Сакральные места

Карта

Скала Шаманка (Бурхан)

Скала Шаманка (также мыс Бурхан, Шаманский мыс, Пещерный мыс) — мыс в средней части западного побережья острова Ольхон, на озере Байкал. Оканчивается двухвершинной скалой, называемой «Шаман-скала». Мыс находится на территории Прибайкальского национального парка, вблизи мыса расположен посёлок городского типа Хужир с населением 1,3 тыс. жителей — самый крупный посёлок на острове Ольхон. В настоящее время мыс имеет статус государственного природно-исторического памятника.

Название мыса «Бурхан» появилось после проникновения в Прибайкалье в конце XVII века тибетского буддизма, отчасти заменившего шаманизм. Словом «Бурхан» буряты-буддисты стали называть главное божество Байкала. А мыс Бурхан со сквозной пещерой в Шаман-скале считался его обиталищем. 

Шаман-скала, одна из девяти святынь Азии (ранее именовалась «камень-храм») стала одним из самых знаменитых образов Байкала: без её изображения не обходится ни один фильм или фотоальбом о Байкале.

Двухвершинная скала сложена мрамором и доломитизированным известняком, местами изобилующим блестками графита. Поверхность скалы покрыта яркими лишайниками красного цвета. Высота ближней к берегу части скалы — 30 м, высота дальней части — 42 м. В ближней к берегу части скалы находится сквозная извилистая Шаманская пещера. Она образовалась в процессе выветривания и размыва известняковых пород. Длина хода пещеры около 12 м, ширина от 3 до 4,5 м, высота от 1 до 6,5 м. Вход в пещеру возможен с двух сторон — с северо-восточной и западной. Наиболее удобен вход с западной стороны, где имеется предпещерная площадка. Узкий поднимающийся ход выводит из пещеры на восточную сторону скалы. В пещере имеются боковые коридоры и узкая продушина.

С западной стороны на поверхности дальней части скалы имеется природный выход коричневой породы, который выглядит как изображение дракона.

 Шаманская пещера: верования и легенды

Шаманская пещера была наиболее почитаемым святым местом на Байкале, которому приносили жертвы и давали обеты со времени появления первых шаманов. После распространения среди бурят тибетского буддизма пещера почиталась также и бурятами-буддистами. Ранее в пещере проходили шаманские обряды, а после в ней находился алтарь Будды.

В древности на мысе совершались культовые жертвоприношения духу-хозяину острова Ольхон, который, по верованиям бурят-шаманистов, обитал в пещере мыса. Хозяин Ольхона был самым грозным и почитаемым божеством Байкала. Рядом с мысом в священной роще сжигали и хоронили шаманов. В местном краеведческом музее находятся шаманские предметы, собранные на пепелищах в этой роще.

Священная Шаман-скала со сквозной пещерой, куда имел право доступа только шаман, долгое время оставалась запретной, приближаться к ней и проходить сквозь неё никому не разрешалось. Первые исследователи Байкала в XVIII—XIX веках отмечали, что пещера на мысе Скала Шаманка вызывает «особенно суеверный ужас всех прибайкальских бурят; обычай приносить жертвы и давать обеты произошел от этой скалы. Нигде буряты не приносили в таком изобилии жертвы, как у беломраморной скалы Шаманка. От этих обычаев сохранилось множество интересных преданий». Известный российский учёный В. А. Обручев, исследовавший Байкал, писал по этому поводу: «…но всего замечательнее суеверный страх, который ольхонские буряты питают к пещере. Мимо Шаманской скалы нельзя проезжать на колёсах, а только верхом или в санях, почему в летнее время сообщение между западной и восточной частями Ольхона производится только верхом, да и то в редких случаях, так как буряты вообще неохотно ездят мимо пещеры; кроме того, в том случае, если в одном из родов есть покойник, членам этого рода, то есть целой половине острова, запрещалось проезжать мимо пещеры в течение известного времени; по этой причине мой проводник — бурят из Долон-аргуна довел меня до Хужира и вернулся назад, я же проезжал с другим крещёным бурятом мимо пещеры до улуса Харанцы и здесь взял другого проводника; на обратном пути было то же самое».

