Дацаны
Зугалайский дацан "Дэчен Чойнхорлинг"

Зугалайский дацан "Дэчен Чойнхорлинг"

Основан в 1826 году

О дацане

Название дацана в переводе с тибетского - "Большая земля вращения колеса учения". Как известно, каждый буддийский дацан носит свое оригинальное название, в которое заложен глубочайший смысл. Зугалайской земле местные буддисты отвели роль земли, где вращается Колесо Дхармы - колесо учения Будды.  

Зугалайский дацан (1826г.) в первое время своего создания носил название «Бумхан» и был организован и создан практически сразу после строительства Цугольского дацана. История этого дацана примечательна тем, что более 80 лет дацан не значился ни в одном из официальных документов того времени. 

Бесспорно, в течение длительного промежутка времени он являлся одним из культурных, учебных и лечебных центров агинской степи. В свое время был зафиксирован документ двух лам и 60 светских лиц, который назывался «Соглашение бурятских представителей Зун-Харганатского и Хуасайского родов, кочующих по урочищам Зугалая, Баруун и З\\н Шивея, Саритая Хоринско-Агинского ведомства» от 1 марта 1926 года. В ней написано: «Мы согласились ради блага всех одушевленных существ построить деревянный бумхан в самом центре поселения вышеуказанных кочевьев, неподалеку от Зугалайского озера Кулусото-Куро. Польза от него очевидна как для людей, так и для животных. Всей пользы от строительства этого бумхана нельзя перечислить. Бумхан сооружается на подношения благочестивых людей, без какого- либо побора с народа. Сооружение предполагаем исполнить согласно правилам священных учений и закончить в течение летнего времени». 

В апреле этого же года агинский тайша Тугэлдэр Тобоев официально утвердил Зугалайский бумхан и написал ходатайство о назначении одного ламы. Нерчинский окружной начальник от 14 апреля 1826 года издал распоряжение шэрээтэ Мункуеву, чтобы тот назначил ламой Зугалайского бумхана Галсана Падиева. В это время Зугалайский сумэ-бумхан полностью отошел от прихода Цугольского дацана. Исследователь Позднеев, посетивший в то время почти все дацаны Забайкалья, отмечает, что в связи с распространением различных болезней в 1832 году население прихода Зугалайского дацана просит прислать двух лам-лекарей. Так, из Цугольского дацана в Зугалай были направлены эмчи-ламы Вампил Сумбуев и Табахай Бубеев. Эти ламы в течение долгого времени старательно лечили людей, снискав всеобщее уважение и признание. 27 марта 1847 Пандито хамбо-лама Еши Жамсуев учредил при Зугалайском сумэ конфессионное училище. 

Таким образом, Зугалайская школа-сумэ фактически обретала статус самостоятельного дацана. Дело оставалось только за документальным оформлением данного факта. Однако осуществить это практически в то время оказалось невозможным, так как согласно Положению 1853 года строительство новых дацанов запрещалось. Осенью 1908 года сход верующих принял постановление о том, что в связи с обнародованием свободы вероисповедания дацан объявляется полноправным со штатом из 5 лам. Возведение главного храма Зугалайского дацана, двухэтажного каменного здания началось в 1908 году и завершилось к осени 1910 года, рядом с ним сооружаются три сумэ. В одном из них располагалась цаннитская школа, а в построенном тогда же сумэ Мунко-мани справлялись хуралы и службы, посвященные Авалокитешваре. В 1913 году шэрээтэ Зугалайского дацана возбудил ходатайство о постройке Дуйнхор-сумэ в честь 300-летия дома Романовых, представив при этом прошение, проект и смету затрат. В том же году новый малый храм вступил в строй действующих. 

Выписка из фонда 522, Oн. 1. Д. 1-2. Государственного архива Республики Бурятия: ширетуями Зугалайского дацана были Шойдор Сундорун (1911-1913 гг.), Жамбалдоржи Николайн (1914-1929 гг.), Базаржаб Сэмбэлун. В истории Зугалайского дацана было много замечательных событий. 

Официальное открытие дацана «Дэчен Чойнхорлинг» (Большая земля вращения колеса Учения) состоялось в 1896 году. В 1891 году, после встречи Его Императорского Величества государя цесаревича Николая II на ст. Турино-Поворотная с общественностью Агинской Думы, был специально построен павильон для встречи Его превосходительства. После торжественных мероприятий в устье р. Тура павильон был перевезен и установлен на территории Зугалайского дацана. В деле строительства павильона на ст. Турино - Поворотная, затем строительства дугана в Зугалайском дацане немалую лепту внес, награжденный серебряной медалью и получивший из рук цесаревича Доржи Очиров, дед ныне проживающего в п. Агинское Самбу Базарова.   

В годы репрессий Зугалайский дацан, как и все остальные дацаны, не избежал трагической участи, подвергшись разрушению, а ламы - гонениям. 

В 1937 году в результате арестов и ссылок буддийская община при дацане перестала существовать, в том же году Зугалайский дацан был закрыт, а здание было разобрано «под культурные нужды населения». В 1939 году кирпичное здание этого дацана было разобрано и увезено в село Агинское для строительства электростанции. Ныне это здание вечерней школы. Инвентарь был перевезен в Ленинградский институт антропологии. 

Зугалайский дацан «Дэчен Чойн-хорлинг» начал свое возрождение в декабре 1990 года, когда жители села Зугалай обратились в Могойтуйский районный Совет народных депутатов с просьбой о регистрации религиозного общества. В 1991 году Зугалайский дацан был официально зарегистрирован. 

13 августа 1995 года здание Зугалайского дугана было освящено и дацан начал выполнять свое прямое предназначение - оказание духовной защиты и помощи населению. В 2011 году во время встречи с Президентом России Дмитрием Медведевым Пандито хамбо-ламой Буддийской традиционной Сангхи России была высказана просьба о помощи в деле строительства и воссоздания Зугалайского дацана и при финансовой поддержке администрации Президента Российской Федерации через благотворительный фонд «Милосердие» в 2012 году началось строительство дугана Белой Тары. В настоящее время в дацане служат пять священнослужителей. 

Приход дацана территориально охватывает население северных сел Могойтуйского района, а также Карымского, Шилкинского, Нерчинского (кстати, в г.Нерчинск в былые времена стоял дуган от Зугалайского дацана) и Чернышевского районов Забайкальского края. В комплекс Зугалайского дацана входят Согчен-дуган (площадь составляет 81 кв. м.), Сахюусан-дуган (площадь 56 кв. м.), дома для лам и хозяйственные постройки, что недостаточно для отправления религиозных обрядов сегодня и ситуация усугубляется в связи с открытием новой асфальтированной дороги «Могойтуй-Первомайск».   

Ш-Н.С. Дашидондоков,

председатель редакционной коллегии Зугалайского дацана,

кандидат географических наук

Фото Чингиса Тогошиева

Новости

О том как развивать сострадание..

«…Подумайте, в частности, о доброте своей матери.
С того самого момента, как вы вошли во чрево этого безмерной доброты человека, она вынашивала вас в своем чреве. Телесные соки вашей матери питали вас через пуповину, чтобы ваше тело могло развиваться и расти. Она отдавала вам самые лакомые кусочки из своей еды, одевала вас в лучшую из своих одежд, убирала ваши экскременты руками. Вспомните её доброту: ведь она дала вам тело, дала вам жизнь, она взрастила вас с такой безграничной любовью, обеспечивала вас всем необходимым и показала вам, как жить в этом мире.
Всё это относится к воспоминанию о мирской доброте вашей матери.

С точки зрения Дхармы, именно ваша добрая мать произвела на свет это драгоценное человеческое тело, наделенное свободами и дарованиями. Не будь живых существ, которые были бы нам матерями, было бы невозможно вначале зародить бодхичитту, невозможно потом обучаться путям бохисаттв и в итоге достичь состояния будды.
Более того, все благоприятные для практики Дхармы условия, которые есть у вас сейчас, например, место для практики, постель и другие вещи, - всё это имеется благодаря существам, которые были вам матерями.

Ваши нынешняя и прежние матери со всей добротой оказали вам огромную помощь. Они отдавали своим детям всё, что у них было, и принимали на себя их поражения и неудачи. Они обеспечивали своих детей всеми материальными благами и удовольствиями, а сами терпели все плохие поступки, трудности злые речи.

Теперь ваша очередь, как их детей, позаботиться о благополучии своих старых матерей.
Если подумать, все они хотят счастья, начиная от недолгого удовольствия погреться в теплый денек и заканчивая блаженством совершенного состояния будды, однако не знают: ни как обрести причину счастья (которая заключается в добродетели), ни высшего пути. Они не слушают должным образом слова благого друга или учителя.

Преследуемые всевозможными несчастьями, начиная от крошечной искры и далее, они не желают ни одного из страданий сансары, и, тем не менее, бездумно создают причины страдания: карму и клеши, - а что бы они не делали, всё действует против того, чего они на самом деле желают.

Как говорит Шантидева в «Бодхичарья аватара»:
Они жаждут счастья, но в своём неведении
Уничтожают его, словно своего заклятого врага.

Итак, начните с размышления о собственной матери. Затем постепенно расширяйте рамки своей медитации, включая в неё всех существ..."

Забайкальский край,Моготуйский район, с.Зугалай
Митупов Батор Сабхандаевич
+79243867443