Новости
Среда, 01 марта 2017 16:30

Хуралы Монлам ченмо – памятование о пятнадцати чудесах будды шакьямуни

Традиция проведения хуралов Монлам Ченмо как памятование о великих 15 чудесах Будды Шакьямуни, основоположника первой мировой религии – буддизма, берет свое начало шесть столетий назад. 

Основанные реформатором тибетского буддизма, основоположника школы Гелуг Богдо Цзонхавой (Лама Цонкапа, 1357-1419 гг.), праздничные хуралы Монлам Ченмо знаменуют собой торжество начала очередного нового года нашей жизни. 

Памятование о Будде Шакьямуни, четвертом Будде из пантеона Тысячи Будд, восхваление его деяний, декламирование его Учения приносят неисчислимые духовные заслуги («буян» - бур.), добродетели всем, кто слушает и слышит эти священные тексты, кто произносит их, кто дарует Дхарму и распространяет ее, кто внимает наставлениям Будды и обретает плоды своего слушания, осознавания и понимания истоков Истины. Так говорил сам Будда, так говорит его Учение.

Эпоха за эпохой проистекают в пространстве прошлого, настоящего и будущего, и нам достоверно неизвестно, сколько живых существ получили освобождение от оков сансары и достигли состояния буддства, внимая слову Будды Шакьямуни…

Но жизнь за жизнью, благодаря созданным причинам в прошлом, мы встречаемся вновь и вновь с Учением Победоносного. Связанные обетами в прошлом, клятвами и молитвами перед ликом Божеств, мы поднимаемся из жизни в жизнь вверх от ступеньки к ступеньке, с каждым разом освобождая свой ум от множества ложных представлений, рожденных эго в течение долгих эонов лет пребывания в этом материальном мире.

Почитание Будды и его Учения, в свой день и час, освобождает ум человека от всевозможных мирских беспокойств и дает понять, что, действительно, кузнец своего счастья – это сам человек, и он же причина всех причин проблем и собственных страданий.

В то время, когда Будда Шакьямуни даровал слушателям свои наставления, происходило очень серьезное противостояние между старыми философскими небуддийскими школами и рождающимся новым Учением, вобравшим в себя невероятнейший опыт реализации высшего духовного совершенства Будды.

Сознание людей, современников Учителя, никогда не видевших в своей жизни великой личности, на самом деле Достигшей Просветления, отказывалось принимать на веру то феноменальное, о чем говорил Учитель, которого они всего лишь несколько лет назад знали как принца Сиддхартха Гаутама из рода Шакьев, как аскета, медитировавшего шесть лет у берегов реки Ниранджана... Множество учителей разных небуддийских школ, видя успех проповеди Будды, которого ученики и последователи стали с восторгом и благоговением называть Победоносным, не хотели признавать своего поражения…

В то время обширные публичные диспуты были привычной практикой, и они собирали в больших прохладных рощах сотни и сотни внимательных и пытливых слушателей.

В разное время, в разных местах Индии Будда Шакьямуни провел множество различных диспутов. Но именно 15 из них в будущем изменят мир - в знак закрепления достоверности и доказательства могущества своего Учения Учитель в присутствии сотен людей и незримых существ других измерений явил настоящие чудеса, одержав великую победу над наиболее авторитетными в то время шестью течениями философской мысли. С тех пор буддизм обрел миллионы своих последователей по всему континенту, а немногим позже он перешагнул и границы самой Индии.

В знак памятования о тех величайших 15 деяниях Будды Богдо Цзонхава основал традицию проведения праздничных хуралов Монлам Ченмо как особый знак, благоприятный знак, благословение Буддой всех живых существ, встречающих очередной новый год своей жизни. 

Итак, 15 ЧУДЕС БУДДЫ ШАКЬЯМУНИ.

О них повествует Сутра о мудрости и глупости «Ульгэрэй далай».

Здесь рассказывается о том, как шесть Учителей, советников младшего брата царя Бимбисара, совративших его самого и жителей страны с пути Учения, попытались посрамить Будду, бросив ему вызов, и что из этого вышло.

Однажды Будда и его ученики были приглашены ко двору царя в Раджагрихе и усажены за стол. Хотя советники царя, эти шесть Учителей, уже сидели за этим столом на почетных местах, в тот момент, когда Будда и его ученики оказались рядом с ними, они неожиданно оказались в самом конце стола. Трижды они пересаживались на те свои почетные места, но трижды вновь переносились в самый конец. Когда им подносили кувшины с водой, то вода отказывалась из них течь, но сама лилась на руки Будды и его учеников. То же самое произошло и с поднесенной едой. 

Когда же правитель попросил у Будды наставления в Учении, Победоносный предложил ему сначала попросить об этом у своих ученых советников. Но эти горе-Учителя не смогли раскрыть и рта, и посему лишь знаками показали царю, что он должен спрашивать Будду. После этого Будда дал наставления в Дхарме, и все присутствующие обрели различные духовные плоды – некоторые вступили в монашескую общину, очистились от скверны, другие – породили мысли о духовном пробуждении. При этом каждый разобрался в том, чье учение истинно и перестал верить тем шести лже-Учителям, почитать их и делать подношения. 

Посрамленные и разгневанные, они удалились и стали размышлять о случившемся. Возможно, по прошествии времени, они бы и смогли бы победить свой гнев, вступить на путь Дхармы, ведь они же тоже получили нектар Учения из уст Будды. Но свершиться этому было не суждено. Сам Мара принял облик старшего среди них и показал свое магическое искусство – изверг огонь и воду, сверкнул молниями и подговорил оставшихся вызвать Будду на магическое состязание, победить его и вернуть себе веру людей и уважение правителей. 

Шестеро обманутых Марой учителей пришли к царю Бимбисара и попросили его снова пригласить Будду, которому они хотят бросить вызов. Вступивший на путь Дхармы царь пытался их отговорить, но учителя настояли. Царь обратился к Будде, и тот ответил: "Я знаю время состязания, пусть подготовят площадку". Был назначен новый диспут. 

Царские слуги подготовили все для состязания, и в указанный день туда пришло очень много людей. Но Будда отказался от диспута, сказав, что время еще не пришло. Со своими учениками он отправился в Вайшали.

Шестеро учителей, обрадованных тем, что Будда не пришел на состязание, возгордились и отправились вслед за ним, требуя нового состязания. Жители Вайшали также приготовили место для диспута, и туда пришло еще больше людей, чем в Раджагрихе. 

А Будда со своими учениками проповедовал уже в другом городе – Каушамби. От этого еще больше те учителя возгордились собой. Но все же последовали за Буддой и в Каушамби, по-прежнему желая с ним состязаться. Вместе с ними отправились и жители Вайшали, и жители Раджагрихи. Так продолжалось несколько дней. И все большую уверенность обретали те шесть учителей, и все большее количество людей шло за ними, чтобы увидеть эти диспуты своими глазами. 

И вот, наконец, в городе Шравасти состязание началось… Это был первый день первого лунного месяца. 

Хурал 2-го лунного дня посвящен памятованию о ПЕРВОМ ЧУДЕ. Весьма благоприятен для людей, рожденных в Год Собаки. 

Царь Шравасти подготовил место для состязания, жертвенные предметы, угощение и поднес Будде как своему Учителю, в знак глубокого уважения. Учитель взял деревянную палочку для чистки зубов и воткнул ее в землю. Когда он это сделал, палочка начала расти, и в короткое время превратилась в огромное дерево. В мгновение ока на нем распустились цветы и появились плоды, каждое размером с кувшин. Затем, все увидели, что все части дерева – корни, ствол, ветви и листья состоят из семи драгоценностей, которые сияют столь ярко, что затмевают свет солнца и луны. Отведавшие плодов этого дерева или только обонявшие их запах стали сытыми и счастливыми. Будда проповедовал всем собравшимся Учение, и многие из присутствовавших обрели благие плоды и участь рождения на небесах. 

Хурал 3-го лунного дня посвящен памятованию о ВТОРОМ ЧУДЕ. Весьма благоприятен для людей, рожденных в Год СВИНЬИ. 

Утраяна. ВТОРОЕ ЧУДО. Будда сотворил две высокие горы, состоявшие из драгоценностей и сияющие пятью цветами. На одной из этих гор росли плоды чудесного вкуса, предназначенные для людей, а на другой - мягкая и вкусная трава, которой насладились родившиеся в мире животных. После совершения этого чуда, Будда проповедовал собравшимся Учение. 

