Дацаны
Кяхтинский дацан «Балдан Брэйбун»

Кяхтинский дацан «Балдан Брэйбун»

Основан в 1738 году

Старейший и первый по важности центр буддизма в Западном Забайкалье, расположенный на территории современного Кяхтинского района Республики Бурятия.

Год его официального признания - 1741-й, когда буддизм в России стал государственной религией.
Дацан расположен в с. Мурочи, на правом берегу реки Чикой, в 60 км от города Кяхта. Поэтому его называют также Чикойским или Мурочинским дацаном. Этот дацан также именуют и Хилгантуйским, в соответствии с названием местности, где прошла первая буддийская служба.

Новое место для дацана "Балдан Брэйбун" в 1912 году указал XII Пандито Хамбо Лама Итигэлов, это сакральное место обитания бодхисаттвы Арья-Балы (санск. Авалокитешвары), который воплотил в себе сострадание Будд трех времен.

История дацана:
В середине XVIII века, по одним источникам - в 1738 году, по -другим - в 1741 году в местности Хилгантуй сначала установили огромную войлочную юрту, в которой стали проводится первые буддийские службы.

История Цонгольского дацана тесно связана с именем Дамбы-Доржа Заяева - первого бурятского ученого-монаха, получившего полное классическое буддийское образование в крупнейшем буддийском монастыре-унивеситете "Балдан Брэйбунлинг" в Тибете, и полномочия распространять Дхарму лично от Далай ламы.

Дамба-Даржай Заяев, вернувшись на родину, приложил немало усилий для распространения буддизма в Ара-Монгол, постепенно добиваясь разрешения на легальную деятельность дацанов у российских властей.

В 1741 году он смог добиться аудиенции императрицы Елизаветы Петровны, которая благосклонно отнеслась к его просьбе разрешить сводобно распространять буддизм среди бурятских племен. В том же году Елизавета Петровна узаконила 10 имевшихся дацанов и 150 лам и хувараков, находившихся при них. С них были сняты повинности и налоги. Им разрешалось обучать буддизму местных кочевников. Это был первый важный шаг на пути признания буддизма в России. 

Следующим шагом, который замыслил Лама Заяев, было создание большого монастырско-университетского комплекса, дацана, какие существовали в Монголии и Тибете, который стал бы центром развития буддизма у бурят.

5 марта 1741 г с разрешения коллегии иностранных дел первый войлочный Хилгантуйский, или иначе Цонгольский дацан был установлен "главной за Байкалом кумирней". В 1746 г., год огненного тигра, на берегу Чикоя был построен деревянный дацан, а его первым настоятелем был утвержден лама из тибетского монастыря Чжонэ - Агван-Пунцок.

По данным "Путевых заметок", "в 1753 году, все, и ламы, и миряне, обратились к вышестоящим властям с просьбой назначить Дамбу-Даржая Заяева настоятелем-ширетуем монастыря, на что через контору селенгинского воеводы был получен приказ о назначении его ширетуем. Тем самым было положено начало назначения бурятских ширетуев".

Император Петр III, внук Петра I, за свое недолгое правление создал целый ряд важных и передовых для России того времени законов. В их числе он объявил свободу вероисповедания для всех своих подданных: "пусть они молятся, кому хотят, но - не иметь их в поругании или в проклятии". После того как число хувараков и монастырей в Бурятии увеличилось, в 1755, Его Высочество Петр III издал указ о том, чтобы все дацаны возглавлялись ширетуем [и] цорджи. В 1758 г., год земляной зайчихи [1759], через канцелярию селенгинского воеводы было отправлено прошение о строительстве дацана, на которое был получен ответ Его Высочества, разрешающий возведение храма. Это был первый указ, разрешающий строительство дацанов в Бурятии. Дацан построили в местности Хилагантуй".

Дамба Доржи Заяев, став настоятелем дацана, составил Устав, регламентировавший жизнь в монастыре, по примеру Гоман дацана в Тибете. В 1758 году в Цонгольском дацане был построен деревянный главный храм Цогчен-дуган, и шесть малых храмов - сумэ.