Женщинам запрещалось приближаться к мысу, и они обходили это место за две версты. Запрет для женщин проходить сквозь пещеру, по одной версии, связан с убеждением древних людей, что присутствие «нечистых и греховных» женщин могло осквернить чистоту священного места. По другой версии, этим запретом оберегали женщин, так как считалось, что посещение пещеры может отрицательно повлиять на возможность иметь детей.

На Шаманском мысе ольхонские буряты давали клятвы, чтобы снять ложное обвинение или отстоять свою честь, обещания об исполнении долга. Сюда приезжали бездетные буряты из разных регионов с просьбой о даровании детей.

Пещера почиталась также и хоринскими бурятами. Это почитание, по-видимому, следует сопоставить с известным преданием о первоначальном происхождении бурят-хоринцeв с острова Ольхон. Очевидно, что почитание пещеры у хоринцев появилось с очень древних времен, ещё до распространения в Прибайкалье тибетского буддизма.

В старину в Шаманской пещере находилась буддийская молельня, в которой были расставлены разнообразные медные, бронзовые и серебряные фигурки буддийских божеств, бумажные и из ткани иконы, курительные свечи и различные жертвенные принадлежности. По свидетельству посетителей пещеры в 1902 году, в пещере находились подвешенные буддийские иконы на полотне, медные чашечки и курительные свечи. На камнях кругом пещеры лежали медные монеты и куски синей ткани с надписями благопожеланий.

По рассказам старожилов, в первом десятилетии XX века для молебствия около скалы приезжали сотни лам из дацанов Забайкалья. Ламы говорили, что в пещере мыса живёт монгольский бог, переселившийся из Монголии в незапамятные времена, ища спасения; что ламы из всех 34 действующих в Бурятии дацанов обязательно приезжают сюда молиться.

О пещере имеется много легенд, в том числе легенды о пребывании здесь Чингисхана и повелителя монголов Гэгэн-бурхана.

Археологические находки и наскальные рисунки

На самом мысе Скала Шаманка и поблизости сделано много археологических находок. Шаманская пещера впервые осмотрена и описана И. Д. Черским в 1879 году. Позднее в ней были найдены монеты XVIII века, а в 1989 году проведены основательные раскопки и найдены предметы, относящиеся как к недавним временам (XVII—XIX вв.), так и к эпохе неолита (V—III тыс. лет до н. э.). Часть находок хранится в Хужирском музее.

Ещё больше археологических находок сделано во время раскопок на перешейке, соединяющем мыс Скала Шаманка с островом. Здесь были найдены стоянка древнего человека, больше десятка захоронений, относящихся к эпохам неолита и бронзового века (V—II тыс. лет до н. э.), и множество предметов: нож и топор из нефрита, наконечники стрел, фрагменты керамики, предметы из камня, кости, железа, бронзы, золота и другие.

По свидетельствам И. Д. Черского в 1879 году и П. П. Хороших в 1924 году, на скалах мыс Скала Шаманка, обращённых в сторону Хужира, существовали тибетские надписи (XVIII—XIX вв.), следы их ещё можно было обнаружить в 50—60-е годы XX века. К настоящему времени надписи не сохранились.

В одной из щелей пещеры в 1952 году П. П. Хороших была найдена небольшая пластинка из шиферного сланца с вырезанным на ней изображением женщины-шаманки. Подобные изображения шаманок известны на скалах Байкала в местности Саган-Заба и в бухте Ая. К востоку от входа в пещеру в 1953 году П. П. Хороших обнаружил наскальный рисунок, который он считал изображением бубна. На рисунке изображён вытянутый овал, внутри которого горизонтально прочерчена линия, ещё две наклонные линии изображены снаружи овала, справа и слева. Время, когда изображение появилось, установить не удаётся.

