Дацаны
Шулутский дацан "Гандан Даржалин"

Шулутский дацан "Гандан Даржалин"

Основан в 1804 году

О дацане

История Шулутского (Челутайского) дацана берет свое начало с того времени, когда буряты Хоринских родов, кочевавших по долинам рек Уда и Илька, ранее принадлежавших к приходу Анинского дацана, построили первое деревянное сумэ в 1825 г. у речки Шулуута, что у отрогов горы Дабхар Сагаан. 

Жители обратились к Пандито Хамбо ламе с ходатайством назначить ширээтэ,  строящегося дацана  Чойбсон Бороева, находившегося в должности цоржи Анинского дацана.  В 1825 г. он, "Тохомтой лама", как его звали миряне, был приглашен в Шулутский дацан. 

Официальное признание Шулутский дацан получил в 1831 г., когда  главный тайша  Хоринских  бурят Дамбадугаров обратился с просьбою к Иркутскому губернатору, ходатайствуя перед ним об утверждении этого, выстроенного без дозволения начальства, дацана. Иркутский губернатор 5 мая 1831 года дал свое согласие на беспрепятственное отправление бурятами молебствий в Шулутском дацане. Постановление это было объявлено бурятам Нерчинским окружным начальником 15 мая 1831  г. 

Ширээтэ лама Лубсан Жанчуб Ванчуков, сделавший огромный вклад в становлений дацана, прошел обучение в Хилгантуйском дацане «Балдан Брайбун», здесь он принял начальный духовный обет и благословение от известного ламы Содбо Нимаева (Нималайн), также изучал астрологию и тибетскую медицину. В 1831 году, после окончания обучения, возвратился в родной дацан. Через год ширээтэ лама Чойбсон Бороев назначил его на должность унзад ламы. 

В 1833 году он принимает средний духовный обет – гецул, а через пять лет – полный обет ламы гелона от ширээтэ ламы Цугольского дацана Досточтимого Лубсана Лхундуба Дандарова. В это время активно включился в переписывание буддийского канона «Ганжур» на старомонгольском варианте, который закончил в 1836 году, в 20 - летнем возрасте. 

Для пользы верующих в 1838 году Лубсан Жанчуб Ванчуков, находясь в 7 - дневном ретрите, установил обоо на горе Дабхар Сагаан. 

По распоряжению Пандито Хамбо Ламы Чойвана Ешижамсуева в 1841 году он назначается на должность Соржо ламы дацана. 

В 1845 году Соржо Ванчуков установил в дацане летний 49-ти дневный Хурал «Хайлан», для гелонов и гецулов. 
После ухода в Нирвану ширээтэ ламы Чойндона Тулуева в 1850 году, его назначают ширээтэ ламой дацана. 

28 февраля 1857 года, согласно нового Положения «О ламайском духовенстве Восточной Сибири» от 1853 года, по предписанию Иркутского Генерал-губернатора, Жанчуб Ванчуков был переназначен, и ему вручен официальный диплом ширээтэ ламы Шулутского дацана. 
В 1858 году, чтобы в Дацане было больше учеников и лам, ширээтэ лама Ванчуков на горе Дабхар Сагаан  установил 13 хурдэ и 108 саса. А также для помощи в познании учения Будды установил субарган, посвященный Будде мудрости - Манжушри. 
В 1860 году в дацане возвели Майдар сумэ, вокруг которого были установлены статуи Зеленого коня, Белого слона, Гаруды и льва с тигром. 
В 1861 году в юго-восточной стороне от дацана ширээтэ Ванчуков установил субарган для пользы в деятельности будущих ширээтэ лам.   
В 1863 году по инициативе ширээтэ ламы была выполнена статуя Майдари, размером в человеческий рост, и установлена в Согчен дугане, на территории дацана воздвигнут субарган в честь богини Зугдэр Намжалма, затем на горе Булгата установлено обоо для почитания хозяев местности. 
В 1866 году ширээтэ лама Ванчуков с ламами дацана принимает участие в подготовке Русской Императорской этнографической выставке в городе Москва, туда были отправлены принадлежности одежды и быта бурят, а также религиозные предметы. После проведения выставки в 1867 году, он был награжден дипломом и бронзовой медалью. 
По просьбе ширээтэ ламы, гелун ламой Тугнуй-Галтайского дацана Болсаном Дашиевым ,было основано обучение по тибетской медицине. 
В 1871 году Лубсан Жанчуб Ванчуков был награжден серебрянной медалью «За усердие» на Владимирской ленте для ношения на груди, по инициативе Генерал-губернатора. 

В связи с тем, что Согчен дуган пришел в совершенную ветхость, а малые размеры не позволяли многим верующим присутствовать на больших хуралах, с 1869 года верующие Челутайского дацана через Пандито Хамбо лам Сандэлэг Ванчикова, Чойдор Мархаева, Дампил Гомбоева, отправляли прошения Военному Губернатору Забайкальской области о строительстве нового Согчен дугана. Для постройки было собрано 3400 рублей и 2000 рублей из этой суммы внесли ширээтэ лама Ванчуков, Еши Тыгшеев, Ринчин Номтоев, Гатуб Аюшеев, по 500 рублей каждый. После многочисленных переписок продолжавшихся в течение восьми лет, было получено разрешение Министерства Внутренних дел от 18 февраля 1877 года. Новый Согчен дуган было решено построить в местности Энгэр Туглэ. Чтобы полностью заниматься строительством нового дацана, Ванчуков возбуждает ходатайство перед Военным Губернатором об освобождении его от должности ширээтэ ламы с переводом в должность штатного гелон ламы, ходатайство было удоволетворено. 

После завершения строительства, 19 февраля 1878 года Жанчуб Ванчуков ушел в Нирвану. Его прах вложили в субарган, возведенный на северо-восточной стороне от дацана. 

Гордостью Лубсан Жанчуб Ванчукова являются его коренные ученики:  Лубсан Чойдор Мархаев – IX Пандито Хамбо лама;  Чойнзон Доржо  Иролтуев  – XI Пандито Хамбо лама; Агван Доржиев – Цанит Хамбо, получивший первое духовное посвящение;  Агван Ойдуп Гармаев – ширээтэ лама Челутайского дацана;  Ринчин Номтоев – ширээтэ лама Цулгинского дацана, ученый и блистательный комментатор. 

Событием в истории Шулутского дацана явилось посещение его цесаревичем Николаем в 1891 г. во время его известного путешествия по Сибири и Дальнему Востоку. К его приезду была установлена Царская Триумфальная арка. Встреча с цесаревичем прошла в торжественной обстановке и стала большим событием в жизни дацана. После пребывания цесаревича, родилась идея о сооружении нового храма на том месте, где стоял его шатёр. В архиве обнаружено обращение по этому поводу к военному губернатору от заседателя Хоринской Степной думы Жигжита Галсанова, в котором изложена просьба о разрешении построить сумэ Саган Дара Эхэ в Шулутском дацане, в память о пребывании здесь наследника российского трона. Это здание сумэ было построено в 1897 г. 

В 1908 году здесь была открыта типография европейского образца по инициативе Агвана Доржива. В 1913 году открыта школа тибетской медицины - уникальный лечебный комплекс с лазаретом, фармацевтической лабораторией и плантацией лекартсвенных трав. Был построен Мамба дуган, где проходили службы, посвященные Будде медицины. 

Шулутский дацан прославили великие ламы, высокообразованные философы, астрологи и врачи (эмчи-ламы), это были настоящие ученые, способствовавшие развитию буддизма и культуры бурятского народа. Это Пандито Хамбо ламы Чойдор Мархаев, Чойнзон-Доржо Иролтуев, Гуро Дарма Цыремпилов, Цанид Хамбо Агван Доржиев, Дулва Хамбо Тубдэн - Нима Чойдонов, Кенсур Ринпоче Гоман Хамбо Агван-Нима Цыдыпдоржиев и многие другие. 

В годы советской власти Шулутский дацан был разрушен, чудом уцелел только его главный храм - Цогчен дуган. Его использовали по-разному, в нем были мастерские и даже спортзал. Возрождение дацана началось в сентябре 2010 года. Историческое здание Цогчен-дугана было передано буддийской общине, намечено его восстановление, построен Сахюусан дуган, где проводятся ежедневные традиционные буддийские службы.

Новости

Республика Бурятия, Заиграевский район, улус Шулута
Ешиев Чингис Баторович
+79247792377