Хурал 4-го лунного дня посвящен памятованию о ТРЕТЬЕМ ЧУДЕ. Весьма благоприятен для людей, рожденных в Год МЫШИ. 

Шунчита. ТРЕТЬЕ ЧУДО. Однажды после угощения, Будда прополоскал рот и выплюнул воду. Эта вода немедленно превратилась в прекрасное озеро, воды которого обладали восемью чудесными свойствами. На поверхности озера распустились огромные благоуханные лотосы пяти цветов. После совершения этого чуда Будда проповедовал собравшимся различные аспекты Учения. 

Хурал 5-го лунного дня посвящен памятованию о ЧЕТВЕРТОМ ЧУДЕ. Весьма благоприятен для людей, рожденных в Год БЫКА. 

Индравама. ЧЕТВЕРТОЕ ЧУДО. Будда сотворил на каждой стороне озера восемь каналов, по которым вода вытекала и снова втекала в озеро. Журчание воды обрело звуки человеческого голоса и воды озера проповедовали собравшимся детали Учения – о пяти способностях и пяти силах, о этапах духовного пробуждения, о восьмеричном пути, о шести парамитах, о великом сострадании и великой доброте. Бесчисленное количество людей, услышав эти слова, обрели блага, встали на путь бодхисаттвы и пошли путем благих деяний. 

Хурал 6-го лунного дня посвящен памятованию о ПЯТОМ ЧУДЕ. Весьма благоприятен для людей, рожденных в Год ТИГРА. 

Брамадана. ПЯТОЕ ЧУДО. Будда улыбнулся и испустил из своих уст видимый луч золотистого цвета, который озарил этот мир и еще тысячу миров. Все живые существа, которых коснулся этот луч, избавились от трех ядов, пяти омрачений и обрели телесное и душевное спокойствие. Все, кто был вокруг, породили в себе мысли о духовном пробуждении и обрели многие блага. 

Хурал 7-го лунного дня посвящен памятованию о ШЕСТОМ ЧУДЕ. Весьма благоприятен для людей, рожденных в Год ЗАЙЦА. 

Личави. ШЕСТОЕ ЧУДО. Будда сделал так, что мысли всех присутствующих – как добрые, так и дурные, стали ясны всем вокруг. Люди восславили чудесные способности Будды, а многие из них проникли в самую суть Учения.

Хурал 9-го лунного дня посвящен памятованию о СЕДЬМОМ ЧУДЕ. Весьма благоприятен для людей, рожденных в Год ДРАКОНА.

Род Шакьи. СЕДЬМОЕ ЧУДО. Будда сделал так, что каждый из присутствовавших осознал себя чакравартином – благородным правителем мира, обладающим семью драгоценностями и всеми благами этого мира. Люди внимали учению Будды, чувствуя себя царями всего земного, которым уже нечего желать, и проникли в суть Дхармы.

Хурал 10-го лунного дня посвящен памятованию о ВОСЬМОМ ЧУДЕ. Весьма благоприятен для людей, рожденных в Год ЗМЕИ. 

Небожители Индра и Брахма. ВОСЬМОЕ ЧУДО. Восседая на львином троне, Будда надавил на одну из сторон этого трона и оттуда вышли пять ракшасов, которые немедленно бросились на шестерых учителей, обманутых Марой и желавших соперничать с Буддой. Также пришел Ваджрапани, ваджра которого извергала пламя, и он вознес ее над головами этих учителей. Охваченные страхом, они бежали и бросились в реку. Девяносто тысяч человек из окружения бежавших учителей немедленно прибегли к защите Будды и попросили его о приеме в монашескую общину. Придите во благе! – ответил им Будда и на их головах и лицах исчезли волосы. Они стали монахами, а Будда преподал им учение Дхармы. Затем Будда испустил из своего тела 80 тысяч лучей, на кончике каждого из которых раскрылся лотос, в котором был один из будд, проповедовавших Дхарму. Увидев это, множество людей еще сильнее укрепились в своей вере.

Хурал 11-го лунного дня посвящен памятованию о ДЕВЯТОМ ЧУДЕ. Весьма благоприятен для людей, рожденных в Год ЛОШАДИ.