Ещё один рисунок найден А. В. Тиваненко в начале 1980-х годов. Рисунок, на котором изображен шаман с бубном в правой руке и колотушкой в левой, выполнен красной охрой и находится в 5 метрах левее главного входа в Шаманскую пещеру. Время появления этого рисунка также определить не удалось.

Около Шаманской пещеры на скалах сохранились древние надписи на тибетском и монгольском языках. Ранее около входа в пещеру имелись изображения буддийских божеств, нарисованные белой краской. Была ли обитаема Шаманская пещера, установить трудно, потому что земля со дна пещеры ещё в глубокой древности была выброшена ламами при сооружении в пещере молельни. Однако возможно, что первобытный человек находил в пещере временный приют, так как рядом, на дюнной стоянке, найдены остатки культуры неолита. В 150 метрах на восток от Шаманской пещеры на скале из белого мрамора сохранились изображения шаманских бубнов, высеченные людьми ранней поры железного века. За последние годы эти изображения частично были разрушены при разработке белого мрамора для выжигания извести.

НАЗАД

Три субургана над Могсохоном

Поистине три субургана над Могсохоном подобны великой Птице, несущей благо всем, свет Дхармы и защиту от бед…

Жители с. Могсохон, рядом со ступой Ендум (ступа «Отсекающая разногласия»), посвященной Лубсан-Нима Жабэ (1905-1989 гг.), возвели еще два субургана - памяти двух выдающихся лам, уроженцев нашего села. 

На западной стороне установлена ступа Жанчуб (ступа Пробуждения), посвященная умзад ламе Иволгинского дацана, габжа ламе Лубсан Чойжал Жалсанову (1905-1982 гг.).

На восточной стороне - ступа Намжал (ступа Полной Победы), посвящена шоогомбо ламе Иволгинского дацана, гэбшэ ламе Дэмбрэл Базаржапову (1915-1994 гг.). Члены ТОС «Кодунское» на строительстве  Субарги. Трактором МТЗ-82 с помощью лопаты убирали верхний слой почвенного грунта, грузили КУНом на автомашину самосвал ГАЗ-3307. Вывезли около 20 бортов грунта, разгрузили в ямы на улицах села.  Для строительства собрали  прицеп камней.ИП Ринчинов Б.Ц. завез  гравий, цемент и залили фундамент. Завезли пиломатериал за счет спонсорских средств.

ламы Кижингинского дацана «Даши Лhунбо» и Чесанского дацана «Гандан Чоймпэллинг» под руководством Главы Сангхи России, Пандито Хамбо ламы Дамбы Аюшеева провели большой ритуал «рамнай»

НАЗАД

Гора Челсана

Священная гора Челсана находится на территории живописного Кижингинского края и по старинным приданиям является дворцом духа местности Буурал Баабая. На расположенном здесь Обоо при помощи священнослужителя в рамках определенного культового сообщества проводятся обряды, на которых  люди  обращаются к хозяину горы в поисках решения проблем в работе, здоровье и семейных делах. Но главной целью всех присутствующих на ритуале является процветание родного края. 

В течение нескольких десятков лет, а может и столетий  обрядами на Обоо руководили только шаманы. Говорят, что духи горы долгое время не хотели иметь дело с ламами, так как считали, что не пришло их время прозрения. Но в 1839 году лама из Монголии - Хорчид гэгэн  добился согласия перехода святыни Буурал баабай в буддизм.

С этой святыней связано много легенд и сказаний. По одной из них, Буурал Баабай спас кижингинского буддийского философа Эрдэни-Хайбзун Галшиева, который около двадцати лет обучался в Тибете и обладал гениальным талантом. Говорят, когда он читал во время хурала, от его необычного голоса дребезжали оконные стекла дацана, а наполненная в чашечках-сугсэ вода переливалась через края. Из-за его голоса не было слышно других всех вместе взятых лам и от него решили избавиться путём лживого обвинения. Существует несколько версий этого обвинения, но фактом остаётся то, что была назначена смертная казнь. Тогда Эрдэни-Хайбзун стал молиться, прося помощи у хранителя горы Челсан и в день его казни в Тибете верхом на коне появился Отог ноёон Буурал баабай, и спас ламу от гибели. Некоторые старожилы района до сих пор верят и утверждают то, что  от копыт коня на крыше дацана оставались следы.

В годы Великой Отечественной войны многие мужчины перед уходом на фронт приходили на гору и просили хозяина этих мест уберечь их от смерти. Вот что рассказывал один из ветеранов, который благодаря Буурал баабайю вернулся домой. В те страшные годы он постоянно обращался к духу горы капая чаем или водкой, и смерть действительно проходила мимо него и его товарищей, которые перед каждым боем просили его помолится.

Ещё один участник Отечественной войны рассказывал, что во время ожесточенного боя он услышал на бурятском языке: «Бод эндэhээ!» в переводе «Встань с этого места!». Он сразу же толкнул лежащего рядом товарища и побежал в другое укрытие. Как только они отбежали на том месте взорвался снаряд. Если бы они остались там же, то они точно бы погибли. А его товарищ после боя сказал, что в этот момент видел рядом с ним старика на коне в бурятском национальном дэгыле.

К этому священному месту нельзя подъезжать на машине, поскольку можно задеть невидимых нашему взору духов горы.
Перед началом обряда необходимо очистить местность от мусора. Запрещено употреблять алкоголь, нельзя брать оставленные на Обоо монетки, передвигать камни, что-нибудь ломать и т.д.
Если отнестись к перечисленным действиям равнодушно тем самым оскорбив духа местности, то могут произойти печальные последствия; человек может сильно заболеть или с ним может произойти несчастный случай, заблудиться или сойти с ума и т.д.
На проводящиеся ритуалы необходимо принести угощения из молочных и сладких продуктов. Во избежание захламления святого места пакеты из-под молока и бутылки уносят с собой.

НАЗАД

Дуган Пандо Намдолин

Буддийский дуган расположен в 2 километрах от улуса Ара-Алцагат, на склоне горы. 

Построен в .. году

НАЗАД

Гора Уран-Дүшэ

Священная гора Уран-Дүшэ (высота 1800 м.). Памятник природы гора Уран-Душэ находится на стыке границ Закаменского района, Тункинского национального парка и Республики Монголия. Территория природного парка «Уран-Душэ» с южной стороны охватывает в верхнем течении долины рек Джида, Хохюрта и Буту Джида. С северо-западной стороны охватывает участок территории граничащей с Республикой Монголия. С северо-востока к ней прилегают долины рек Зун-Морин и Уха-Гол в верхнем течении, и среднегорно-таежные ландшафты, переходящие в гольцово - подгольцовые. 

О горе Уран-Душэ существует много легенд. Но в основной легенде говорится, что гора является покровителем 77 небесных дарханов. В определенный день, по лунному календарю, они спускаются на гору, чтобы заниматься кузнечным делом. Если кто-то сможет попасть в это время на гору, может увидеть небесное свечение яркого красного цвета над горой Уран-Душэ. Если человек увидит это свечение, то он, по легенде, может быть счастливым всю свою жизнь. 

Гора Уран-Душэ, или ≪гора-наковальня≫, находится в ста километрах от сел Санага и Утата, вверх по реке Сэхир. На хойморе, почетном месте - земная обитель небесных кузнецов, дарующая Уран Бэлиг. Спускаются сюда небесные дарханы испытать силу в кузнечном мастерстве. 

Гора эта резко выступает над окружающей местностью и имеет небольшую плоскую поверхность. Издали по очертанию она действительно напоминает наковальню. 

