Сакральные места

Сакральные места

Местность Хонин нуга

Буддийский комплекс в местности Хонин нуга (справа от федеральной трассы Улан-Удэ – Кяхта, не доезжая 3-х км с. Поворот), посвященный памяти четырем Пандито Хамбо ламам России: Лубсан Жимба Ахалдаеву (1780 - 1797), Данзан Дымчик Ешижамсуеву (1797 - 1809), Данзан Гаван Ешижамсуеву (1809 - 1839), Данзан Чойван Доржо Ешижамсуеву (1839 - 1860). 

Каждый год, начиная с 2007-го, жители села Енхор возводили субурган. Оказывали помощь в строительстве верующие со всего Селенгинского района.
Стоит напомнить читаталю о них:
Субурган III Пандито Хамбо ламы Лубсан Жибма Ахалдаева (1780-1797), основателя Тамчинского дацана, освящен 12 сентября 2007 года;
Субурган IV Пандито Хамбо ламы Данзан Дымчик Ешижамсуева (1797-1809), освящен 30 сентября 2008 года;
Субурган V Пандито Хамбо ламы Данзан Гаван Ешижамсуева (1809-1839), освящен 19 сентября 2009 года;
Субурган VI Пандито Хамбо ламы Данзан Чойван Доржо Ешижамсуева (1839-1860), освящен 9 сентября 2010 года.

Вернемся к событиям 2010 года: 9-ое сентября, местность Хонин нуга, буддийский комплекс. Значительное пространство занято машинами, людьми. Все заняты делом. Здесь составляется список прибывших борцов, правее собираются лучники, между ними готовят скакунов к предстоящим скачкам, под навесом множество женщин готовят еду - крутят буузы, делают различные салаты, в больших чугунных котлах варится чай. Основная масса людей находится выше по склону, где находятся четыре величественных субургана.

Молебен провел XXIV Пандито Хамбо лама Дамба Аюшев, настоятели дацанов Бурятии, Забайкальского края, Иркутской области (30 человек). Всего служителей с приглашенными ламами, хувараками было около 50-и.
Молебен продолжался около 3-х часов. Далее обед и «три игры мужей».
Удалось побеседовать с некоторыми участниками этого события. 

Ширетуй Тамчинского дацана Солбон лама: «Человеку возвращается историческая память, возвращается то, чем был славен этот род. Здесь живут в основном люди хатагинского рода. Помимо 4-х Хамбо лам был еще 5-й – выходец с этого места. Это цаннид Хамбо лама – в народе его звали Шарван. (Цаннид хамба – высшая философская ученая степень). Например Агван Доржиев имел ученую степень цаннид хамба. Это говорит о том, что земля не простая, а дарующая людям большие возможности и большие способности. Четыре года назад, когда начали возводить первый субурган, жители села Енхор объединились вокруг общей идеи. Для строительства субурганов Тамчинский дацан делегировал сюда Гончик ламу, корни которого с этих мест. Я думаю, что все это сказалось благотворно на село Енхор». 

Батуева Мария Цыденжаповна: «Родом из Енхора, отец Дамдинов Цыденжаб Лубсанович. В 18 лет вышла замуж в Читинскую область, уже 51 год живу в Харагуне.
Четыре сына, внуки. Каждый год приезжаем на освящении субурганов, вносим свою лепту в дело возрождения духовности. Я рада за своих земляков, которые объединились и построили субурганы».

Ринчинов Дамдин Борисович, председатель буддийской общины села Ацула: «Сам родом из Еравнинского района, жена из Селендумы, живем в Ацуле. Мы стараемся бывать на всех буддийских мероприятиях. Особенно здесь, где завершается строительство грандиозного буддийского комплекса. Каждое такое мероприятие имеет для Селенгинского района большое значение в деле возрождения духовной культуры».
На кухне трудились около 30 человек. Видел на кухне и женщин из Ацулы, которые активно помогали готовить пищу. 

Жительница села Енхор Аюрова Лариса Дабажаповна рассказывает: «Начали готовиться к празднику за несколько дней. Покупали продукты, собирали облепиху для изготовления морса, забивали скот. А в эту ночь практически не спали. Накормили досыта порядка 500 человек, бесплатно». 

Немного информации из буддийской литературы. Ступа (санскр Шоддэн, бур. Субурган, тиб. Чортен). Ступа символизирует Ум Будды.

В эзотерическом плане ступа символизирует пять стихий, на которые распадается тело человека после смерти. Квадратное основание символизирует твердость земли, т.е субстанцию Земли; сферическая часть в виде капли – субстанцию Воды; суживающая кверху часть, напоминающая язык пламени – Огонь; полумесяц в виде перевернутого небосвода – Воздух-Ветер; шар с заостренным навершием в виде поднимающего к небу языка пламени – Пространство. Помимо космогонических представлений ступа символизирует элементы вселенской мандалы, то есть чистую сферу местонахождения божеств.

В этой местности можно спокойно, в тишине, лицом к субурганам, созерцать, медитировать. 

Доржи Намсараев.
Фото автора.

НАЗАД

Местность Талын Харгана

Местность «Талын Харгана» находится слева от федеральной трассы «Улан-Удэ – Кяхта», не доезжая 7 км до Новоселенгинска.
Селенгинский район является историческим центром буддизма в России. Наш район - родина девяти Пандито Хамбо-лам. На территории района расположено множество выдающихся объектов - религиозных, природных, исторических, туристических, в том числе и Талын Харгана. По признанию Хамбо ламы Дамбы Аюшеева, Талын Харгана является одним из наиболее выдающихся сакральных мест для Российского буддизма. 

Местность Талын Харгана тесно связана с личностью I Пандито Хамбо ламы Дамба Даржа Заяева. Это место выбрал лама, чтобы уйти в нирвану. Согласно легенде это место охраняют духи семи лам. Эти семь лам отказались от физической жизни, но и отказались от перерождения, пожелав в виде духов охранять это священное место. 

В один из дней 1777 года в 20-ти вёрстах восточнее Тамчинского дацана, на Кяхтинском тракте остановился караван. Ничего необычного не было бы, если учесть, что по данной дороге частенько передвигались торговые люди, перевозя свои товары через Монголию в Китай и обратно, но сосредоточенность в глазах старших буддийских монахов, резко оборвавшийся говор и смех баньди, и множество чёток, убыстривших свой бег, нанизывая в пространство мантру Бодхисатвы Аволокитешвары «Ом мани пад ме хум», позволяла думать, что случилось нечто серьёзное. 

Это был буддийский караван, и следовал он в дацан «Балдан Брайбун», тогда центр буддизма, первый стационарный дацан в России, чей приход и ныне граничит с Монголией.
Ламы сопровождали верховного иерарха российского буддизма, первого Пандито Хамбо ламу Дамба Даржа Заяева.
Послышались звуки колокольчика и текст «Благословление уходящему». Первый Пандито Хамбо лама Д.Д. Заяев пожелал оставить здесь в местности Талын Харгана, что является приходом Ацайского дацана, своё тело. Это место, не доезжая семи километров до Новоселенгинска, стало объектом поклонения. 

Память народная имеет одно интересное свойство, не записанная, не напечатанная, напрямую связанная с человеком, из уст в уста, но не меняя сути, она может быть такой многообразной. Так и в данном случае. Она через века пронесла, что «...когда-то здесь ушёл в нирвану большой лама...». И может быть, в назидание потомкам, с некоторой укоризной, выходят на дорогу ламы, как фантомы, как тени, чтобы не было у народа «...когда-то..., какой-то..., почему-то...», чтобы не только знали, но и помнили. 

Человек внимательный и по особенному чуткий  соберёт воедино по крупицам все эти сведения и начнёт допытываться, что же здесь произошло, почему именно в этом месте, почему именно тогда.

23 мая 2007 года XXIV Пандито Хамбо лама Д. Аюшеев, вместе с ламами нескольких дацанов Бурятии прибыл в Талын Харгана, чтобы совершить ритуальные службы, вознести благодарность сабдакам и сахюусанам местности и понять - почему Д.Д. Заяев, будучи коренным образом связанным с Цонгольским дацаном «Балдан Браибун» пожелал уйти здесь. 

После трёхдневного действа, молебнов и медитации в этой строго красивой степи, было выяснено, что выбор Д.Д. Заяева обусловлен божествами Белая Тара и Зелёная Тара. Это место благословенно для практиков буддийского учения. Каждому проезжающему, проходящему, приходящему следует читать сердечные мантры Сагаан и Ногоон Дарь Эх.

Сагаан Дарь Эх: «Ом дари дудари дури мама аюм бушинда гуру сууха».
Ногоон Дарь Эх: «Ом дари дудари дури сууха». 

В 2008 году здесь в местности Талын Харгана был установлен Субурган — священная ступа 1-му Пандито Хамбо ламе Дамба Даржа Заяеву. В июле 2012 года при поддержке Президента Российской Федерации В.В.Путина началось возведение Дворца Белой Тары. Ее земным и милостивым воплощением традиционно буддийское духовенство всегда считало великих самодержцев Российской империи, начиная с императрицы Елизаветы Петровны, дочери Великого Петра, в 1741 году признавшей буддизм на территории государства существующим, даровавшей буддистам большие свободы для дальнейшего распространения «ламайской веры» по всему Забайкалью. 

Источники: Лобсан-Солбон ламахай, шэрээтэ Тамчинского дацана, газета «Селенга» от 12 сентября 2007 года. Г.Г.Чимитдоржин «Институт Пандито Хамбо Лам».
На фото Доржи Намсараева: освящение Субургана в местности «Талын Харгана».

НАЗАД

Лик богини Янжимы

Ежегодно 24 числа месяца дракона по лунному календарю в Баргузинском дацане в Бурятии проводится праздник проявления богини Янжимы. Янжима – богиня искусств, наук, ремесел, мудрости и благоденствия. Она ассоциируется с чистотой, невинностью и творением нового. Индийское имя богини Янжимы – Сарасвати.

В глубокой древности в Индии была почитаема река Сарасвати. Светлая река Сарасвати, изливавшаяся с горных вершин, долго дарила ясность чувствам и мыслям людей. И на её берегах многие находили прибежище для спокойных раздумий и вознесения молитв. Считается, что позже она вознеслась на небо, приняв облик вечно юной богини Сарасвати, и на небесах стала дарительницей знаний.

Для бурят Янжима – одна из самых почитаемых богинь, которая также считается богиней мудрости и покровительницей материнства, детей и студентов. Она дарует человеку всевозможные эстетические знания, красноречие, тонкий ум. Богине Янжиме поклоняются артисты и музыканты, поэты и художники. К ней обращаются бездетные женщины.

Считается, что божественная Янжима спустилась с небес в Баргузинскую долину, лежащую у подножия Баргузинских гор. В монгольских летописях XIII в. земля к востоку от Байкала между Баргузинским и Икатским хребтами называлась "Баргуджин Тукум" – Край света. По легенде, мать Чингисхана Оэлун была уроженкой Баргузинской долины, а сам монгольский правитель дал наставление тайно похоронить его здесь – на земле предков. Ламы считают, что богиня проявилась в местности Ярикто Баргузинского района не случайно. Недалеко находится священная гора Бархан Уула. По легенде, в районе Баргузинской долины, лежащей у подножия Баргузинских гор, жили две сестры. Одна из них, Янжима, обладала прекрасным голосом, пела и радовала людей. В семье, которую она навещала, рождалось много детей. Однажды сестры вознеслись в нирвану, где стали дакинями – небесными принцессами. И вот в начале третьего тысячелетия богиня Янжима спустилась на землю, чтобы помогать людям. В одном километре от села Ярикта Баргузинского района находится каменная скала, на которой в мае 2005 проявилось чудесным образом изображение танцующей богини высотой около метра.

По словам старожилов баргузинской долины, у скалы в начале XX в. медитировал настоятель первого Баргузинского дацана Содой лама, который обладал даром предвидения. А в 1930 е гг. здесь было захоронено имущество бывшего Баргузинского дацана.

Нерукотворный лик был обнаружен ламами традиционной буддийской Сангхи во главе с Пандито хамбо ламой Дамбой Аюшеевым, когда они пребывали в этой местности с целью обнаружения спрятанных в годы репрессий буддийских реликвий, а также определения места для строительства будущего дацана. Причиной поисков послужила найденная дровосеками четырьмя годами ранее в расщелине скалы ритуальная пирамидка с изображением 1000 Будд, которая указывала на особое значение этого места. Сама местность называется "Уулзатараа", что в переводе означает "До встречи" или "Встреча": здесь находятся две скалы, которые действительно как бы "встречаются" друг с другом. Говорят, именно в этом месте высший мир встречается с миром людей.

Когда ламы приступили к осмотру окрестностей и поискам реликвий, хамбо лама Аюшеев вошел в состояние глубокой медитации, чтобы "увидеть", где спрятаны реликвии. В этом состоянии он пребывал довольно долго и после прочтения мантры ясно увидел на скале в 20 метрах от себя посреди стволов деревьев лик божества. Он был очень четким и различался невооруженным взглядом.

На скальной глыбе тёмно серого цвета (примерно 3×6×2 метра) с восточной стороны видны яркие размывы природной охры и белил. Размывы в самом деле отдалённо напоминают образ танцующего человека. До этого момента никто на этой скале никакого изображения не замечал. С того времени лик богини Янжимы, обнаруженный на каменных глыбах близ села Ярикта Баргузинского района, стал предметом паломничества жителей Республики Бурятия. На священном месте побывала и группа лам Иволгинского дацана.

Прекрасный образ танцующей богини Янжимы привлекает всех, ему поклоняются, его почитают, как святыню, к нему обращаются с молитвами о покровительстве и защите, едут издалека, чтобы увидеть и поклониться божественной силе и красоте. Многие считают, что проявление образа богини – это знак особого благоволения неба к забайкальской земле.

В конце 2009 в Баргузинском районе рядом с местом проявления лика богини Янжимы началось возведение Цогчен дугана Баргузинского дацана или "Дворца богини Янжимы" – "Янжима бурханай ордон".

Место паломничества взято под опеку Буддийской традиционной Сангхой России.

НАЗАД

Дуган Пандо Намдолин

Буддийский дуган расположен в 2 километрах от улуса Ара-Алцагат, на склоне горы. 

Построен в .. году

НАЗАД

Гора Челсана

Священная гора Челсана находится на территории живописного Кижингинского края и по старинным приданиям является дворцом духа местности Буурал Баабая. На расположенном здесь Обоо при помощи священнослужителя в рамках определенного культового сообщества проводятся обряды, на которых  люди  обращаются к хозяину горы в поисках решения проблем в работе, здоровье и семейных делах. Но главной целью всех присутствующих на ритуале является процветание родного края. 

В течение нескольких десятков лет, а может и столетий  обрядами на Обоо руководили только шаманы. Говорят, что духи горы долгое время не хотели иметь дело с ламами, так как считали, что не пришло их время прозрения. Но в 1839 году лама из Монголии - Хорчид гэгэн  добился согласия перехода святыни Буурал баабай в буддизм.

С этой святыней связано много легенд и сказаний. По одной из них, Буурал Баабай спас кижингинского буддийского философа Эрдэни-Хайбзун Галшиева, который около двадцати лет обучался в Тибете и обладал гениальным талантом. Говорят, когда он читал во время хурала, от его необычного голоса дребезжали оконные стекла дацана, а наполненная в чашечках-сугсэ вода переливалась через края. Из-за его голоса не было слышно других всех вместе взятых лам и от него решили избавиться путём лживого обвинения. Существует несколько версий этого обвинения, но фактом остаётся то, что была назначена смертная казнь. Тогда Эрдэни-Хайбзун стал молиться, прося помощи у хранителя горы Челсан и в день его казни в Тибете верхом на коне появился Отог ноёон Буурал баабай, и спас ламу от гибели. Некоторые старожилы района до сих пор верят и утверждают то, что  от копыт коня на крыше дацана оставались следы.

В годы Великой Отечественной войны многие мужчины перед уходом на фронт приходили на гору и просили хозяина этих мест уберечь их от смерти. Вот что рассказывал один из ветеранов, который благодаря Буурал баабайю вернулся домой. В те страшные годы он постоянно обращался к духу горы капая чаем или водкой, и смерть действительно проходила мимо него и его товарищей, которые перед каждым боем просили его помолится.

Ещё один участник Отечественной войны рассказывал, что во время ожесточенного боя он услышал на бурятском языке: «Бод эндэhээ!» в переводе «Встань с этого места!». Он сразу же толкнул лежащего рядом товарища и побежал в другое укрытие. Как только они отбежали на том месте взорвался снаряд. Если бы они остались там же, то они точно бы погибли. А его товарищ после боя сказал, что в этот момент видел рядом с ним старика на коне в бурятском национальном дэгыле.

К этому священному месту нельзя подъезжать на машине, поскольку можно задеть невидимых нашему взору духов горы.
Перед началом обряда необходимо очистить местность от мусора. Запрещено употреблять алкоголь, нельзя брать оставленные на Обоо монетки, передвигать камни, что-нибудь ломать и т.д.
Если отнестись к перечисленным действиям равнодушно тем самым оскорбив духа местности, то могут произойти печальные последствия; человек может сильно заболеть или с ним может произойти несчастный случай, заблудиться или сойти с ума и т.д.
На проводящиеся ритуалы необходимо принести угощения из молочных и сладких продуктов. Во избежание захламления святого места пакеты из-под молока и бутылки уносят с собой.

НАЗАД

Гора Хараты

Гора Хара́ты — ботанический природный памятник. Сакральное место представляется модельным объектом для мониторинга состояния, изучения и разработки мер по сохранению экологической системы — горной травянисто-кустарниковой реликтовой рощи и ее элементов.

Гора Хараты - бывший действующий вулкан, в горных окрестностях и сейчас находят окаменелости вулканического происхождения. Памятник природы предрасположен для проведения учебно-просветительских занятий, полевых школьных практик и экскурсий. 

Происхождение топонима «Хараты» взаимосвязано с бурятской легендой о Чингисхане и его брате Харбаче. По ней, Харбач путешествовал в поисках красавицы. По дороге с богатырем происходили многие приключения, благодаря которым и появились названия у местностей в Забайкалье.

Когда Харбач держал путь на юг, он увидел филина и стал за ним гоняться. Потеряв его из вида, он взобрался на самую высокую в окрестностях сопку, чтобы оглядеться. На вершине Харбач спустился с коня и стал смотреть во все стороны. "Смотреть" по-бурятски будет "харатэй". От этого слова и произошло название горы Хараты, с вершины которой хорошо просматривается вся долина реки Селенги от села Усть-Кяхта до места ее слияния с рекой Джидой.

НАЗАД

Дуган «Хурдэ-Ганжур»

Молитвенные барабаны  содержат   плотно свернутые свитки с мантрами Ченрезига, Будды Безграничного сострадания.

Молитвенный барабан приносит умиротворение и покой в сердца людей,  дарит гармонию окружающему нас миру.

Совершая ритуальный круг (гороо), их принято крутить.  При этом можно загадывать желания.

Вид галереи изображений:
https://sangharussia.ru/sakralnye-mesta#sigProId44170c65b1

НАЗАД

Золотые субурганы Баян-Гола

Сомон Баян-Гол Хоринского района на въезде украшен изумительно красивым комплексом из ВОСЬМИ СУБАРГАНОВ. Несмотря на классическую архитектуру культовых сооружении, заметно, что ОНИ ОТЛИЧАЮТСЯ друг от друга. 

"В нашем течении буддизма существует именно 8 видов субарганов" - пояснил инициатор и главный движитель строительства священного комплекса Баир Намдыкович Долгоров.

Старожилы Баян-Голп уже начинали восстановление двух субарганов на вершинах гор ТАЙЖА УУЛА и БОЛТОГОР.

"И 19 лет назад уважаемый человек нашего села Ринчин - Доржо Бадмаевич Маланов ЗАВЕЩАЛ ВСЕМ НАМ возродить разрушенные субарганы и сам же участвовал в воссоздании ступ"

С самого начала благое дело освятил достопочтенный Еши - Лодой Ринпоче багша. 

Первый субарган восстановили в местности Наран - Булаг (Солнечный родник). Следующим возродили одиночную ступу, стоящую южнее озера. Комплекс строили буквально всем Баян-Голом. 

"Ринчин - Доржо Бадмаевич был прав - возрождение и строительство субарганов дало новую силу нам и нашему тоонто"

Огороженный комплекс с дорожками из плит очень сильно располагает к созерцанию. И вызывает уважение. УВАЖЕНИЕ к себе, другим; к родине, взрастившей орлов и.... 

КРАСОТЕ, КОТОРАЯ ОБЯЗАТЕЛЬНО СПАСЁТ МИР.

Владимир Ширапов 

НАЗАД

Ступа Джарун Хашор

В 1919 г. возле речки Кижинги была завершена постройка и произошло освящение ступы Джарун-Хашор. А в темном 1937 году Великую ступу взорвали и разрушили без остатка вместе со всем Кижингинским дацаном.

26 сентября 1990 г. досточтимый непальский дуглах Римпоче произвел освящение места, где Великая ступа должна была быть восстановлена. Буддисты всем миром, при помощи общественности и материальной поддержке руководства Республики Бурятии отстроили новую 12-метровую ступу. Ее освящение состоялось в октябре 2001 г.

Ступа Джарун-Хашор в Кижингинском дацане – это аналог ступы Бодхнатх неподалеку от Катманду в Непале. По-тибетски ее название значит «ступа, которая исполняет желания».

Сооружение в основании квадратное (квадрат олицетворяет вселенскую мандалу). Над ним находится купол, а еще выше – относительно небольшой уровень, на котором установлен ганжир-шпиль. Субурган имеет 13 ступенек, которые располагаются вокруг него подобно поясу. Это символы 13 ступеней избавления человека от мук на земле, аллегория пути, идя по которому, можно погрузиться в Нирвану, то есть освободиться от грядущих земных перевоплощений. Основание субургана имеет размеры 44 на 44 м, высота его 33 м (вместе с ганжир-шпилем). Центр ступы занимает учительский храм, в котором 64 окошка и портреты. Он также квадратный, его стороны имеют длину 22 м; высота храма 16 м. Справа от южного торжественного входа находится малый дуган бодхисатвы Авалокетишвары, а слева – дуган 21-й Тары. С запада, на красной стороне, расположен дуган Дакинь. На нем изображены всевидящие глаза Будды, всегда готового оказать помощь верующему.

