Сакральные места

Сакральные места

Местность Талын Харгана

Местность «Талын Харгана» находится слева от федеральной трассы «Улан-Удэ – Кяхта», не доезжая 7 км до Новоселенгинска.
Селенгинский район является историческим центром буддизма в России. Наш район - родина девяти Пандито Хамбо-лам. На территории района расположено множество выдающихся объектов - религиозных, природных, исторических, туристических, в том числе и Талын Харгана. По признанию Хамбо ламы Дамбы Аюшеева, Талын Харгана является одним из наиболее выдающихся сакральных мест для Российского буддизма. 

Местность Талын Харгана тесно связана с личностью I Пандито Хамбо ламы Дамба Даржа Заяева. Это место выбрал лама, чтобы уйти в нирвану. Согласно легенде это место охраняют духи семи лам. Эти семь лам отказались от физической жизни, но и отказались от перерождения, пожелав в виде духов охранять это священное место. 

В один из дней 1777 года в 20-ти вёрстах восточнее Тамчинского дацана, на Кяхтинском тракте остановился караван. Ничего необычного не было бы, если учесть, что по данной дороге частенько передвигались торговые люди, перевозя свои товары через Монголию в Китай и обратно, но сосредоточенность в глазах старших буддийских монахов, резко оборвавшийся говор и смех баньди, и множество чёток, убыстривших свой бег, нанизывая в пространство мантру Бодхисатвы Аволокитешвары «Ом мани пад ме хум», позволяла думать, что случилось нечто серьёзное. 

Это был буддийский караван, и следовал он в дацан «Балдан Брайбун», тогда центр буддизма, первый стационарный дацан в России, чей приход и ныне граничит с Монголией.
Ламы сопровождали верховного иерарха российского буддизма, первого Пандито Хамбо ламу Дамба Даржа Заяева.
Послышались звуки колокольчика и текст «Благословление уходящему». Первый Пандито Хамбо лама Д.Д. Заяев пожелал оставить здесь в местности Талын Харгана, что является приходом Ацайского дацана, своё тело. Это место, не доезжая семи километров до Новоселенгинска, стало объектом поклонения. 

Память народная имеет одно интересное свойство, не записанная, не напечатанная, напрямую связанная с человеком, из уст в уста, но не меняя сути, она может быть такой многообразной. Так и в данном случае. Она через века пронесла, что «...когда-то здесь ушёл в нирвану большой лама...». И может быть, в назидание потомкам, с некоторой укоризной, выходят на дорогу ламы, как фантомы, как тени, чтобы не было у народа «...когда-то..., какой-то..., почему-то...», чтобы не только знали, но и помнили. 

Человек внимательный и по особенному чуткий  соберёт воедино по крупицам все эти сведения и начнёт допытываться, что же здесь произошло, почему именно в этом месте, почему именно тогда.

23 мая 2007 года XXIV Пандито Хамбо лама Д. Аюшеев, вместе с ламами нескольких дацанов Бурятии прибыл в Талын Харгана, чтобы совершить ритуальные службы, вознести благодарность сабдакам и сахюусанам местности и понять - почему Д.Д. Заяев, будучи коренным образом связанным с Цонгольским дацаном «Балдан Браибун» пожелал уйти здесь. 

После трёхдневного действа, молебнов и медитации в этой строго красивой степи, было выяснено, что выбор Д.Д. Заяева обусловлен божествами Белая Тара и Зелёная Тара. Это место благословенно для практиков буддийского учения. Каждому проезжающему, проходящему, приходящему следует читать сердечные мантры Сагаан и Ногоон Дарь Эх.

Сагаан Дарь Эх: «Ом дари дудари дури мама аюм бушинда гуру сууха».
Ногоон Дарь Эх: «Ом дари дудари дури сууха». 

