Бурятия в лицах

Ванчуков Лубсан Жанчуб

Один из известнейших Учителей дацанов этнической Бурятии Лубсан Жанчуб Ванчуков, родился в семье Апхаанай Ванчуга из худайского рода в 1816 году. Смышлёного мальчика приметили ламы строящегося Челутайского дацана и отправили его на обучение в Хилгантуйский дацан «Балдан Брайбун», здесь он принял начальный духовный обет и благословение от известного ламы Содбо Нимаева (Нималайн), также изучал астрологию и тибетскую медицину. В 1831 году, после окончания обучения, возвратился в родной дацан. Через год ширээтэ лама Чойбсон Бороев назначил его на должность унзад ламы, с этого времени началась многогранная духовная деятельность ламы Ванчукова по распространению Учения Будды.

В 1833 году он принимает средний духовный обет – гецул, а через пять лет – полный обет ламы гелона от ширээтэ ламы Цугольского дацана Досточтимого Лубсана Лхундуба Дандарова. В это время активно включился в переписывание буддийского канона «Ганжур» на старомонгольском варианте, который закончил в 1836 году, в 20 - летнем возрасте.

Для пользы верующих в 1838 году Лубсан Жанчуб Ванчуков, находясь в 7 - дневном ретрите, установил обоо на горе Дабхар Сагаан. По распоряжению Пандито Хамбо Ламы Чойвана Ешижамсуева в 1841 году он назначается на должность Соржо ламы дацана. В 1845 году Соржо Ванчуков установил в дацане летний 49-ти дневный Хурал «Хайлан», для гелонов и гецулов. После ухода в Нирвану ширээтэ ламы Чойндона Тулуева в 1850 году, его назначают ширээтэ ламой дацана.

28 февраля 1857 года, согласно нового Положения «О ламайском духовенстве Восточной Сибири» от 1853 года, по предписанию Иркутского Генерал-губернатора, Жанчуб Ванчуков был переназначен, и ему вручен официальный диплом ширээтэ ламы Челутайского дацана. В народе и среди верующих он был известен как «Апхаанай ламхай».

В 1858 году, чтобы в Дацане было больше учеников и лам, ширээтэ лама Ванчуков на горе Дабхар Сагаан установил 13 хурдэ и 108 саса. А также для помощи в познании учения Будды установил субарган, посвященный Будде мудрости - Манжушри.

В 1860 году в дацане возвели Майдар сумэ, вокруг которого были установлены статуи Зеленого коня, Белого слона, Гаруды и льва с тигром.

В 1861 году в юго - восточной стороне от дацана ширээтэ Ванчуков установил субарган для пользы в деятельности будущих ширээтэ лам.

В 1863 году по инициативе ширээтэ ламы была выполнена статуя Майдари, размером в человеческий рост, и установлена в Согчен дугане, на территории дацана воздвигнут субарган в честь богини Зугдэр Намжалма, затем на горе Булгата установлено обоо для почитания хозяев местности.

В 1866 году ширээтэ лама Ванчуков с ламами дацана принимает участие в подготовке Русской Императорской этнографической выставке в городе Москва, туда были отправлены принадлежности одежды и быта бурят, а также религиозные предметы. После проведения выставки в 1867 году, он был награжден дипломом и бронзовой медалью.

По просьбе ширээтэ ламы, гелун ламой Тугнуй-Галтайского дацана Болсаном Дашиевым ,было основано обучение по тибетской медицине.

В 1871 году Лубсан Жанчуб Ванчуков был награжден серебрянной медалью «За усердие» на Владимирской ленте для ношения на груди, по инициативе Генерал-губернатора.

В связи с тем, что Согчен дуган пришел в совершенную ветхость, а малые размеры не позволяли многим верующим присутствовать на больших хуралах, с 1869 года верующие Челутайского дацана через Пандито Хамбо лам Сандэлэг Ванчикова, Чойдор Мархаева, Дампил Гомбоева, отправляли прошения Военному Губернатору Забайкальской области о строительстве нового Согчен дугана. Для постройки было собрано 3400 рублей и 2000 рублей из этой суммы внесли ширээтэ лама Ванчуков, Еши Тыгшеев, Ринчин Номтоев, Гатуб Аюшеев, по 500 рублей каждый. После многочисленных переписок продолжавшихся в течение восьми лет, было получено разрешение Министерства Внутренних дел от 18 февраля 1877 года. Новый Согчен дуган было решено построить в местности Энгэр Туглэ.

Чтобы полностью заниматься строительством нового дацана, Ванчуков возбуждает ходатайство перед Военным Губернатором об освобождении его от должности ширээтэ ламы с переводом в должность штатного гелон ламы, ходатайство было удоволетворено.

После завершения строительства, 19 февраля 1878 года Жанчуб Ванчуков ушел в Нирвану. Его прах вложили в субарган, возведенный на северо-восточной стороне от дацана.

Гордостью Лубсан Жанчуб Ванчукова являются его коренные ученики: Лубсан Чойдор Мархаев – IX Пандито Хамбо лама; Чойнзон Доржо Иролтуев – XI Пандито Хамбо лама; Агван Доржиев – Цанит Хамбо, получивший первое духовное посвящение; Агван Ойдуп Гармаев – ширээтэ лама Челутайского дацана; Ринчин Номтоев – ширээтэ лама Цулгинского дацана, ученый и блистательный комментатор.

Находясь на должности ширээтэ ламы в течение 25-ти лет, он провел большую организационно - просветительскую и духовно-образовательную деятельность для дальнейшего развития своего родного дацана.

293
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии