Санкт-Петербургский дацан "Гунзэчойнэй"

Санкт-Петербургский дацан "Гунзэчойнэй"

Основан в 1909 году

О дацане

В переводе с тибетского Гунзэчойнэй — источник святого учения Всесострадающего [Владыки-отшельника]) — до недавнего времени самый северный в мире буддийский храм. 

В 1900 году представитель Далай-ламы XIII в России Агван Доржиев получил разрешение на строительство храма в Петербурге. 16 марта 1909 года Доржиев приобрёл на северной окраине города, в Старой Деревне, участок земли площадью 648,51 кв. саженей (2940 м²), уплатив за него 18 тысяч рублей, а также закупил часть необходимых строительных материалов.

Архитектурный проект храма в соответствии с канонами тибетской архитектуры был разработан в 1909 году студентом Института гражданских инженеров Н. М. Березовским и архитектором Г. В. Барановским — автором проекта Елисеевского гастронома на Невском. Строительством руководили Г. В. Барановский и Р. А. Берзен (на заключительном этапе). Средства, необходимые на постройку, были пожертвованы самим Доржиевым (30 тыс. руб), Далай-ламой XIII (50 тыс. руб), ургинским Богдо-гэгэном VIII и собраны среди верующих в Бурятии и Калмыкии. Однако действительные расходы намного превысили указанную в смете сумму на 151 694 рубля.

Строительство продолжалось с 1909 по 1915 год. Первое буддистское служение состоялось 21 февраля 1913 года в честь 300-летия династии Романовых. Статуя Будды для вновь открытого храма была подарена королём Сиама Рамой Пятым. Освящение храма состоялось 10 августа 1915 года. Первым настоятелем (ширээтэ) стал сам лама Агван Лобсан Доржиев.

В архитектурном плане это один из самых дорогих буддийских храмов, построенных в Европе. В то время как в Бурятии возводились деревянные и кирпичные храмы, дацан в Петербурге построили из колотого гранита. Позолота, сочетание ярких красок, облицовка и сам архитектурный проект в целом потребовали значительных материальных вложений. Это монументальное произведение искусства знаменито также витражами, изготовленными известным художником Николаем Рерихом, изобразившим на них восемь благих буддийских символов.

Дацан в XX веке

Регулярные богослужения в дацане прекратились в конце 1916 года, а все монахи, служившие в нём, покинули Петроград. В 1919 году храм подвергся разграблению, была уничтожена библиотека, бесследно исчезли собранные Доржиевым архивные документы, освещавшие взаимоотношения России, Англии, Тибета и Китая за последние 30 лет. В 1924 году дацан вновь начал функционировать. В 1935 году на волне антирелигиозной политики в СССР храм был закрыт и начались преследования буддийского духовенства — весной органы НКВД арестовали первую группу лам.

В 1937 году чекисты устроили ночной разгром ленинградского дацана, арестовывая всех оставшихся монахов и лиц, живших при храме (среди них — бурятские просветители, русские ученые-востоковеды) и верующих. По решению тройки НКВД захваченных расстреляли, среди них и известного монголиста Барадийна. 13 ноября в Бурятии арестовали 85-летнего Агвана Доржиева, а 29 января 1938 года основатель дацана Гунзэчойнэй после единственного допроса умер в тюремной больнице Улан-Удэ.

После закрытия дацана здание передаётся во владение физкультурников. В 1939 году о нём упоминает Даниил Хармс в своей повести «Старуха» — персонаж произведения едет в пригородном поезде с Финляндского вокзала на станцию Лисий Нос и делится наблюдениями из окна: «Мы проезжаем Ланскую и Новую Деревню. Вон мелькает золотая верхушка Буддийской пагоды, а вон показалось море».

Во время Великой Отечественной войны в храме была устроена военная радиостанция. Она оставалась в здании до 1960-х годов и использовалась в качестве «глушилки». 9 июня 1960 года по ходатайству Ю. Н. Рериха и ряда других востоковедов, здание было передано Академии Наук на правах долгосрочной аренды. Впоследствии в здании бывшего дацана находились лаборатории Зоологического института АН СССР.

25 ноября 1968 года здание храма было объявлено памятником архитектуры местного значения. 9 июля 1990 года решением исполкома Ленгорсовета храм был передан Центральному духовному управлению буддистов СССР.