Согласно преданию непальская ступа Бодхнатх была построена одинокой женщиной, жившей еще до Будды. Она не имела детей и поклялась возвести священный культовый монумент, если ей будут дарованы дети. У нее родилось трое сыновей. Женщина в течение всей жизни бесплатно работала на царя. Когда царь все же расплатился с ней, она отдала все деньги на постройку субургана, которому поклонялись бы все живущие. Постройку осуществляли три сына женщины, Черный ворон и Белый слон, а работами руководил Ваджрасаттва (божество, одна из персонификаций Будды, воплощающая принцип неуничтожимости духа). Женщина не успела дожить до окончания постройки и умерла, превратившись в Дакиню (женское божество, олицетворение знаний и чудесных сил). По завершении строительства Ваджрасаттва с другими божествами совершили ритуал жертвоприношения Учителю. Люди сидели за столом совместно с богами, смотрели друг на друга и беседовали. Сам Ваджрасаттва во время жертвоприношения обещал выполнить волю братьев и всех, кто строил ступу, сказав, что «Джарун-Хашор» по-непальски значит «обратной дороги нет». Это был намек на то, что обещанное обязательно будет выполнено.

НАЗАД

Дуган "Тубдэн Даржалин"

Дуган "Тубдэн Даржалин" находится в селе Энхэ-Тала Кяхтинского района, является филиалом дацана "Балдан Брэйбун" Кяхтинского района.

НАЗАД

Обоо Улхасаа баабай

Обоо Улхасаа баабай – сакральное, особо почитаемое место для гондинцев. Мы из поколения в поколение свято верим, что наш Улхасаа баабай – надёжная защита от напастей жизни, оберегает наш покой и мир. Это так и есть, так как наша Гонда – Улхасаа очень спокойное, дружелюбное село, где живут в достатке и довольствии. Старожилы села рассказывают: во времена культа шаманизма Улхасаа баабай был местом поклонения язычников – тайлганом. Не безызвестны всей Еравне Соржо багша – Гомбо Эрдэниев, который в начале XX века привёз из Китая в Эгитуйский дацан Зандан Жуу, преобразовал тайлган в Обоо и дал название «Улхасаа Баян Хонгор». Мы предполагаем, что данные преобразования не были простым действом, но не располагая достоверными сведениями, не берёмся глубоко вникать в данное событие. Но есть сведения, что в перевозке камней для Обоо участвовали Доржиева Жибзема Молоровна, дожившая до ста лет (умерла в 1998 году). Жигжитова Дыжит, скончавшаяся в 2004 году а возрасте 96 лет. Возможно долголетие, доброе здоровье этих бабушек напрямую связаны с благим деянием, совершенным в молодости. Не раз приходилось слышать, что хозяевами гор, лесов становятся обыкновенные люди после их смерти в силу каких-то причин. В доиторические времена дети одной семьи стали хозяевами окрестных местностей: Дархита, Баян Хаан, Улхасаа. Единственная дочь – Хэлэрэгтэ хатан эжи, ей поклоняются потомки живших когда-то в местности Шэбэнэй. Улхасаа баабай - младший из сыновей. 

Также местом поклонения гондинцев является Обоо Алтабал Баян Хаан, который находится в пригорке к северу от села. В начале лета во время поклонения Обоо гондинцы имеют традицию сперва помолиться Улхасаа баабай, завершая обряд на Хойто Обоо – Алтабал Баян Хаан. Немаловажную роль в судьбе бурятских сел и проживающих в них людей играют Субарганы и Шодоны – буддийские пирамиды. Тибетские ученые ламы утверждают, что Субарган воспринимает облагораживающие лучи космоса. Идет особая космическая энергия, несущая таинственные знаки. По этому знаку рождаются таланты и гении, излечиваются люди от разных недугов, оказывается положительное воздействие на человека в отдельности и окружающую среду.

