Понедельник, 15 ноября 2021 12:52

Бурятия создаёт генофонд аборигенного КРС



В Бурятии появится самый сильный генофонд аборигенного КРС за всю историю постсоветского периода развития животноводства в Забайкалье при поддержке Буддийской традиционной Сангхи России. 

Именно таким решением завершилось прошедшее 13 ноября 2021 г. первое отчетное собрание животноводов восьми районов Республики Бурятия, год назад ставших первыми, кто не побоялся ступить на этот трудный и полный непредсказуемости путь возрождения аборигенного КРС и откликнулся на призыв Пандито Хамбо Ламы Дамбы Аюшеева взять на себя ответственность помочь своим семьям и своим землякам жить на родной земле в полном достатке и в благополучии, войдя в новую благотворительную социально значимую программу Сангхи России «Буряад ухэр», поддержанную на самом главном этапе реализации правительством Российской Федерации в размере семидесяти миллионов рублей. 

Каждый участник программы, а также ответственные лица (главы ряда районов, сельских поселений, ветеринарной службы) поделились своими наблюдениями за поведением аборигенного скота в разных климатических условиях и ландшафтов Бурятии, в которые они были помещены год назад, после определенного времени, прошедшего после их переселения из Монголии (97 голов) и содержания в Кяхтинском районе – местности, наиболее близкой по своим характеристикам к климату Монголии.

За все прошедшее время, до лета-осени 2020 г., это первое стадо аборигенного КРС дало свое хорошее потомство, и поголовье скота увеличилось до 350 единиц. И у каждого животного взята кровь на анализ, на основе которого создан его чип.  Но прежде чем начать самый ответственный момент, как рассказал всем присутствующим Хамбо Лама, он отправил на свою родину, в родное село Шаргальжин Красночикойского района Забайкальского края, пару голов из тех 97 коров и быков, чтобы сначала самому удостовериться в силе и выносливости бурятской породы КРС в самых жестких условиях выживания без обеспечения традиционных условий содержания популярных мясо-молочных пород КРС, разводимых в Бурятии с момента уничтожения в республике в советский период собственной исконной бурятской породы, существовавшей до этого веками и кормившей наших предков поколение за поколением, воспетой в легендах и сказаниях, своим молоком и молочными продуктами создавшей совершенную для кочевников национальную кухню, национальные традиции, которые живут и поныне . 

Ход истории безжалостно отсек бурятский народ от его исконной чистой пищи, столетиями дававшей ему всю силу солнца, трав, воды и соков родной земли, лишив его главной кормилицы - коровы, заменив ее идеальное молоко и мясо на молоко и мясо других пород, выведенных в коммерческих целях, а вместе с ними и подменив исконные традиционные ценности на другие ценности. И потому так дорог нам сейчас этот опыт наших первых животноводов, взявшихся за этот важный и по-настоящему исторический труд возвращения к бурятскому народу его аборигенного КРС. Пусть мяса и молока дают они меньше, чем ныне известные породы - коммерческого направления, связанные еще и с индустрией производства кормов и прочих производств, обеспечивающих их весьма и весьма дорогостоящее содержание, особенно в холодное время года, но наш аборигенный КРС показал и доказал свою экономическую выгоду, доказавают фермеры, что выгоднее , так же по содержанию в пределах одного личного подворья.

Им не нужны теплые стайки, загоны и хотоны – наши коровы и быки прекрасно выдерживают самые низкие температуры зимой и самые высокие температуры летом. И не болеют различными известными болезнями КРС - опыт содержания в Еравнинском районе, недалеко от труднодоступной местности Турхул нынче это доказал. Так же, как и доказали свои преимущества эти выносливейшие коровы, телята и быки во всех районах Бурятии, куда они были переселены – это Заиграевский, Еравнинский, Баунтовский, Курумканский, Баргузинский, Окинский, Тункинский, Джидинский районы. 

