Дацаны
Тугнуйский дацан " Даши Чойнхорлинг"

Тугнуйский дацан " Даши Чойнхорлинг"

Основан в 1773 году

О дацане

Тибетское его название - "Даши Чойнхорлинг", его также называют Тугно-Галтайский дацан, он расположен в селе Харьястка Мухошибирского района Республики Бурятия. Относится к организациям Буддийской традиционной Сангхи Россиии. Зарегистрирован в 2000 году. 

История:

В хронике Тугулдура Тобоева написано: "На притоке реки Тугнуя-Зандина, недалеко от Мухоршибири построены два деревянных храма..." Позже вместо Зандинского были образованы три дацана: Тугно-Галтайский, Хохюртайский (больше известный теперь как Амгалантайский) и Цолгинский.

Тугно-Галтайский дацан был утрвержден Указом Иркутского генерал-губернатора от 12 марта 1773 года. Первоначально был построен в местности Галтай Хоринского ведомства Верхнеудинского (совр. Улан-Удэ) округа на народные средства.

Точная дата основания в архивных документах отсутствует. Известно, что в 1805 году были построены два сумэ: Аюши и Гунрик, а 1831 году - Хангал и Хурдэ.

По отчету 1842 года в дацане служило 38 квалифицированных лам. К приходу дацана относились первоначально 8 хоринских родов, но с возникновением Хохюртайского и Цоглинского дацанов на территории дацана остались 5 родов.
В 1930-х гг дацан был разрушен. Точная дата ликвидации дацана в архивных делах отсутствует. 

Новости

КАК ПРАВИЛЬНО ЧИТАТЬ МАНТРЫ?

Короткие мантры следует читать на одном дыхании, длинные разбиваются по длительности вдоха и выдоха. Неправильным будет произносить мантры сначала тихо, а потом громко или наоборот. Читать нужно монотонно, на одном голосовом уровне.

Перед началом начитывания мантр хорошо сделать омовение рта, зародить в себе правильную мотивацию. Произносить мантры следует с однонаправленной концентрацией, не допуская смешения практики с посторонними мыслями, в противном случае это не будет иметь большой силы. Во время начитывания мантр запрещается есть мясо и чеснок.

Но мантры можно не только читать, их используют и другим способом. Один из них – это изготовление отпечатков на бумаге большого количества мантр. Эти отпечатки скручиваются и помещаются в молитвенные барабаны. Иногда такие барабаны помещают на крышу дома, где ветер вращает их вместе с запечатанными внутри мантрами. В храмах устанавливают большие барабаны, которые надо вращать рукой. Паломники и миряне часто для удобства используют маленькие ручные барабаны, которые всегда можно носить с собой. В них также закладывают мантры. Считается, что вращение таких барабанов эквивалентно начитыванию вложенных в них мантр. Также мантры могут отпечатываться на железной форме, которую потом используют на поверхности воды. Такая практика помогает водным обитателям, рыбам.
В Тибете делают специальные фигурки из глины с изображением божеств и мантр - ца-ца. Для хранения ца-ца существуют специальные хранилища, торма. Чтобы помочь умершему человеку, в Тибете выполняется следующая практика: после его кремации достаются кости, они измельчаются до порошка, из которого потом делаются фигурки ца-ца. Считается, что это очищает сознание существа, находящегося в бардо, и помогает ему переродиться в высших мирах.

Для накопления заслуг существует много таких методов. Одни из них более сильные, другие менее, но каждая заслуга вносит свою весомую каплю. Иногда в Тибете на горных тропках можно встретить пирамидки из камней. Их складывают путешественники для того, чтобы их путь был безопасным, чтобы они удачно добрались до места. Для этого путник подбирает камень, начитывает на него мантры и складывает в одну из кучек.

Существует способ накопить заслуги и принести пользу водным обитателям. Нужно начитывать мантры на белые камешки, которые затем выкладывают через равный промежуток на дно ручья. Вода омывая их, будет нести силу благословления мантры водным обитателям как в этом ручье, так и в реке, куда впадает ручеек, а в конечном счете – в море, океан.

Если вы видите убитое существо, например, мертвую птицу на дороге, начитайте мантру, а затем издалека подуйте на нее, таким образом вы очистите сознание этого умершего существа. Здесь следует читать духовную, а не целебную мантру. Это связано с тем, что целебные мантры имеют большую пользу в нынешней жизни, они могут сделать нас здоровыми, а духовные мантры связаны больше с будущей жизнью, с состоянием бардо, состоянием после смерти и следующим перерождением.

Есть особые сильные гневные мантры, которые позволяют защититься от влияния негативных сил, злых духов. Такие мантры не следует начитывать громко, но стоит это делать плавно, мягко, в целом это правило распространяется на все типы мантр. После сессии рецитации мантр не нужно резко вскакивать и куда-то бежать, это может плохо отразиться на ветре в нашем теле, который может подняться, что приведет к излишней нервозности. Начитывание мантр - это очень сильная практика для очищения нашего внутреннего ветра, воздуха. Так перед началом приема пищи следует начитать мантру ОМ А ХУМ для благословления пищи. Данная мантра является сущностной для всех мантр, так как содержит в себе три семенных слога тела речи и ума. Прочитав ее и подув на еду, никакие негативные энергии не проникнут с пищей в ваше тело и не навредят вам.

В Тибете учителя перед выполнением различных астрологических вычислений обязательно читают мантру, дуют на четки и затем выполняют соответствующие вычисления и ритуалы.

Республика Бурятия, Мухоршибирский район, с. Харьястка
Будаев Вадим Батоевич
+79021619618, +7 (30143) 2-83-49, +79836335229