В 2002 году буддийская община и Совет старейшин села после некоторых неприятных моментов в жизни села решили построить Субарган «Бадма Сэсэг» в память замечательного земляка Соржо багша – символ таланта, учения, гениальности. За очень короткий срок, благодаря организаторам данного проекта и горячей поддержке односельчан, выходцев из Гонды и верующих, была завершена на благо, процветание сел, людей, внесших посильную лепту в данное мероприятие. Открытие – арамнай Субаргана, который совершил Достопочтимый Еши-Лодой Римпоче Багша, состоялось 29 сентября 2002 года, которое превратилось в большой яркий праздник, какого не знала наша Гонда.

В десяти километрах к северу от села на реке Яндола в местности Ямаата стоит шодон, сооруженный во второй половине XIX века, в честь одного из уважаемых лам Эгитуйского дацана – Хойто багша – Баахайн Шанзаба. Инициатором данного мероприятия был ученик Хойто багши – Дамба лама.

Кроме субарганов в жизни бурятских сел особо оберегаемыми культовыми местами были целебные источники – аршаны. Их в окрестностях нашего села два: hэбуултын аршан, Ута Нуур. Первый из них открыт в конце 40-х годов XX столетия, который как аршан благословил Жигжитов Цыден Сэсэгтуевич – бывший габжа лама Эгитуйского дацана. Ута Нуур благословил как целебный источник Соржо багша.

Много легенд и преданий рассказывают об озере Аршан. Хотелось бы рассказать одну из легенд. Есть у озера еще одно название - Ангирта, данное по названию птицы, обитавшей во множестве у его берегов. Ангир, или в обиходном русском языке турпан - птица с желто-красным оперением, чем-то напоминающая утку. Именно эта птица облюбовала святой источник, дабы заморить, залечить свои грехи, совершенные в прошлой жизни и снять божественное проклятие, наложенное на неё и её детей.

Когда-то в прошлой жизни была птица Ангир хувараком-учеником ламы. И совершил хуварак тяжкий грех. Он украл у своего учителя-ламы. И тогда проклял учитель своего ученика и пожелал страшного: «Будь ты проклят на веки вечные! И если ты так жаден, так поедай от жадности детей своих, оставляя лишь себе подобных!» - воскликнул учитель-лама. С тех пор много времени прошло, много воды утекло, а птица Ангир все никак не может избавиться от проклятия. И каждый раз после рождения детей, пожирает она их, давясь и горько плача. Остаются лишь двое. И холит она их и лелеет, надеясь, что быть может, хотя бы её детей простят небеса.

Вот такая грустная легенда существует об этой птице и её доме на озере Ангирта.

А в междуречье Уды и Эгиты находится резко возвышающаяся над окружающей степью гора Тайлуд, близ с. Можайка – от устарелого бурятского слова тайлга – жертвоприношения духам, покровителям шаманистам. Здесь в далеком прошлом буряты справляли тайлга, а затем, с появлением буддизма, ламы на этой же горе стали устраивать обоо, и гора стала называться Тайлуд-Обоо, а русское село Поперечное, расположенное у подошвы горы, у бурят называется Тайлуд-селен (с. Тайлуд) и по сей день).

источник: Офицальный сайт МО Еравнинский район http://yaruuna.ru/

НАЗАД

Местность Эргэ Бургэ

В местности Эргэ-Бургэ в 1730 году по указанию Дамбы Доржа Заяева был заложен первый стационарный дацан на территории этнической Бурятии. Это сакральное место на берегу реки Чикой под песчанной горой Эргэ-Бургэ находится под покровительством божества Манжушри. В 1727 году здесь был подписан Бургинский договор, который определил восточные границы Российской империи. 

С 1730 по 1732 гг. в местности Эргэ Бургэ в войлочных дуганах проводились хуралы - богослужения. 

Близ села Усть-Киран, местности Эргэ-Бургэ, расположен Дворец Будды Манзушри.  

Дамба-Даржа Заяев - высокобразованный лама, получивший звание "Гэбшэ-габжу", в войлочных дуганах объяснял людям учения Будды, давал проповеди. 

НАЗАД