Настоящее время

В 1991 году храм получил своё нынешнее название — Дацан Гунзэчойнэй, что является его тибетским именем, данным ему при освящении. Новым настоятелем (ширээтэ) был назначен лама-гелонг Данзан-Хайбзун Самаев. Три года спустя в главном алтаре храма был установлен новый бурхан Большого Будды Шакьямуни, изготовленный монгольскими мастерами в традиционном монгольском стиле — из папье-маше, с последующим покрытием фигуры сусальным золотом. Высокую нефритовую спинку трона Будды (мандорла) украшают изображения различных мифологических существ, образующие яркую цветовую гамму. Высота туловища Будды составляет два с половиной метра, а вместе с троном — около пяти.

Регистрация буддийской общины и возобновление службы в храме способствовали дальнейшему распространению буддизма в Санкт-Петербурге. К началу 2000 года в городе насчитывалось уже не менее десятка буддийских групп, представляющих различные, в том числе и не тибетские, традиции.

В дацан приезжают тибетские и западные учителя, читают лекции по буддийской философии, дают специальные учения и посвящения мирянам, проводят медитационные ретриты, которые, по вероучению буддистов, служат практикой для накопления благих заслуг и способом самопознания. К 2007 году в храме постоянно проживала группа из десяти лам, получивших религиозное образование в Иволгинском буддийском институте Даши Чойнхорлин. Монахи регулярно совершают молебны за благополучие живых и за лучшее перерождение усопших. Кроме того, в общине ведут приём астрологи и врачи-тибетологи (эмчи-ламы) — специалисты в области традиционной тибетской медицины.

Новости

Возобновляются субботние лекции с ламой Йонден Соднамом.
Приглашаем всех интересующихся буддизмом на новый курс занятий по сочинению Шантидевы в Дацан Гунзэчойнэй! Первая встреча состоится уже в субботу — 8 октября.
С 8 октября и далее еженедельно, по субботам в 18 часов, верующие-миряне, только начинающие свой путь в Учение Будды, и опытные практики вновь будут собираться в алтарном зале Дацана Гунзэчойнэй, чтобы постигать основы Дхармы. Лама Йонден Соднам (Цыренжап Замбалов), действующий священнослужитель нашего храма и один из постоянных лекторов, начинает новый цикл занятий по буддийской философии.
Следующий курс будет посвящён сочинению Шантидевы «Бодхичарья-аватара».
«Из множества курсов, которые мы обсуждали, — рассказал уважаемый лама Йонден Соднам, — „Бодхичарья-аватара“ выделяется тем, что включает в себя весь путь бодхисаттвы, развитие 10-ти парамит, Три основы пути также туда входят. Его Святейшество Далай-лама XIV часто говорит: все его постижения и знания метода и мудрости проистекают именно из этого сочинения».
* Здесь метод и мудрость являются буддийскими понятиями (на санскрите — упайя и праджня) — прим. ред.
Сочинение «Путь бодхисаттвы. Бодхичарья-аватара» (полное название «Бодхисаттвачарья-аватара»), одно из ключевых произведений Шантидевы, внесло большой вклад в развитие буддийской мысли. Здесь в полной мере раскрываются буддийские аспекты пути высшего индивида — бодхисаттвы, идущего к Просветлению во имя освобождения от сансарических страданий всех живых существ. «Бодхичарья-аватара» изучается на начальных курсах в буддийских университетах. Тем не менее, и для людей, не исповедующих буддизм, прочтение такого произведения очень благоприятно, поскольку оно отражает высоконравственное содержание, наполненное альтруизмом и мудростью.
Адаптированное издание для русскоязычных буддистов, которое может стать помощником в изучении темы курса, и для более широкой аудитории в целом также бывает представлено в киоске Дацана Гунзэчойнэй (узнать о наличии) и в Интернет-магазине буддийских товаров с доставкой на дом по России rinchin.ru
Текст книги создан с опорой на английские, французские, немецкие и тибетские переводы с учётом оригинала на санскрите, имеются удобный глоссарий, справочные материалы, примечания и комментарии к работам Шантидевы. Перевод на русский язык Ю. В. Жиронкиной.
Глава третья. ЗАРОЖДЕНИЕ БОДХИЧИТТЫ
Великое счастье я нахожу

г. Санкт Петербург, Приморский проспект,91
Бадмаев Буда Бальжиевич
+79219043632