Цанби Жалбо. ДЕВЯТОЕ ЧУДО. Будда сделал свое тело столь огромным, что мог проповедовать путь Учения не только в этом мире, но и в мирах богов. В этот день не только обитатели земного мира, но и обитатели высших миров породили в себе стремление к духовному пробуждению.

Хурал 12-го лунного дня посвящен памятованию о ДЕСЯТОМ ЧУДЕ. Весьма благоприятен для людей, рожденных в Год ОВЦЫ. 

Махаранза. ДЕСЯТОЕ ЧУДО. Будда сделал так, что в странах тех царей, которые прибыли в Шравасти, возникли его нирманические тела, которые испускали лучи ясного света и проповедовали Учение всем людям этих стран. Количество принявших Учение в этот день было неисчислимым.

Хурал 13-го лунного дня посвящен памятованию об ОДИННАДЦАТОМ ЧУДЕ. Весьма благоприятен для людей, рожденных в Год ОБЕЗЬЯНЫ. 

Мирянин Чинда. ОДИННАДЦАТОЕ ЧУДО. Будучи в гостях у одного из жителей Шравасти, Будда погрузился в медитацию и сделал свое тело невидимым. Вместо телесного облика возник сильный луч света, который еще раз раскрыл Учение. Новое множество людей, увидя это, породило в себе стремление к просветлению.

Хурал 14-го лунного дня посвящен памятованию о ДВЕНАДЦАТОМ ЧУДЕ. Весьма благоприятен для людей, рожденных в Год КУРИЦЫ. 

Мирянин Гонмэд Сайжин. ДВЕНАДЦАТОЕ ЧУДО. Будучи в гостях у другого жителя, Будда множество золотых лучей, которые наполнили пространство тысячи миров. Все живые существа, которых коснулись эти лучи, избавились от помыслов, связанных с тремя ядами и породили в себе мысли о сострадании. Каждый, кто коснулся этого света, увидел друг в друге отца, мать, детей и близких людей. 

Хурал 15-го лунного дня посвящен памятованию о ТРИНАДЦАТОМ ЧУДЕ. 

Царь Шунчита. ТРИНАДЦАТОЕ ЧУДО. Сидя на львином троне, Будда испустил из своего тела два луча, на концах которых распустились два лотоса. В каждом лотосе находились нирманакайя-тела Будды, которые также испустили по два луча, на концах которых распустились лотосы с восседающими буддами. Так продолжалось до тех пор, пока не заполнились все сферы всех миров. Учение было донесено до всех живых существ и множество из них породило мысли о высшем просветлении и обрело духовные плоды.

Хурал 16-го лунного дня посвящен памятованию о ЧЕТЫРНАДЦАТОМ ЧУДЕ. 

Царь Утраяны. ЧЕТЫРНАДЦАТОЕ ЧУДО. Один из царей пригласил Будду и рассыпал перед Учителем множество цветов. Будда превратил все эти цветы в тысячу двести пятьдесят сверкающих колесниц, которые озарили своим светом всю вселенную трех тысяч великих миров. После этого, Будда продолжил проповедовать свое Учение.

Хурал 17-го лунного дня посвящен памятованию о ПЯТНАДЦАТОМ ЧУДЕ. 

Царь Бимбисара. ПЯТНАДЦАТОЕ ЧУДО. Будда и его ученики были приглашены царем Бимбисара. Будда принял приглашение, но сказал, что в этот раз приготовить следует лишь посуду для угощений, яства же готовить не следует. Когда наступило время еды, посуда всех присутствовавших сама наполнилась удивительными яствами, насытившись которыми все обрели телесный и душевный покой.

После того, как все насытились, Будда ударил своей рукой по земле и все присутствовавшие неожиданно увидели страдания всех живых существ, которые находятся во всех восемнадцати адах и вопрошают – за что, за какие грехи приходится терпеть нам эти муки?

Все присутствовавшие при этом были испуганы увиденным, а Будда снова преподал им Учение о четырех Благородных Истинах, о причине и следствии и о Дхарме. Неисчислимое количество людей вступило в этот день на путь Дхармы. Также и обитатели адов, породившие в себе правильные устремления и обретшие плоды Учения Будды, возродились затем в лучших мирах.

Пресс-служба Сангхи России

Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии