Пятница, 17 декабря 2010 12:32

Жизнь в двойной тюрьме

Жить в сансаре, что в тюрьме. А каково тем, кто из-за совершённых преступлений, сидит в сансарной тюрьме? Естественно, несладко…

На этой неделе ваш покорный слуга вместе с Ламами буддийского дацана «Хамбын Сумэ» (Верхняя Берёзовка, Улан-Удэ) посетил исправительную колонию, расположенную в микрорайоне столицы Бурятии – Южлаге.

Высоченный забор, сторожевые вышки, дрессированные овчарки, колючка, решётки, решётки, решётки, которым несчесть числа, казённые казармы, люди в робах с бэйджиками на груди, охрана – вот, собственно, и всё, что мы встретили на своём пути по дороге в буддийский уголок, расположенной в бывшей ленинской комнате. Одним словом, стандартный набор пенитенциарного учреждения.

Заключённые, пришедшие для встречи с буддийскими священнослужителями, в подавляющем своём были из бурят. Их было немного – человек пятнадцать. С натруженными руками, мотающие уже который срок за колючей проволокой – в Южлаге сидят только рецидивисты – эти люди, с искалеченной судьбой, повидавшие на своём веку всякое, не понаслышке ощутившие на собственной шкуре страдания, сложив ладони сидели в буддийской комнате, моля божеств каждый о своём.

Ламы, ведомые ширээтэ Ламой дацана «Хамбын Сумэ» Баиром Аюшеевым, читали очистительные молитвы – «Шернин», «Сагаан Шухэртэ» и другие – довольно продолжительное время. Священнослужители привезли с собой конфеты, печенье, молоко, чай и другие продукты, для того, чтобы зэки могли поднести божествам «сэржэм» и принять «даллага» и вместе с тем, упрочить свою связь с абсолютом.

Затем состоялась беседа с заключенными. Ширээтэ Лама рассказывал зэкам о проведённых ритуалах, об их смысле, затем повёл беседу с ними, рассказал о новостях с воли. Зэки живо интересовались обо всём, правда, мало спрашивали о сути Учения. И даже когда Гэсхы Лама Баир Раднаев начал довольно пространно рассказывать об Учении, то было видно, к сожалению, что невольники не до конца понимают рассказчика. Проблема, скорее, заключалась в малой информированности и слабой подготовке слушателей, а также навалившимися тяжёлыми думами вследствие проведённого хурала. Подавленность, осторожность чувствовалась во всём и виной тому явилось не присутствие в буддийском уголке сотрудника колонии, а сами привычки местных обитателей.

Я разговорился с ответственным по буддийской комнате Доржо Намжиловым. Оказалось, что он в отличие от остальных заключённых был явно подкован в Учении – он в своё время семь лет провёл в дацане, начав свою учёбу в Ацагатском дацане.

«Я прихожу сюда каждый день. Обязательно готовлю с утра тахил (подношение божествам), провожу уборку, делаю практику, вечером убираю тахил. Иногда в силу знаний провожу некоторые обряды», - говорит Доржо.

Он рассказал также о том, что летом силами заключённых буддистов и руководства ИК был проведён Сурхарбан, в ходе которого были организованы игры по волейболу, футболу и бухэ барилдаану. Этой зимой на общем совете было принято решение провести и спортивные игры, посвящённые Белому месяцу – Сагаалгану.

Доржо в беседе со мной признался, что его товарищи по несчастью проявляют интерес к Учению Будды и вера с каждым днём у них всё крепнет.

Авторизуйтесь, чтобы комментировать