В 2008 году здесь в местности Талын Харгана был установлен Субурган — священная ступа 1-му Пандито Хамбо ламе Дамба Даржа Заяеву. В июле 2012 года при поддержке Президента Российской Федерации В.В.Путина началось возведение Дворца Белой Тары. Ее земным и милостивым воплощением традиционно буддийское духовенство всегда считало великих самодержцев Российской империи, начиная с императрицы Елизаветы Петровны, дочери Великого Петра, в 1741 году признавшей буддизм на территории государства существующим, даровавшей буддистам большие свободы для дальнейшего распространения «ламайской веры» по всему Забайкалью. 

Источники: Лобсан-Солбон ламахай, шэрээтэ Тамчинского дацана, газета «Селенга» от 12 сентября 2007 года. Г.Г.Чимитдоржин «Институт Пандито Хамбо Лам».
На фото Доржи Намсараева: освящение Субургана в местности «Талын Харгана».

НАЗАД

Гора Бурин-Хан

Одна из самых священных гор Селенгинской долины - Бурин-Хан. Этой горе поклонялись многие рода – бумал-готол, удзон, урянх, хорчит-хара, живущие в Наньди. Поклонение и жертвоприношению проводится второго числа последнего летнего месяца (по лунному календарю). С обеих сторон Бурин-Хана (Иро, Удунга, Селендума, Ташир – с востока, Боргой, Инзагатуй, Ичетуй – с запада). На горной вершине есть озеро (на высоте 1600 метров над уровнем моря), где имеются двенадцать маленьких обо, которые расположены по кругу, и одно - большое. Отдельным родом почиталось каждое обо. Внешний облик «хозяина» горы таков: мужчина едет верхом на светломастном коне, одет в коричневые одежды... 

Бурин-хан в переводе с бурятского языка означает — «совершенный, действительный хан», царь всем не только его окружающим горам, но и горам всего Забайкалья. Он выделяется среди них не только высотой и величием, но и красотой, богатством своей флоры и фауны. 

Гора состоит из трех родственных вершин: южной, северной и средней. Самая высокая и наиболее чтимая бурятами — южная, она собственно и называется Бурин-ханом. Вторая по важности — северная вершина, зовется она Ханшей. А между ними находится вершина, имя которой — Сын. 

С юго-восточной стороны горы, на небольшой террасе, на высоте 1600 метров над уровнем моря находится озеро, где имеются 12 маленьких обо, расположенных по кругу, и одно большое. Каждое обо почитается отдельным родом. 

Этой горе поклоняются бурятские роды, живущие в Боргойской и Селенгинской долинах. Поклонение и жертвоприношение проводится второго числа последнего летнего месяца по лунному календарю. С двух сторон Бурин-хана (с западной — Инзагатуй, Боргой, Ичетуй и восточной — Иро, Удунга, Ташир, Селендума) каждый год поднимаются мужчины, благодарят хозяина горы за жизнь, просят благословения своим детям и всему краю. 

По поверьям, на вершину Бурин-хана ежегодно выходит Саган-Убугун — дух-хранитель и покровитель местности, высоко чтимый бурятами. Поднявшись, он смотрит из-под руки (защищяясь ею от солнечных лучей) на окружающую местность во все стороны, любуясь бурятским скотом и их пастбищами. И на все места в пределах его благожелательного взора он ниспосылает милость и благодать: всюду, куда упадет его взгляд, он вызывает плодородие почвы и скота. Как рассказывают почтенные старцы, некоторые из них не раз видели Саган-Убугуна.

Вид галереи изображений:
https://sangharussia.ru/sakralnye-mesta#sigProId974aa95caa

 

НАЗАД

Итигэловский святой источник

В 45 км от Улан-Удэ находится Итигэловский источник в Оронгое.

Представьте себе горы, покрытые лесом, поражающим красочным разноцветьем, а у подножия гор бьют прохладные ключи с живительной водой. При этом каждый источник помогает от определенной болезни.

Так, вода из источника №1 лечит от болезни желчного пузыря (гепатит, пожелтение кожи), источника №2 – кишечные заболевания, №3 – глазные болезни, №4 – легочные болезни и т. д. Располагаются ключи близко друг от друга. Возле каждого источника есть номер и информационная табличка. 

3dkU8lbbPJk

Геннадий Лосев

НАЗАД

Субурган Соодой ламы

Расположен в  местности Баруун Хунтэй, возле села Элэсун. Воздвигнут в память о выдающемся йогине и подвижнике Баргузинской долины - Соодой ламе.

Возле субургана ежегодно проводится традиционный молебен-поклонение IX Шэрээтэ Ламе Баргузинского дацана. 

НАЗАД

Дуган "Тубдэн Даржалин"

Дуган "Тубдэн Даржалин" находится в селе Энхэ-Тала Кяхтинского района, является филиалом дацана "Балдан Брэйбун" Кяхтинского района.

НАЗАД

Дуган Пандо Намдолин

Буддийский дуган расположен в 2 километрах от улуса Ара-Алцагат, на склоне горы. 

Построен в .. году

НАЗАД

Гора Челсана

Священная гора Челсана находится на территории живописного Кижингинского края и по старинным приданиям является дворцом духа местности Буурал Баабая. На расположенном здесь Обоо при помощи священнослужителя в рамках определенного культового сообщества проводятся обряды, на которых  люди  обращаются к хозяину горы в поисках решения проблем в работе, здоровье и семейных делах. Но главной целью всех присутствующих на ритуале является процветание родного края. 

В течение нескольких десятков лет, а может и столетий  обрядами на Обоо руководили только шаманы. Говорят, что духи горы долгое время не хотели иметь дело с ламами, так как считали, что не пришло их время прозрения. Но в 1839 году лама из Монголии - Хорчид гэгэн  добился согласия перехода святыни Буурал баабай в буддизм.

С этой святыней связано много легенд и сказаний. По одной из них, Буурал Баабай спас кижингинского буддийского философа Эрдэни-Хайбзун Галшиева, который около двадцати лет обучался в Тибете и обладал гениальным талантом. Говорят, когда он читал во время хурала, от его необычного голоса дребезжали оконные стекла дацана, а наполненная в чашечках-сугсэ вода переливалась через края. Из-за его голоса не было слышно других всех вместе взятых лам и от него решили избавиться путём лживого обвинения. Существует несколько версий этого обвинения, но фактом остаётся то, что была назначена смертная казнь. Тогда Эрдэни-Хайбзун стал молиться, прося помощи у хранителя горы Челсан и в день его казни в Тибете верхом на коне появился Отог ноёон Буурал баабай, и спас ламу от гибели. Некоторые старожилы района до сих пор верят и утверждают то, что  от копыт коня на крыше дацана оставались следы.

В годы Великой Отечественной войны многие мужчины перед уходом на фронт приходили на гору и просили хозяина этих мест уберечь их от смерти. Вот что рассказывал один из ветеранов, который благодаря Буурал баабайю вернулся домой. В те страшные годы он постоянно обращался к духу горы капая чаем или водкой, и смерть действительно проходила мимо него и его товарищей, которые перед каждым боем просили его помолится.

Ещё один участник Отечественной войны рассказывал, что во время ожесточенного боя он услышал на бурятском языке: «Бод эндэhээ!» в переводе «Встань с этого места!». Он сразу же толкнул лежащего рядом товарища и побежал в другое укрытие. Как только они отбежали на том месте взорвался снаряд. Если бы они остались там же, то они точно бы погибли. А его товарищ после боя сказал, что в этот момент видел рядом с ним старика на коне в бурятском национальном дэгыле.

К этому священному месту нельзя подъезжать на машине, поскольку можно задеть невидимых нашему взору духов горы.
Перед началом обряда необходимо очистить местность от мусора. Запрещено употреблять алкоголь, нельзя брать оставленные на Обоо монетки, передвигать камни, что-нибудь ломать и т.д.
Если отнестись к перечисленным действиям равнодушно тем самым оскорбив духа местности, то могут произойти печальные последствия; человек может сильно заболеть или с ним может произойти несчастный случай, заблудиться или сойти с ума и т.д.
На проводящиеся ритуалы необходимо принести угощения из молочных и сладких продуктов. Во избежание захламления святого места пакеты из-под молока и бутылки уносят с собой.