Дацан возводился по проекту Хамбо-ламы, храмы расписывали бурятские мастера, а строили русские плотники. В 1760г., мужской год железа-дракона, был заложен фундамент каменного храма.

Он стал первым значительным монастырско-университетским комплексом, назывался в честь тибетского монастыря, где учился Заяев - "Балдан Брэйбунглинг", и был известен в народе также как Хилгантуйский дацан,в соответствии с местностью Хилгантуй. Он стал первым крупным центром буддизма в бурятских степях.

Дацан возводился по проекту Хамбо-ламы Д.Д.Заяева, храмы расписывали бурятские мастера, а строили русские плотники.

Строительство нового храма было завершено в год огненной собаки, на пятьдесят шестом году жизни святого ламы Заяева [1766]. 15-го числа шестого месяца этого года было совершено освящение храма и пожаловано ему имя Балдан Брайбунг-линг.

Ламы дацана

  • Пандидо Хамбо-лама Дамба Бадмаевич Аюшеев, уроженец села Бурсомон Красночикойского района Читинской области. С 1991 по 1994 годы являлся шэрээтэ-ламой дацана «Балдан-Брэйбун». Ныне глава Буддийской Традиционной Сангхи России.
  • Дамчой-Жамц лама – шареев Бато Дашинимаевич, уроженец села Энхэ-Тала, окончил Улан-Баторский буддийский университет им.Дзанабазара. является шэрээтэ-ламой дацана.
  • Агван-Нима лама – Батомункуев Баир Михайлович, уроженец села Мурочи. Окончил Улан-Баторский буддийский университет им.Дзанабазара. является цоржи-ламой дацана.
  • Дамчой-Гэлэг лама – Гомбожапов Зоригто Валерьевич, уроженец селаУсть-Кяхта, окончил Улан-Баторский буддийский университет им.Дзанабазара. состоит в должности умзад-ламы.
  • Данзан-Чоймпэл лама – Цыбенов Геннадий Пурбаевич, уроженец села Шергольджин Красночийкойского района Читинской области. Окончил Улан-Баторский буддийский университет им.Дзанабазара.
  • Лубсан лама – Бат-Жаргал, уроженец г.Улан-Батор. Окончил Улан-Баторский буддийский университет им.Дзанабазара.
  • Жалва-Жамцо лама – Бадмацыренов Геннадий, уроженец села Ноехон, окончил Иволгинский буддийский институт «Даши-Чойнхорлин». Является настоятелем дугана в с.Ноехон.
  • Санжай-Жамцо лама – Дайндаров Солбон Сергеевич, уроженец села Харлун. Окончил Иволгинский буддийский институт «Даши-Чойнхорлин». Слстоит в должности гэбгы-ламы.
  • Цыден-Доржэ лама – Гармаев Николай Митапович, уроженец села Бурдуны. Окончил Улан-Баторский буддийский университет им.Дзанабазара.
  • Лубсан-Жамсо лама – Аранжапов Владислав – уроженец с.Бурсомон Читинской области, окончил Философский факультет Гоман-дацана в Индии. Состоит в должности Засаг-ламы.
  • Еши-Жимба лама – Рантапов Виталий Викторович – уроженец с. Кудара-Сомон, окончил философский факультет Гоман-дацана в Индии.
  • Эрдынеев Баир Лхасаранжапович – уроженец г. Кяхта, окончил факультет Иконописи Буддийского университета им.Занабазара г.Улан-Батор. Является штатным художником дацана.
  • Баинов Самбу Мартович – уроженец с.Хилгантуй, окончил Буддийский университет Даши-Чойнхорлин при Иволгинском дацане.

Фото Ларисы Буруновой

 

Республика Бурятия, Кяхтинский район, с. Мурочи
Дамчой-Жамц лама
8 (30142) 35-5-00, 35-5-81