Дацаны
Узонский дацан «Даши Тубдэнлин»

Узонский дацан «Даши Тубдэнлин»

Основан в 1825 году

О дацане

Узонский дацан «Даши Тубдэнлин» находится в с. Узон Дульдургинского района, в 12 км от районного центра на трассе Дульдурга – Акша.

 

Альтернативные названия: Тарбагатайский 

 

Историческая справка

История Узонского дацана началась в 1825 году. На левом берегу реки Онон был построен Тарбагатайский дацан. Он располагался в 53 километрах от села Дульдурга. Тарбагатайскому дацану в 1887 году дали название «Даши Тубдэнлин». Кроме Согчен- дугана там были Отошын сумэ, Дэважин сумэ, Мааниин дуган. Строил дацан русский мастер Сухулин из деревни Усть–Иля. 

С 1873 по 1893 годы дацан неоднократно подвергался реставрации. По воспоминаниям старожилов, в начале 1900-х годов прошлого столетия, он был построен на новом месте, на небольшой возвышенности. В дацане имелись старинные бурханы: Бурхан багша, Найдан Жудуг, Майдари, Цзонхава. 

В народе дацан назывался Тарбагатайским, по названию пади Тарбагатай. Дацан строили всем миром, с любовью. На строительство привлекались местные умельцы-самородки из Додо-Или, Загдачея, Хужартая, Алханая. Они заготавливали отборный строительный материал. В качестве кровельного материала использовали листовое железо, которое красили ярко-желтой краской. Это было двухэтажное здание восточной архитектуры, кругом стояли домики лам, другие помещения. В дацане служили около 70-80 лам. В 1934 году его закрыли, были уничтожены, потеряны культовые предметы, статуи, книги. В середине 30-х годов здание Тарбагатайского дацана перевезли в Дульдургу. 

 

Современное состояние

В 1992 году по просьбе верующих жителей села Узон правление колхоза выделило помещение детского сада для реконструкции под Маанин дуган, который был открыт по ходатайству Гурожаб ламы. После освящения дуган получил название «Сандуб Чойнхорлинг». Раз в месяц для проведения молебнов приезжали ламы Агинского дацана, которые организовывал ныне ушедший в другое рождение учитель Гурожаб лама, уроженец села Узон.

 

На протяжении семи лет дуган в с.Узон был филиалом Агинского дацана. В 1998 году узонцы выступили с инициативой возрождения Тарбагатайского дацана и строительства рядом с Маанин дуганом Согчен дугана. Осенью того же года из Агинского дацана в качестве даа-ламы (руководителя) был направлен Баир лама Ирдынеев, ученик Гурожаб ламы. 

В 2001 г. дацан был освящен, а ширээтэ ламой назначили Баира Ирдынеева. В 2002 г. возведена ступа «Жанчуб». В июне 2002 ступа освящена Дид Хамбо ламой Цыреном Дондукбаевым и ламами Агинского дацана. В настоящее время в дацане три дугана (Согчин, Маанин и Сахюусан). В штате – 6 лам. Прихожанами являются жители Дульдургинского, Акшинского и Кыринского районов.

 

15 июня 2001 года прошли мероприятия по открытию Узонского дацана и интронизации Баир ламы на должность ширээтэ. Дацану как приемнику Тарбагатайского дацана, оставили название «Даши Тубдэнлин» - Обитель счастья великого учения. Все ламы, служащие в дацане, имеют высшее духовное образование. Шэрээтэ лама Баир имеет ученую степень «гэбши». За эти годы под руководством Баир ламы в дацане построены Сахюусанай сумэ, жаган, жилые дома для лам, возведены три ступы: на территории дацана, в местности Арын Жалга, бумхан в местности Уржин Ханда. 

В 2004 году дацан принял активное участие в проведении Азиатской буддийской конференции за мир (АБКМ). 

Летом 2005 года по приглашению Баир ламы в дацане побывал учитель Далай ламы Досточтимый Кирти Ценшаб Римпоче. Он даровал народу посвящение Цеван и Жейнан Чойжала. 

24 августа 2007 года состоялось освящение (рамнай) и торжественное открытие Согчен дугана Узонского дацана. Освящение проводили Глава Буддийской традиционной Сангхи России Пандито Хамбо лама Дамба Аюшеев, ширээтэ ламы Сангхи России и представители дацанов этнической Бурятии. 

В дацане проводятся все установленные канонами буддизма ежедневные, ежемесячные хуралы.

 

Сахюусан дацана - Балдан Лхамо.

 

Новости

2 ноября с10 часов в Узонском дацане пройдет очень важный и эффективный ритуал устранения препятствий под названием ЖАБШИ.
С собой брать чай, молоко, водку и белую пищу.
Слово ЖАБШИ в переводе означает "четыреста подношений". Жабши является одним из самых сильных буддийских ритуалов устранения всех видов препятствий в жизни и делах, оказывает позитивные действия на серьезно больных или плохо поддающихся лечению людей, помогая продлить жизнь человеку, а также призывания помощи и защиты Сахюусана.
  Во время ритуала ламы обращаются Будде Шакьямуни с определенными молитвами и просят благословить препятствующих нам духов, прежде чем отправить их прочь. Таким образом, они отвращают негативные силы и предлагают им в дар 100 лампад (зула), 100 яств, 100 са-са для устранения тьмы неведения, победы над страстями, болезнями и безвременной смертью и 100 торма (балин) в виде человеческих фигурок (луд) сделанных из теста. Эти дары служат своеобразным "выкупом" людей из плена четырех Мар, и их посланников.
Восемь основных качеств жабши:
1)нютагай заhал (усмирение разгневанного хозяина местности),
2)угай заhал (улучшение родовой участи),
3)улучшения кармы или же судьбы (хуби заяа тэгшэлхэ),
4)устранение причин преждевременной и внезапной  смерти,
5)устранение 404 видов болезней,
6)закрытие двери убытка благосостояния,
7)ругани, ссоры (хэлэ аманай харюулга),

Забайкальский край, Дульдургинский район, Узон
Ирдынеев Баир Александрович
+79242958590