И ведь известно, что мясо и молоко животных, пасущихся вольно на пастбищах, не содержат на тонком уровне, на химическом уровне, вредных для организма человека веществ, потому что пища их изначально чиста, она природная, натуральная. А земля Бурятии полностью предназначена для счастливой жизни ее людей (вспомним строчки из прекрасной песни: "Буряад орон - бултанай жаргаха нютаг юм даа!"), мы должны знать это и помнить всегда, любить и почитать ее. 

И здесь уместно вспомнить слова о том, что «мы - есть то, что мы едим». А что мы сегодня употребляем в пищу? В большинстве своем - это коммерческие продукты, где больше вреда, чем пользы, созданные ради обогащения промышленников, завлекающих нас и наших детей через изощренные аудио- и видеометодики НЛП своей продукцией, заставляя делать выбор в их пользу. И в результате мы видим (говорим обобщенно) ужасающий рост количества людей со слабым иммунитетом, рождения детей с массой наследственных болезней,  наблюдаем и рост приобретенных заболеваний в дошкольном или школьном возрасте. 

И удивителен тот факт, насколько в наши времена до сей поры живучи стереотипы СССР - ложные представления о непрестижности огромного, тяжелого труда чабанов, скотников, скотоводов - даже трудно написать эти слова, полные невежественного лицемерия и высокомерия. И Хамбо Лама подчеркнул, что именно наши чабаны, скотоводы сегодня на селе, ставшие участниками программы Сангхи России «Социальная отара» – самые крепкие хозяйственники, и у них самые богатые семьи! 

Приводя примеры успешной жизни сельских молодых семей, счастливо улыбаясь, сказал: «Как я не могу радоваться за этого парня, 1991 года рождения, из Селенгинского района, работящего и трудящегося на благо своей семьи? И я очень рад видеть, как наш проект «Социальная отара», как бы ни критиковали его поначалу все, кому не лень, сегодня дает свои надежные и самые лучшие плоды! И так будет со всеми, кто не побоится этой непростой, тяжелой работы на селе, будет работать во благо своих семей, будет иметь желание помогать своим землякам, не лениться от такой неожиданной ответственности за процветание других! В том числе и по новой программе «Буряад ухэр». Если кто-то даст слабину, всех коров, быков и телят мы заберем и отдадим в другие семьи! Мне лично от вас и ваших коров ничего не надо! Я хочу, чтоб буряты жили богато, в достатке, в здоровье, чтоб жили уверенно и чувствовали себя сильными, и чтоб так было во все последующие времена и через 200 лет - поколение за поколением! И пока я могу помогать своему народу, я буду это делать! И, кстати, не всегда есть польза в том, что многие наши земляки, дав высшее образование своим детям, отправляют их в другие города и страны работать в гуманитарных профессиях. Есть ли счастье на чужбине? Сейчас само время заставляет думать по-другому. Так что думайте!» 

Хамбо Лама подробно расспрашивал животноводов о каждом моменте жизни в течении дня их новых подопечных, об их привычках, предпочтениях в поведении, о физической силе быков и потенциале их производительной силы, и о многом, многом другом, о чем уже сейчас нам нужно создавать специальную летопись. Удивительно, самое первое, что отмечали все фермеры – это ум и разумность данных животных: «Ухаатай!» И еще одно особое качество: «Сухалтай! Ууртай! Заримдаа дан ууртай!» И вот здесь подумалось – а ведь эти качества сильного духа, крепости слова и дела в прежние века были присущи нашим предкам. Не потому ли, что они пили молоко этих сильных и выносливых коров?..

Это трудная, долгая и восхитительная историческая встреча длилась пять часов – с 10.00 до 15.00 ч. Заражая нас своей мощной энергией, заряжая своим вдохновением и строгостью, жесткостью и требовательностью во всем, верой в народ и устремленностью к лучшему, Хамбо Лама и его верная команда единомышленников на наших глазах вершат все новые и новые страницы истории родной земли.

И потому продолжение следует. Сегодня мы не рассказали и малости того бесценного, что заключает в себе социальный проект БТСР «Буряад ухэр», следующие публикации и видеоматериалы о прошедшем событии будут опубликованы позже.

Инна Шагнаева,

пресс-служба Сангхи России

Авторизуйтесь, чтобы комментировать