведь еда не впрок, хоть сколько ни корми, всё переваривается и удаляется. Но таких мало. Если человек хочет сбросить лишние кило, тогда лучше отказаться от ужина. Метаболизм у нас устроен так, что он активен вместе с солнцем: утром просыпается, в полдень максимален и после обеда идёт на убыль. С возрастом пищеварительный огонь слабеет. Поэтому завтракать и обедать рекомендуется, а вот ужин может уже не перевариться. Совсем от ужина отказаться трудно, но можно его облегчать легко усваиваемыми блюдами и отодвигать подальше от сна. Чем больше пройдёт времени до ночи от последнего приёма пищи, тем лучше. Минимально надо подождать, хотя бы пару часов до сна, если уж поужинали поздно. Кушать перед сном крайне не рекомендуется, днём в том числе. Также большой вред для ЖКТ представляют продукты брожения. Их лучше есть в первой половине дня, в обед, но ни в коем случае не вечером. Иначе они будут киснуть, кваситься, бродить всю ночь при минимальном метаболизме. Это молочные продукты, кисломолочные особенно, также разные блюда из капусты, например, квашеная капуста.
В идеале рекомендуется в холодном, сыром регионе, сезоне, климате, погоде наполнять желудок твёрдой пищей наполовину, одну четверть – питьём и ещё одну четверть оставлять пустой для оптимального переваривания. А в горячем регионе, сезоне, климате, погоде наполовину наполнять жидкостью, одну четверть – твёрдой пищей и одну оставлять пустой. Не рекомендуется наедаться до отвала.
Считается, что первые два часа съеденная пища переваривается, находится в верхней части ЖКТ, а последующие два часа – в нижней. Поэтому взрослому человеку лучше выдерживать 4-часовые перерывы между приёмами пищи, дабы дать отдых ЖКТ. Если мы кусочничаем часто, в течение дня, тогда мы заставляем пищеварительную систему всё время работать. Ещё очень важна поза, при которой мы едим и проводим время после еды, особенно первые два часа. Самая оптимальная поза для хорошего пищеварения – вертикальная, когда спина прямая. Соблюдая осанку при приёме пищи, мы даём ЖКТ лучшие условия для работы. Если мы едим наклонившись, тогда мы зажимаем весь кишечник и не даём ему полноценно переваривать пищу. Если лежим или разваливаемся, тоже нагружаем или перегружаем всю систему. Весьма рекомендуется неспешная ходьба после еды. Она помогает пищеварению. Противопоказано лежание. После приёма пищи идёт усваивание еды, ЖКТ работает, вся энергетика организма направлена туда. А вертикальное положение спины способствует пищеварению. В это время, примерно час, а лучше – два после еды, нельзя давать большую нагрузку, нельзя принимать водные процедуры и т.д.
Незнакомую, непривычную пищу лучше есть минимально, особенно если у вас есть какие-нибудь заболевания ЖКТ, или вы относитесь к старшей возрастной категории. Неизвестно, как организм отреагирует на новое блюдо. Разумеется, если вы не любитель ставить эксперименты на себе. Ещё очень важно за один приём пищи, лучше за один день, есть как можно меньше разных продуктов. Чем меньше разнообразия, тем легче желудку переварить. Особенно это относится к мясу. В идеале – это в один день употреблять один вид мяса. Например, сегодня – только говядина, завтра – только речная рыба и т.д. Не менее важным является и сам приём пищи. Не нужно отвлекаться на разговоры, чтение, слушание или просмотры телевизора и т.д. Любые отвлечения отнимают драгоценную энергию от пищеварения, также способствуют перееданию. Желательно сосредоточиться на еде, прочувствовать, ощутить каждый кусок, каждый глоток, наслаждаться вкусом и радоваться насыщению.
Подавляющее большинство болезней происходят из-за питания. А именно из-за того, что мы едим много, едим несовместимое, едим не вовремя и неправильно. Пока молод организм, метаболизм силён. Но ничего не бывает вечного. Молодость и здоровье проходят. Тем не менее, мы можем продлить качество и продолжительность своей жизни, если попробуем исправить своё отношение, рацион и правила питания, устранив вышеперечисленные ошибки. С годами все эти наши ошибки изнашивают ЖКТ очень быстро, поэтому приближаются болезни. После 35-40 лет практически все больны чем-нибудь, из-за чего сокращается срок жизни. При чём сокращается не на несколько лет, а на несколько десятков! Берегите себя, будьте здоровы! Еши Намжил лама.

Республика Бурятия , Курумканский район с.Курумкан
Намжилов Олег Найданович
+79243911113