Дацаны
Зугалайский дацан "Дэчен Чойнхорлинг"

Зугалайский дацан "Дэчен Чойнхорлинг"

Основан в 1826 году

О дацане

Название дацана в переводе с тибетского - "Большая земля вращения колеса учения". Как известно, каждый буддийский дацан носит свое оригинальное название, в которое заложен глубочайший смысл. Зугалайской земле местные буддисты отвели роль земли, где вращается Колесо Дхармы - колесо учения Будды.  

Зугалайский дацан (1826г.) в первое время своего создания носил название «Бумхан» и был организован и создан практически сразу после строительства Цугольского дацана. История этого дацана примечательна тем, что более 80 лет дацан не значился ни в одном из официальных документов того времени. 

Бесспорно, в течение длительного промежутка времени он являлся одним из культурных, учебных и лечебных центров агинской степи. В свое время был зафиксирован документ двух лам и 60 светских лиц, который назывался «Соглашение бурятских представителей Зун-Харганатского и Хуасайского родов, кочующих по урочищам Зугалая, Баруун и З\\н Шивея, Саритая Хоринско-Агинского ведомства» от 1 марта 1926 года. В ней написано: «Мы согласились ради блага всех одушевленных существ построить деревянный бумхан в самом центре поселения вышеуказанных кочевьев, неподалеку от Зугалайского озера Кулусото-Куро. Польза от него очевидна как для людей, так и для животных. Всей пользы от строительства этого бумхана нельзя перечислить. Бумхан сооружается на подношения благочестивых людей, без какого- либо побора с народа. Сооружение предполагаем исполнить согласно правилам священных учений и закончить в течение летнего времени». 

В апреле этого же года агинский тайша Тугэлдэр Тобоев официально утвердил Зугалайский бумхан и написал ходатайство о назначении одного ламы. Нерчинский окружной начальник от 14 апреля 1826 года издал распоряжение шэрээтэ Мункуеву, чтобы тот назначил ламой Зугалайского бумхана Галсана Падиева. В это время Зугалайский сумэ-бумхан полностью отошел от прихода Цугольского дацана. Исследователь Позднеев, посетивший в то время почти все дацаны Забайкалья, отмечает, что в связи с распространением различных болезней в 1832 году население прихода Зугалайского дацана просит прислать двух лам-лекарей. Так, из Цугольского дацана в Зугалай были направлены эмчи-ламы Вампил Сумбуев и Табахай Бубеев. Эти ламы в течение долгого времени старательно лечили людей, снискав всеобщее уважение и признание. 27 марта 1847 Пандито хамбо-лама Еши Жамсуев учредил при Зугалайском сумэ конфессионное училище. 

Таким образом, Зугалайская школа-сумэ фактически обретала статус самостоятельного дацана. Дело оставалось только за документальным оформлением данного факта. Однако осуществить это практически в то время оказалось невозможным, так как согласно Положению 1853 года строительство новых дацанов запрещалось. Осенью 1908 года сход верующих принял постановление о том, что в связи с обнародованием свободы вероисповедания дацан объявляется полноправным со штатом из 5 лам. Возведение главного храма Зугалайского дацана, двухэтажного каменного здания началось в 1908 году и завершилось к осени 1910 года, рядом с ним сооружаются три сумэ. В одном из них располагалась цаннитская школа, а в построенном тогда же сумэ Мунко-мани справлялись хуралы и службы, посвященные Авалокитешваре. В 1913 году шэрээтэ Зугалайского дацана возбудил ходатайство о постройке Дуйнхор-сумэ в честь 300-летия дома Романовых, представив при этом прошение, проект и смету затрат. В том же году новый малый храм вступил в строй действующих. 

Выписка из фонда 522, Oн. 1. Д. 1-2. Государственного архива Республики Бурятия: ширетуями Зугалайского дацана были Шойдор Сундорун (1911-1913 гг.), Жамбалдоржи Николайн (1914-1929 гг.), Базаржаб Сэмбэлун. В истории Зугалайского дацана было много замечательных событий. 

Официальное открытие дацана «Дэчен Чойнхорлинг» (Большая земля вращения колеса Учения) состоялось в 1896 году. В 1891 году, после встречи Его Императорского Величества государя цесаревича Николая II на ст. Турино-Поворотная с общественностью Агинской Думы, был специально построен павильон для встречи Его превосходительства. После торжественных мероприятий в устье р. Тура павильон был перевезен и установлен на территории Зугалайского дацана. В деле строительства павильона на ст. Турино - Поворотная, затем строительства дугана в Зугалайском дацане немалую лепту внес, награжденный серебряной медалью и получивший из рук цесаревича Доржи Очиров, дед ныне проживающего в п. Агинское Самбу Базарова.   

В годы репрессий Зугалайский дацан, как и все остальные дацаны, не избежал трагической участи, подвергшись разрушению, а ламы - гонениям. 

В 1937 году в результате арестов и ссылок буддийская община при дацане перестала существовать, в том же году Зугалайский дацан был закрыт, а здание было разобрано «под культурные нужды населения». В 1939 году кирпичное здание этого дацана было разобрано и увезено в село Агинское для строительства электростанции. Ныне это здание вечерней школы. Инвентарь был перевезен в Ленинградский институт антропологии. 

Зугалайский дацан «Дэчен Чойн-хорлинг» начал свое возрождение в декабре 1990 года, когда жители села Зугалай обратились в Могойтуйский районный Совет народных депутатов с просьбой о регистрации религиозного общества. В 1991 году Зугалайский дацан был официально зарегистрирован. 

13 августа 1995 года здание Зугалайского дугана было освящено и дацан начал выполнять свое прямое предназначение - оказание духовной защиты и помощи населению. В 2011 году во время встречи с Президентом России Дмитрием Медведевым Пандито хамбо-ламой Буддийской традиционной Сангхи России была высказана просьба о помощи в деле строительства и воссоздания Зугалайского дацана и при финансовой поддержке администрации Президента Российской Федерации через благотворительный фонд «Милосердие» в 2012 году началось строительство дугана Белой Тары. В настоящее время в дацане служат пять священнослужителей. 

Приход дацана территориально охватывает население северных сел Могойтуйского района, а также Карымского, Шилкинского, Нерчинского (кстати, в г.Нерчинск в былые времена стоял дуган от Зугалайского дацана) и Чернышевского районов Забайкальского края. В комплекс Зугалайского дацана входят Согчен-дуган (площадь составляет 81 кв. м.), Сахюусан-дуган (площадь 56 кв. м.), дома для лам и хозяйственные постройки, что недостаточно для отправления религиозных обрядов сегодня и ситуация усугубляется в связи с открытием новой асфальтированной дороги «Могойтуй-Первомайск».   

Ш-Н.С. Дашидондоков,

председатель редакционной коллегии Зугалайского дацана,

кандидат географических наук

Фото Чингиса Тогошиева

Новости

О причине и следствии

В‑четвертых, необходимо понимать суть причинности, кармической взаимосвязи наших действий и их последствий. Существа подвержены различным иллюзиям комфорта и дискомфорта в шести мирах и трех сферах именно из-за силы кармы.
К негативным переживаниям приводят вредные поступки. Это прежде всего десять действий, приносящих страдания, они происходят от загрязненности ума.
Часть из них совершается через врата тела.
Первое негативное действие тела – убийство. Кто-то губит существ из желания – истребляя животных ради мяса, шкуры, костей, мускуса и т. д.; лишая жизни людей ради денег; защищая себя и друзей. Другие убивают из злости – на войне или в ссоре. Бывает, что существ уничтожают из глупости – например, чтобы совершить жертвоприношение или сделать подарок; а кто-то может даже считать убийство добродетелью. Полностью созревший результат этих действий – рождение в аду. Если наступает рождение в человеческом теле, то результат, совпадающий с причиной, – это тенденция отнимать жизнь и испытывать при этом удовольствие. Результат, соответствующий опыту, – это череда коротких жизней, полных болезней и заканчивающихся гибелью от руки убийцы. Такие люди обычно рождаются в каменистой местности с резкими неровностями рельефа, где существует множество опасностей для жизни.
Второе из действий, приносящих страдание, – это воровство, то есть присвоение того, что не было дано. Сюда относятся насильственная кража или грабеж; тайное воровство, когда никто не видит; кража путем обмана в договорах, сознательных неточностей в измерениях, плутовство и мошенничество. Последствия таких действий проявляются в рождении голодным духом. Если такое существо родится человеком, оно будет испытывать горе и нужду, обладать страстью к воровству и жить в стране, где много снега и града.
Третье негативное действие – это неправильная реализация сексуального желания, то есть половая связь с человеком, который связан с нами родством (инцест), защищен обязательствами (если половая связь разрушает любящую пару) или религией (например, секс в храме, в жилище Ламы, возле ступы или перед большим скоплением людей, а также при соблюдении временного обета целомудрия).
Четыре результата таких действий проявляются в рождении среди голодных духов, в жизни с непривлекательным и сварливым партнером, в неудовлетворенности своим супругом и неодолимой склонности к измене. При этом рождение произойдет в очень пыльной местности.
Другая часть вредных поступков совершается через врата речи.
Первый из них – ложь. Кто-то преувеличивает свои духовные достижения, другие лгут из желания причинить вред, а кто-то просто привык постоянно искажать истину. У всех этих действий есть четыре результата. Самый трудный – рождение в мире животных. Можно родиться и среди людей, но у такого человека будет неприятный запах изо рта и тенденция говорить неправду. Он будет часто становиться жертвой клеветы и жить в стране с большими перепадами температуры и рельефа.
Другой вид вредной речи разобщает людей – вызывает ссоры, провоцирует разлад посредством клеветы, сплетен и обличающих разговоров. В результате можно родиться в аду; если кто-то становится человеком, то ему нравятся интриги и ссоры, у него нет друзей, и он живет в обрывистой и гористой местности.

К негативным переживаниям приводят вредные поступки.

К негативным действиям речи относятся резкие, грубые слова. Насмешки, сплетни, едкие суждения о других также ведут к рождению в аду. Тот, кто появляется в человеческом теле, страдает от неприятных слов в свой адрес и резких звуков, находит удовольствие в грубой и злой речи, живет в стране с сухим и жарким климатом, среди скал и колючих растений.
Пустая болтовня подразумевает неправильное повторение мантр, неверное объяснение священных текстов, бесполезные разговоры и объяснение Дхармы тем, кто не питает к ней должного уважения. В результате можно оказаться в мире животных. Если рождаешься человеком, то тебя никто не слушает, твоя речь звучит низменно, а в стране лето и зима хаотично сменяют друг друга.



Теперь перейдем к негативным действиям ума. Одно из них – это жадность в сочетании с жаждой чужого. Например, человек так привязан к своему происхождению, телу, личности, характеру, имуществу, что не выносит и мысли о том, что ими мог бы наслаждаться кто-нибудь еще. Некоторые полагают, что в их владение должны перейти блага, принадлежащие другому. Такие омрачения ума ведут в мир голодных духов; если же рождаешься человеком, твои замыслы никогда не исполняются, ты полон нестерпимых желаний, а в твоей стране созревает крайне скудный урожай.

Забайкальский край,Моготуйский район, с.Зугалай
Митупов Батор Сабхандаевич
+79243867443