Новости Сангхи
Вторник, 07 января 2020 04:05

Почему в Сангхе проводятся спортивные соревнования, посвящённые Пандито Хамбо Ламам прошлого

Меня часто спрашивают, почему в Сангхе проводятся спортивные соревнования, посвящённые тому или иному Пандито Хамбо Ламе прошлого.

Во-первых, каждый из руководителей буддийской Сангхи прошлого внёс свой вклад в развитие буддизма на территории этнической Бурятии, и не только.

Во-вторых, мне кажется, это по-буддийски и по-человечески вообще верно, когда самые сильные, самые ловкие и самые смелые молодые люди соревнуются в своих дисциплинах, прославляя великих руководителей прошлого. Тем более, что Буддийская традиционная Сангха России поддерживает национальные виды спорта, по которым и проходят соревнования. Стоит отметить, что перед началом спортивного турнира ламы всегда проводят хурал, отдавая дань памяти одному из великих лам прошлого.

Я, переехав в Бурятию и часто бывая на этих событиях, вижу, как спортсмены-мужчины на своём примере учат молодых спортсменов почитанию национальных традиций, водят их по гороо, если на территории того или другого дацана есть ступы или другие места поклонения, обязательно поднимаются туда, а у алтаря поклоняются Будде, божествам и хранителям дацана, прося у них защиты. Ведь какой бы ты сильный и могучий не был, без такой помощи на соревнованиях в дацане не обойтись. В этом для меня всегда служат примером самый титулованный спортсмен по национальной борьбе бүхэ барилдаан, главный тренер сборной Бурятии по вольной борьбе Цыбик Максаров, самый возрастной из действующих и успешно выступающих спортсменов Батор Цыренов, заслуженный мастер спорта, чемпион мира по самбо Баир Омоктуев, все они - чемпионы Праздника Хамбо Ламы Этигэлова.

27 декабря в Кяхте прошёл 12-й турнир, посвящённый Второму Пандито Хамбо Ламе Содномпилу Хэтырхееву. Поэтому сегодня я хочу рассказать больше об этом Хамбо Ламе, используя публикацию, написанную ректором Буддийского университета, геше габжу Дымбрылом Дашибалдановым.

II Пандито Хамбо лама Содномпил Хэ­тырхеев был внучатым племянником своего великого предшественника на посту главы буддистов Российской империи Дамба Даржа Заяева, который и был его учителем. Хэтырхеев получил многие учения и посвящения в тантры Херуки, Яман­таки и Хаягривы и знал наизусть такие тексты, как «Произнесение имён Манджушри». Одаренный необычайной памятью, он без труда запоминал даже самые сложные тексты. Дамба Даржа Заяев понимал, что после его ухода в Сангхе может начаться смута и упадок. И ему было важно найти и воспитать достойного преемника, способного удержать Учение Будды на должном уровне. Таким человеком и был Содномпил Хэтырхеев.

Сначала Дамба Даржа Заяев дал пле­мяннику сокровенные знания в Сутре и Тантре. Усердие Хэтырхеева в духовных занятиях было неистощимым. Помимо изучения философии, он интенсивно занимался йогой и медитацией, освоил все труды Будды Майтрейи и тексты по Праджняпарамите. Добившись высокого мастерства в искусстве философских диспутов, он прославился своей эрудицией.

Затем на личном примере Заяев научил его разбираться во всех тонкостях монастырской жизни, в первую очередь в устройстве дацана согласно правилам Винаи (свод монашеских правил). Именно поэтому перед назначением на пост Хамбо ламы его должность была - соржо лама – ответственный за правильное проведение хуралов. Содномпил Хэтырхеев значительно усилил соблюдение монашеской дисциплины, нарушения которой имели место в некоторых дацанах - неверные толкования Дхармы, не­правильное исполнение ритуалов.

Также Дамба Даржа Заяев активно привлекал его к организационной работе в Сангхе. Так, в 1767 г. Хэтырхеев вместе с Хамбо Ламой едет в Москву для участия в правительственной комиссии в составлении проекта по вероисповедным делам. Таким образом, к моменту своего ухода в нирвану в 1776 году Дамба Даржа Заяев имел надежного преемника в лице своего племянника.

Придя к управлению бурятской Санг­хой, II Пандито Хамбо лама Содномпил Хэтырхеев продолжает политику дальнейшего роста и развития дацанов. В 1780 году Иркутский губернатор Кличка предложил Хамбо Ламе привести число лам в комплектное положение, а излишних, исключив из духовного сословия, обратить в ясак, впредь же вакансии замещать с утверждения местного судебного учреждения. Но благодаря решительному возражению Хамбо Ламы Хэтырхеева, что «по их вере и закону лучше умереть тому ламе, нежели живому потерять свое звание», распоряжение было отменено и заменено новым. Чтобы не вызвать волнения у бурят, власти разрешили сверхштатным священнослужителям по-прежнему именоваться ламами и в случае наличия вакансий занимать их. А в 1782 году было вынесено решение воеводы Владимира Бутекова, управляющего Верхнеудинской провинциальной канцелярией, утвердить для Нерчинского ведомства 150 лам.

Благодарные потомки возносят теперь молитвы Бандида Хамбо Ламе Хэтырхееву за то, что он отстоял бурятское духовенство от постепенного уничтожения! Что случилось бы, если приказ губернатора Клички был исполнен? Но благодаря Хамбо Ламе Хэтырхееву становление и формирование буддийской церкви в России успешно продолжилось.

Указом Иркутского губернского правительства от 24 марта 1774 года за № 850 Содномпил Хэтырхеев был утвержден в звании депутата. В этом качестве он активно участвует в общественных и политических делах губернии, за что был удостоен золотой медали от императора.

Пандито Хамбо Лама Содномпил Хэтырхеев придавал исключительное значение созданию бурятских казачьих войск. Закрытие границ с Цинской империей было одной из приоритетных государственных задач того времени. Никто кроме бурят – природных наездников и воинов не мог нести лучше пограничную службу. Хамбо Лама сам непосредственно участвовал в создании казачьих частей и, что очень важно, благословлял бурятских казаков на несение государевой службы. Он вел переговоры с селенгинским комендантом генерал-майором Якоби о создании специальных войск для охраны границы.

По его инициативе к войскам было прикреплено 142 штатных ламы, а селенгинские шестнадцать родов выставили 2400 человек со всем снаряжением и выборными командирами. Было сформировано 4 полка по 600 человек. На них была возложена охрана границы до слияния Шилки и Архидея на востоке. В дальнейшем вся история бурятского казачества показала прозорливость Содномпила Хэтырхеева. Вплоть до 1917 года наши казаки верно служили царю, Отечеству и Будде.

Алла Намсараева

Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии