Философский факультет



Философский факультет при Буддийском Университете "Даши Чойнхорлин" им. Д.Д. Заяева был открыт в 1991 году. На факультете обучается 150 студентов. В программу обучения входят следующие предметы: Дуйра (логика), Дагриг (учение о логическом признаке и его свойствах), Лориг (учение о сознании и его составляющих), Парчин (учение о пустоте), Чойра (философский диспут), грамматика тибетского языка и разговорный тибетский, Ламрим (изучение труда Богдо Цзонкавы), старомонгольская письменность, Согчен (заучивание буддийских текстов) и английский язык.

Философский факультет является основой всей системы университетского образования: именно здесь числится наибольшее количество студентов. Следуя традиционной схеме обучения школы Гелуг, послушники последовательно проходят изучение различных дисциплин: начиная от элементарной буддийской логики(Дуйра), теории верного познания(Дагриг), учения о природе ума(Лориг) и заканчивая сложными философскими воззрениями(Парчин), раскрывающими глубинную суть учения Будды.

Неотъемлемой частью обучения на философском факультете является изучение канонических текстов, тибетского языка, санскрита и старомонгольской письменности. Ламы-преподаватели философского факультета регулярно читают лекции, давая комментарии на основные буддийские сутры, консультируют интересующихся студентов по всевозможным аспектам учебной и практической деятельности.

Одним из основных методов теоретического и практического обучения на философском факультете является философский диспут, во время которого будущие ламы оттачивают мастерство аргументированного спора с оппонентом, что, в конечном итоге, способствует формированию осознанного мышления, ориентирующегося, прежде всего, на рациональное постижение феноменов окружающего и внутреннего мира. Подобные навыки являются необходимой базой для практик медитации и интеллектуального анализа любой жизненной ситуации.

Параллельно с изучением основных философских дисциплин, студенты Философского факультета посещают занятия по истории Буддизма, основам астрологии и, конечно же, ритуальной деятельности.

О БУДДИЙСКОЙ  ФИЛОСОФИИ

Будда никогда не систематизировал и не записывал свое учение. Это сделали его ученики примерно через 400 лет после смерти Учителя, которая произошла в 543 году до н. э. В наиболее чистой форме буддийское учение содержится в Палийском каноне, получившем название «Типитака», или «Три корзины», которым он обязан, возможно, тому, что поучения по мере их написания и в соответствии с тематикой помещались в три различные корзины.«Типитака» разделяется на: 
  1.  «Сутта-питаку» («Книгу поучений»)
  2.  «Виная-питаку» («Книгу нравственных предписаний»)
  3.  «Абхидхамма-питаку» («Книгу психологии и философии»)

В свою очередь каждая из этих частей разделяется на другие части. Книга, которая нас интересует, «Дхаммапада», является частью «Сутта-питаки» и состоит из 423 сутр, разбитых на 26 вагг (маленьких глав).

Составление подобных моральных предписаний было любимым делом монахов в сезон дождей. Не имея возможности действовать во внешнем мире, они устремляли взор в свое собственное бытие, чтобы посвятить себя построению возвышенной морали.

Что можем мы извлечь из этих древних учений, записанных на пальмовых листьях, столько раз искалеченных, столько раз искаженных, столько раз переведенных?

Ответ очень прост: мы можем извлечь ту суть, которая осталась неизменной несмотря на происшедшие внешние перемены, так же как и мы по сути остаемся самими собой несмотря на то, что наше тело меняется.

Великие Учителя сумели зажечь факел, чтобы осветить трудный Путь совершенствования, по которому должен идти человек. Давайте же успокоим наш ум и глазами Души попробуем увидеть Огонь, который светит любому, кто избирает этот Путь. Вспомним, что Будда, Великий Пробужденный, Просветленный, заслуживший вечный покой и славу Нирваны, отказался от своей награды, чтобы и дальше поддерживать в светильнике Огонь, который направляет человечество.

Согласно легенде, подобное самоотречение глубоко потрясло саму Природу, не способную перенести величие этого поступка. Попробуем же хоть на мгновение стать хотя бы эхом этого подвига и позволить истине проникнуть в нашу душу, подобно тому как дождь питает иссушенную землю.

И так поколение за поколением это сокровище палийской литературы позволяет детям Азии, а также все большему и большему числу людей Запада внимать словам Будды, словам, несущим мир, внутреннюю радость и вдохновляющим следовать по долгому Пути, ведущему к Освобождению.