НАЗАД

Обоо Улхасаа баабай

Обоо Улхасаа баабай – сакральное, особо почитаемое место для гондинцев. Мы из поколения в поколение свято верим, что наш Улхасаа баабай – надёжная защита от напастей жизни, оберегает наш покой и мир. Это так и есть, так как наша Гонда – Улхасаа очень спокойное, дружелюбное село, где живут в достатке и довольствии. Старожилы села рассказывают: во времена культа шаманизма Улхасаа баабай был местом поклонения язычников – тайлганом. Не безызвестны всей Еравне Соржо багша – Гомбо Эрдэниев, который в начале XX века привёз из Китая в Эгитуйский дацан Зандан Жуу, преобразовал тайлган в Обоо и дал название «Улхасаа Баян Хонгор». Мы предполагаем, что данные преобразования не были простым действом, но не располагая достоверными сведениями, не берёмся глубоко вникать в данное событие. Но есть сведения, что в перевозке камней для Обоо участвовали Доржиева Жибзема Молоровна, дожившая до ста лет (умерла в 1998 году). Жигжитова Дыжит, скончавшаяся в 2004 году а возрасте 96 лет. Возможно долголетие, доброе здоровье этих бабушек напрямую связаны с благим деянием, совершенным в молодости. Не раз приходилось слышать, что хозяевами гор, лесов становятся обыкновенные люди после их смерти в силу каких-то причин. В доиторические времена дети одной семьи стали хозяевами окрестных местностей: Дархита, Баян Хаан, Улхасаа. Единственная дочь – Хэлэрэгтэ хатан эжи, ей поклоняются потомки живших когда-то в местности Шэбэнэй. Улхасаа баабай - младший из сыновей. 

Также местом поклонения гондинцев является Обоо Алтабал Баян Хаан, который находится в пригорке к северу от села. В начале лета во время поклонения Обоо гондинцы имеют традицию сперва помолиться Улхасаа баабай, завершая обряд на Хойто Обоо – Алтабал Баян Хаан. Немаловажную роль в судьбе бурятских сел и проживающих в них людей играют Субарганы и Шодоны – буддийские пирамиды. Тибетские ученые ламы утверждают, что Субарган воспринимает облагораживающие лучи космоса. Идет особая космическая энергия, несущая таинственные знаки. По этому знаку рождаются таланты и гении, излечиваются люди от разных недугов, оказывается положительное воздействие на человека в отдельности и окружающую среду.

В 2002 году буддийская община и Совет старейшин села после некоторых неприятных моментов в жизни села решили построить Субарган «Бадма Сэсэг» в память замечательного земляка Соржо багша – символ таланта, учения, гениальности. За очень короткий срок, благодаря организаторам данного проекта и горячей поддержке односельчан, выходцев из Гонды и верующих, была завершена на благо, процветание сел, людей, внесших посильную лепту в данное мероприятие. Открытие – арамнай Субаргана, который совершил Достопочтимый Еши-Лодой Римпоче Багша, состоялось 29 сентября 2002 года, которое превратилось в большой яркий праздник, какого не знала наша Гонда.

В десяти километрах к северу от села на реке Яндола в местности Ямаата стоит шодон, сооруженный во второй половине XIX века, в честь одного из уважаемых лам Эгитуйского дацана – Хойто багша – Баахайн Шанзаба. Инициатором данного мероприятия был ученик Хойто багши – Дамба лама.

Кроме субарганов в жизни бурятских сел особо оберегаемыми культовыми местами были целебные источники – аршаны. Их в окрестностях нашего села два: hэбуултын аршан, Ута Нуур. Первый из них открыт в конце 40-х годов XX столетия, который как аршан благословил Жигжитов Цыден Сэсэгтуевич – бывший габжа лама Эгитуйского дацана. Ута Нуур благословил как целебный источник Соржо багша.

Много легенд и преданий рассказывают об озере Аршан. Хотелось бы рассказать одну из легенд. Есть у озера еще одно название - Ангирта, данное по названию птицы, обитавшей во множестве у его берегов. Ангир, или в обиходном русском языке турпан - птица с желто-красным оперением, чем-то напоминающая утку. Именно эта птица облюбовала святой источник, дабы заморить, залечить свои грехи, совершенные в прошлой жизни и снять божественное проклятие, наложенное на неё и её детей.

Когда-то в прошлой жизни была птица Ангир хувараком-учеником ламы. И совершил хуварак тяжкий грех. Он украл у своего учителя-ламы. И тогда проклял учитель своего ученика и пожелал страшного: «Будь ты проклят на веки вечные! И если ты так жаден, так поедай от жадности детей своих, оставляя лишь себе подобных!» - воскликнул учитель-лама. С тех пор много времени прошло, много воды утекло, а птица Ангир все никак не может избавиться от проклятия. И каждый раз после рождения детей, пожирает она их, давясь и горько плача. Остаются лишь двое. И холит она их и лелеет, надеясь, что быть может, хотя бы её детей простят небеса.

Вот такая грустная легенда существует об этой птице и её доме на озере Ангирта.

А в междуречье Уды и Эгиты находится резко возвышающаяся над окружающей степью гора Тайлуд, близ с. Можайка – от устарелого бурятского слова тайлга – жертвоприношения духам, покровителям шаманистам. Здесь в далеком прошлом буряты справляли тайлга, а затем, с появлением буддизма, ламы на этой же горе стали устраивать обоо, и гора стала называться Тайлуд-Обоо, а русское село Поперечное, расположенное у подошвы горы, у бурят называется Тайлуд-селен (с. Тайлуд) и по сей день).

источник: Офицальный сайт МО Еравнинский район http://yaruuna.ru/

НАЗАД

Сахюусан дуган «Зандинай Дуган»

Сахюусан дуган «Зандинай Дуган» расположен в улусе Зандин Мухоршибирского района Республики Бурятия в 100 км. от столицы Бурятии.

Самое примечательное событие в истории Зандина – это возникновение здесь первого буддийского дацана хори-бурят, достоверность которого подтверждается бурятскими историческими летописями. Уже в 1732 году в улусе работали два деревянных дацана: в самом улусе (нынешнее место Субургана) и в полутора верстах в местности Зандин Хабсагай. В 1750 году их объединили и построили новый дацан на берегу речки Сулхара, а в 1786 году дацан перенесли на приток Тугнуя, речку Галгатай.

Старинный Субурган, который сам себя сохранил во времена разрушений и гонений на религию, устраняет препятствия, открывает дорогу для карьерного роста, придает силу, по словам местных жителей Субурган дарует детей.

В память о первом дацане хори-бурят воздвигнут сахюусан-дуган – обитель Дамжан Чойжол Сахюусан. Единственное божество, которое избрал местом своей обители гору Ундэр, расположенный с восточной стороны дугана.

Дополнительно каждый месяц 29 числа по лунному календарю ламы проводят хурал, посвященный Чойжол Сахюусан.

Сайт: http://дамдиншойжол.рф

Адрес, контакты:

+79148313812 Цыдыпова Бальжима Жигмитдоржиевна

НАЗАД

Ступа Дандарона

Нижняя часть ступы – это четырехступенчатый квадрат; средняя – полусфера. На ней находится «хармика» квадратной формы с глазами, завершающаяся высоким острым шпилем. Вся эта красота увенчивается золотистым символом «сваямбху» или «соембо».

Строительство велось силами последователей традиции Дандарона, жителями Кижинги, Улан-Удэ и приехавшими учениками учеников Дандарона из Москвы, Санкт-Петербурга, Харькова, Кременчуга и Челябинска.

НАЗАД

Священное дерево Бодхи

Дерево Бодхи находится в оранжерее Иволгинского дацана. Отросток священного для буддистов дерева привезли в Бурятию из Монголии в 1960-х годах и было посажено в специальной теплице, где поддерживался микроклимат необходимый для его жизни. Несколько лет назад для вечнозелёного дерева была построена оранжерея. 

Дерево Бодхи — в буддизме — легендарное дерево в роще Урувелла, медитируя под которым, принц Гаутама достиг и стал Буддой. В этом предании упоминается вполне реальное дерево, относящееся к виду Ficus religiosa. Дерево Бодхи размножается вегетативным способом, то есть, помимо семян  вырастает от отростков. Имено так оно передаётся между буддийскими храмами. 

То дерево, под которым Гаутама достиг просветления в Бодх-Гая, не сохранилось, однако из его семени было выращено дерево в Анурадхапуре на Шри-Ланки во времена царя Ашоки. Примерно через 50 лет после смерти Ашоки к власти пришли цари династии Шунга. По приказу царя Пушьямитра дерево было уничтожено. После смерти царя из Шри-Ланки был доставлен новый росток, из которого выросло дерево, стоявшее около 800 лет, но срубленное в VI веке во время правления бенгальского царя Шашанги. Позднее из Анурадхапуры был доставлен ещё один росток, из которого выросло дерево, просуществовавшее до 1876 года, когда оно было повалено бурей. Новый росток был посажен в Бодх-Гая из того же материнского дерева в Анурадхапуре, которое стоит до сих пор. 

В иволгинском дацане растёт пятое поколение дерева. 

Дерево Бодхи — один из главных символов в буддизме, он присущ всем буддам. В буддийских монастырях дерево специально культивируется и высаживается.

НАЗАД

Золотые субурганы Баян-Гола

Сомон Баян-Гол Хоринского района на въезде украшен изумительно красивым комплексом из ВОСЬМИ СУБАРГАНОВ. Несмотря на классическую архитектуру культовых сооружении, заметно, что ОНИ ОТЛИЧАЮТСЯ друг от друга. 

"В нашем течении буддизма существует именно 8 видов субарганов" - пояснил инициатор и главный движитель строительства священного комплекса Баир Намдыкович Долгоров.

Старожилы Баян-Голп уже начинали восстановление двух субарганов на вершинах гор ТАЙЖА УУЛА и БОЛТОГОР.

"И 19 лет назад уважаемый человек нашего села Ринчин - Доржо Бадмаевич Маланов ЗАВЕЩАЛ ВСЕМ НАМ возродить разрушенные субарганы и сам же участвовал в воссоздании ступ"

С самого начала благое дело освятил достопочтенный Еши - Лодой Ринпоче багша. 

Первый субарган восстановили в местности Наран - Булаг (Солнечный родник). Следующим возродили одиночную ступу, стоящую южнее озера. Комплекс строили буквально всем Баян-Голом. 

"Ринчин - Доржо Бадмаевич был прав - возрождение и строительство субарганов дало новую силу нам и нашему тоонто"

Огороженный комплекс с дорожками из плит очень сильно располагает к созерцанию. И вызывает уважение. УВАЖЕНИЕ к себе, другим; к родине, взрастившей орлов и.... 

КРАСОТЕ, КОТОРАЯ ОБЯЗАТЕЛЬНО СПАСЁТ МИР.

Владимир Ширапов 

НАЗАД

Местность Эргэ Бургэ

В местности Эргэ-Бургэ в 1730 году по указанию Дамбы Доржа Заяева был заложен первый стационарный дацан на территории этнической Бурятии. Это сакральное место на берегу реки Чикой под песчанной горой Эргэ-Бургэ находится под покровительством божества Манжушри. В 1727 году здесь был подписан Бургинский договор, который определил восточные границы Российской империи. 

С 1730 по 1732 гг. в местности Эргэ Бургэ в войлочных дуганах проводились хуралы - богослужения. 

Близ села Усть-Киран, местности Эргэ-Бургэ, расположен Дворец Будды Манзушри.  

Дамба-Даржа Заяев - высокобразованный лама, получивший звание "Гэбшэ-габжу", в войлочных дуганах объяснял людям учения Будды, давал проповеди. 

НАЗАД

Итигэловский святой источник

В 45 км от Улан-Удэ находится Итигэловский источник в Оронгое.

Представьте себе горы, покрытые лесом, поражающим красочным разноцветьем, а у подножия гор бьют прохладные ключи с живительной водой. При этом каждый источник помогает от определенной болезни.

Так, вода из источника №1 лечит от болезни желчного пузыря (гепатит, пожелтение кожи), источника №2 – кишечные заболевания, №3 – глазные болезни, №4 – легочные болезни и т. д. Располагаются ключи близко друг от друга. Возле каждого источника есть номер и информационная табличка. 

3dkU8lbbPJk

Геннадий Лосев

НАЗАД