Сампилов Цыренжап Сампилович

Советский живописец, основоположник бурятского станкового реалистического искусства, заслуженный деятель искусств РСФСР (1940).

Народный художник Бурятской АССР, заслуженный деятель искусств РСФСР. Награжден орденом В.И. Ленина. 

Ц.С. Сампилов стоял у истоков бурятского профессионального изобразительного искусства в числе еще восьмерых художников, которые составляли в 1933 году Союз художников Бурят-Монгольской АССР. Но духовную сущность нации наиболее точно и емко передало именно искусство Ц. С. Сампилова.

Цыренжап Сампилов родился в улусе Домно-Еравна в семье бедного охотника Очира, а вырос у соседа Сампила, который усыновил его и дал ему фамилию. В степи, круглый год стада и отары, табуны лошадей. Привязанность к ним, пристальное наблюдение за их повадками зародились у Сампилова именно в годы раннего детства. Уже тогда он делал первые попытки изображения животных. С увлечением вырезывал он их фигурки из старых игральных карт и наклеивал свои вырезки на окна.

Впоследствии Сампилов, вспоминая об этой поре своей жизни, говорил: «Когда я был пастухом и пас скот, я перочинным ножом вырезывал фигурки. Я уходил в степь и оставался там до захода солнца. Там я все время занимался вырезанием фигурок. Особенно я любил лошадей и коров, вырезывал их фигурки и головы. Натура была вокруг меня. Животных я страшно любил. Я сильно увлекался этим занятием».
Природа родных мест оставила неизгладимый след в памяти будущего художника, запечатлелась в ней, как нечто прекрасное.

В детские юношеские годы Сампилов наряду с резьбой по дереву много и увлечено рисовал. Его рисунки животных очень понравились служащему местной метеорологической станции Серебрянникову. Он заинтересовался мальчиком и предложил бесплатно обучит его грамоте. Однако учеба длилась всего одну зиму. На этом общее образование было закончено.

О занятиях искусством не приходилось и думать. Батрачил у местных нойонов. В 1914 году пешком пришел в Читу, где стал работать ломовым извозчиком. В 1916 году Сампилов в числе других был «реквизирован» на тыловые работы Западного фронта. Рыл окопы, строил блиндажи. В 1917 году вернулся в родное Забайкалье, где вскоре установилась Советская власть.

Только в 1918 году рабочий мыловаренного завода в Чите получил возможность учиться рисованию и лепке у русского скульптора Иннокентия Жукова. Несколько позднее он попал в Читинское художественно-промышленное училище и совмещал работу с учебой в течение 3-х лет. В 1923 году Правительство БМАССР приглашает его для работы в издательстве и отправляет для оформления бурятского павильона сельскохозяйственной выставки в Москве. На этой выставке был экспонирован также альбом рисунков Сампилова, посвященных быту бурят. За эти рисунки художник был удостоен «Диплома признательности» от выставочного комитета.

В 1925-26 гг. Сампилов работал художником при Политуправлении МНР, после чего был направлен в Москву во ВХУТЕИН (Высший художественно-технический институт), где занимался на живописном факультете у профессора Д. Штеренберга. По окончании института Сампилов возвращается в Бурятию и целиком отдается любимому делу. На протяжении многих лет, вплоть до 1953 года, он возглавлял Союз художников Бурятии.

Творческое наследие Сампилова значительно: сотни картин, портретов, этюд, рисунков, иллюстрации к произведениям художественной литературы, дружеских шаржей и карикатур.

Первая его картина, получившая широкую известность и признание «Любовь в степи» (1927), экспонировалась на юбилейной выставке «Искусство народов СССР» в Москве. Художник глубоко и тонко раскрывает характеры, настроения, душевные переживания своих соотечественников – пастухов, табунщиков, крестьян. Одновременно почти одушевленным героем становится сама степь с ее особенными яркими и нежными красками, с табунами лошадей и отарами овец, пасущимися на ее просторах. При этом раскрывается особый дар Сампилова–анималиста, воспитанное долгими годами жизни в степи, проникновенное понимание животных.

В 1935 году Ц.С.Сампилову было присвоено звание народного художника Бурят-Монгольской республики. Годом позже Советское правительство наградило его орденом Ленина. За выдающиеся заслуги в области развития бурятского искусства художнику было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Так высоко был оценен творческий путь художника, который может служить примером неустанной работы над совершенствованием своего мастерства. И сегодня его полотна имеют глубокую социальную значимость, потому что в них мировосприятие художника, его позитивное отношение к жизни, труду, природе, людям.

В далекие 40-е, в годы тяжелейшей для нашей Родины войны Постановлением СНК Бурят-Монгольской АССР и бюро Обкома ВКП (б) № 245 от 25.10.1943 г. основан Государственный художественный музей. Музей – крупнейший в регионе и единственное в мире хранилище бурятского изобразительного искусства и других художественных ценностей, который на сегодня является одной из главных визитных карточек г. Улан-Удэ и Республики.

В дань уважения, любви и благодарности к личности и творчеству Ц.С. Сампилова, за его неоценимый вклад в историю развития бурятского изобразительного искусства с 1966 года музею присвоено имя выдающегося художника. Ц.С. Сампилов по праву является одним из лучших сынов Бурятии.

Картинная галерея

29523
Авторизуйтесь, чтобы комментировать