Санкт-Петербургский дацан "Гунзэчойнэй"

Санкт-Петербургский дацан "Гунзэчойнэй"

Основан в 1909 году

О дацане

В переводе с тибетского Гунзэчойнэй — источник святого учения Всесострадающего [Владыки-отшельника]) — до недавнего времени самый северный в мире буддийский храм. 

В 1900 году представитель Далай-ламы XIII в России Агван Доржиев получил разрешение на строительство храма в Петербурге. 16 марта 1909 года Доржиев приобрёл на северной окраине города, в Старой Деревне, участок земли площадью 648,51 кв. саженей (2940 м²), уплатив за него 18 тысяч рублей, а также закупил часть необходимых строительных материалов.

Архитектурный проект храма в соответствии с канонами тибетской архитектуры был разработан в 1909 году студентом Института гражданских инженеров Н. М. Березовским и архитектором Г. В. Барановским — автором проекта Елисеевского гастронома на Невском. Строительством руководили Г. В. Барановский и Р. А. Берзен (на заключительном этапе). Средства, необходимые на постройку, были пожертвованы самим Доржиевым (30 тыс. руб), Далай-ламой XIII (50 тыс. руб), ургинским Богдо-гэгэном VIII и собраны среди верующих в Бурятии и Калмыкии. Однако действительные расходы намного превысили указанную в смете сумму на 151 694 рубля.

Строительство продолжалось с 1909 по 1915 год. Первое буддистское служение состоялось 21 февраля 1913 года в честь 300-летия династии Романовых. Статуя Будды для вновь открытого храма была подарена королём Сиама Рамой Пятым. Освящение храма состоялось 10 августа 1915 года. Первым настоятелем (ширээтэ) стал сам лама Агван Лобсан Доржиев.

В архитектурном плане это один из самых дорогих буддийских храмов, построенных в Европе. В то время как в Бурятии возводились деревянные и кирпичные храмы, дацан в Петербурге построили из колотого гранита. Позолота, сочетание ярких красок, облицовка и сам архитектурный проект в целом потребовали значительных материальных вложений. Это монументальное произведение искусства знаменито также витражами, изготовленными известным художником Николаем Рерихом, изобразившим на них восемь благих буддийских символов.

Дацан в XX веке

Регулярные богослужения в дацане прекратились в конце 1916 года, а все монахи, служившие в нём, покинули Петроград. В 1919 году храм подвергся разграблению, была уничтожена библиотека, бесследно исчезли собранные Доржиевым архивные документы, освещавшие взаимоотношения России, Англии, Тибета и Китая за последние 30 лет. В 1924 году дацан вновь начал функционировать. В 1935 году на волне антирелигиозной политики в СССР храм был закрыт и начались преследования буддийского духовенства — весной органы НКВД арестовали первую группу лам.

В 1937 году чекисты устроили ночной разгром ленинградского дацана, арестовывая всех оставшихся монахов и лиц, живших при храме (среди них — бурятские просветители, русские ученые-востоковеды) и верующих. По решению тройки НКВД захваченных расстреляли, среди них и известного монголиста Барадийна. 13 ноября в Бурятии арестовали 85-летнего Агвана Доржиева, а 29 января 1938 года основатель дацана Гунзэчойнэй после единственного допроса умер в тюремной больнице Улан-Удэ.

После закрытия дацана здание передаётся во владение физкультурников. В 1939 году о нём упоминает Даниил Хармс в своей повести «Старуха» — персонаж произведения едет в пригородном поезде с Финляндского вокзала на станцию Лисий Нос и делится наблюдениями из окна: «Мы проезжаем Ланскую и Новую Деревню. Вон мелькает золотая верхушка Буддийской пагоды, а вон показалось море».

Во время Великой Отечественной войны в храме была устроена военная радиостанция. Она оставалась в здании до 1960-х годов и использовалась в качестве «глушилки». 9 июня 1960 года по ходатайству Ю. Н. Рериха и ряда других востоковедов, здание было передано Академии Наук на правах долгосрочной аренды. Впоследствии в здании бывшего дацана находились лаборатории Зоологического института АН СССР.

25 ноября 1968 года здание храма было объявлено памятником архитектуры местного значения. 9 июля 1990 года решением исполкома Ленгорсовета храм был передан Центральному духовному управлению буддистов СССР.

Настоящее время

В 1991 году храм получил своё нынешнее название — Дацан Гунзэчойнэй, что является его тибетским именем, данным ему при освящении. Новым настоятелем (ширээтэ) был назначен лама-гелонг Данзан-Хайбзун Самаев. Три года спустя в главном алтаре храма был установлен новый бурхан Большого Будды Шакьямуни, изготовленный монгольскими мастерами в традиционном монгольском стиле — из папье-маше, с последующим покрытием фигуры сусальным золотом. Высокую нефритовую спинку трона Будды (мандорла) украшают изображения различных мифологических существ, образующие яркую цветовую гамму. Высота туловища Будды составляет два с половиной метра, а вместе с троном — около пяти.

Регистрация буддийской общины и возобновление службы в храме способствовали дальнейшему распространению буддизма в Санкт-Петербурге. К началу 2000 года в городе насчитывалось уже не менее десятка буддийских групп, представляющих различные, в том числе и не тибетские, традиции.

В дацан приезжают тибетские и западные учителя, читают лекции по буддийской философии, дают специальные учения и посвящения мирянам, проводят медитационные ретриты, которые, по вероучению буддистов, служат практикой для накопления благих заслуг и способом самопознания. К 2007 году в храме постоянно проживала группа из десяти лам, получивших религиозное образование в Иволгинском буддийском институте Даши Чойнхорлин. Монахи регулярно совершают молебны за благополучие живых и за лучшее перерождение усопших. Кроме того, в общине ведут приём астрологи и врачи-тибетологи (эмчи-ламы) — специалисты в области традиционной тибетской медицины.

Новости

Блестяще прояснивший смысл самой реальности, высшее намерение Матери Праджняпарамиты
Посредством глубоких логических доводов, основанных на взаимозависимом возникновении;
Основатель традиции Срединного пути (Мадхъямаки)
Наилучшей из Колесниц (Махаяны), как было предсказано Буддой, —
Нагарджуна, тебе возношу молитвы! 🙏
Продолжаем рассказывать об уникальной реликвии, полученной Петербургским Дацаном от Его Святейшества Далай-ламы XIV — восемнадцати тханках — сакральных буддийских картинах. Одна из них украшена молитвой Далай-ламы к великим пандитам, о чём мы писали раньше. На остальных 17 изображены сами выдающиеся учёные буддизма, благодаря которым мы изучаем северную ветвь Учения таким, каково оно сейчас.
Знание имён и деяний этих мастеров помогает нам яснее ощущать линию преемственности Дхармы от Будды к нашим прямым наставникам. Так мы укрепляем своё прибежище. 📿
Нага́рджуна
(На санскрите Nāga-arjuna — буквальный перевод «Змей-дре­во», II — начало III вв.).
Выдающийся буддийский мыслитель родом из Южной Индии, развивший идею о «пустотности» (шунь­я­вада). Считается основоположником буддийской школы Мадхъямаки и автором её базовых текстов. В буддизме Махаяны он — ключевая фигура, почитаем как святой — бодхисаттва, а в традиции Ваджраяны отнесён к разряду совершенных мастеров — махасиддх буддизма по эзотерическому опыту, один из признанных 84-х «Великих достигших».
Нагарджуна искусно проводил философские полемики, был успешен в медитациях, являлся ав­то­ром многочисленных ре­лигиозных и ло­ги­ко-диа­лек­тических про­из­ве­де­ний. К его работам причисляются около 200-сот тру­дов, некоторые частично сохранились на санскрите, бо́льшая часть — в тибетском и китайском переводах в полном объёме, в которых представлены и ком­мен­та­рии на буд­дий­ские сут­ры, и различные руководства — по ал­хи­мии, вра­че­ва­нию, ме­тал­лур­гии и т. д. В буддологии Нагарджуна также общепризнан как автор «Му­ла­мад­хъя­ма­ка-ка­ри­ки» («Ко­рен­ных строф о сре­дин­но­сти»), созданной в конце 2 века, и род­ст­вен­ных трак­та­тов с ком­мен­тариями к доктринам ран­ней Ма­хая­ны.
«Му­ла­мад­хъя­ма­ка-ка­ри­ки» входит в ка­но­нические буд­дий­ские со­б­ра­ния священных текстов. Труды Нагарджуны на протяжении всего периода развития буддизма изучались, к ним писали комментарии известные религиозные мыслители, и эта традиция обращения к его сочинениям продолжается в тибето-монголо-российском и отчасти в китайском, японском буддизме.
Информация с сайта Дацана https://dazanspb.ru/news/sposobny-raskryt-ochi-mudrosti-v-kazhdom-unikalnye-thanki-s-zemli-blagorodnyh/

г. Санкт Петербург, Приморский проспект,91
Бадмаев Буда Бальжиевич
+79219043632