НАЗАД

Ступа Дандарона

Нижняя часть ступы – это четырехступенчатый квадрат; средняя – полусфера. На ней находится «хармика» квадратной формы с глазами, завершающаяся высоким острым шпилем. Вся эта красота увенчивается золотистым символом «сваямбху» или «соембо».

Строительство велось силами последователей традиции Дандарона, жителями Кижинги, Улан-Удэ и приехавшими учениками учеников Дандарона из Москвы, Санкт-Петербурга, Харькова, Кременчуга и Челябинска.

НАЗАД

Ступа Джарун Хашор

В 1919 г. возле речки Кижинги была завершена постройка и произошло освящение ступы Джарун-Хашор. А в темном 1937 году Великую ступу взорвали и разрушили без остатка вместе со всем Кижингинским дацаном.

26 сентября 1990 г. досточтимый непальский дуглах Римпоче произвел освящение места, где Великая ступа должна была быть восстановлена. Буддисты всем миром, при помощи общественности и материальной поддержке руководства Республики Бурятии отстроили новую 12-метровую ступу. Ее освящение состоялось в октябре 2001 г.

Ступа Джарун-Хашор в Кижингинском дацане – это аналог ступы Бодхнатх неподалеку от Катманду в Непале. По-тибетски ее название значит «ступа, которая исполняет желания».

Сооружение в основании квадратное (квадрат олицетворяет вселенскую мандалу). Над ним находится купол, а еще выше – относительно небольшой уровень, на котором установлен ганжир-шпиль. Субурган имеет 13 ступенек, которые располагаются вокруг него подобно поясу. Это символы 13 ступеней избавления человека от мук на земле, аллегория пути, идя по которому, можно погрузиться в Нирвану, то есть освободиться от грядущих земных перевоплощений. Основание субургана имеет размеры 44 на 44 м, высота его 33 м (вместе с ганжир-шпилем). Центр ступы занимает учительский храм, в котором 64 окошка и портреты. Он также квадратный, его стороны имеют длину 22 м; высота храма 16 м. Справа от южного торжественного входа находится малый дуган бодхисатвы Авалокетишвары, а слева – дуган 21-й Тары. С запада, на красной стороне, расположен дуган Дакинь. На нем изображены всевидящие глаза Будды, всегда готового оказать помощь верующему.

Согласно преданию непальская ступа Бодхнатх была построена одинокой женщиной, жившей еще до Будды. Она не имела детей и поклялась возвести священный культовый монумент, если ей будут дарованы дети. У нее родилось трое сыновей. Женщина в течение всей жизни бесплатно работала на царя. Когда царь все же расплатился с ней, она отдала все деньги на постройку субургана, которому поклонялись бы все живущие. Постройку осуществляли три сына женщины, Черный ворон и Белый слон, а работами руководил Ваджрасаттва (божество, одна из персонификаций Будды, воплощающая принцип неуничтожимости духа). Женщина не успела дожить до окончания постройки и умерла, превратившись в Дакиню (женское божество, олицетворение знаний и чудесных сил). По завершении строительства Ваджрасаттва с другими божествами совершили ритуал жертвоприношения Учителю. Люди сидели за столом совместно с богами, смотрели друг на друга и беседовали. Сам Ваджрасаттва во время жертвоприношения обещал выполнить волю братьев и всех, кто строил ступу, сказав, что «Джарун-Хашор» по-непальски значит «обратной дороги нет». Это был намек на то, что обещанное обязательно будет выполнено.

НАЗАД

Гора Уран-Дүшэ

Священная гора Уран-Дүшэ (высота 1800 м.). Памятник природы гора Уран-Душэ находится на стыке границ Закаменского района, Тункинского национального парка и Республики Монголия. Территория природного парка «Уран-Душэ» с южной стороны охватывает в верхнем течении долины рек Джида, Хохюрта и Буту Джида. С северо-западной стороны охватывает участок территории граничащей с Республикой Монголия. С северо-востока к ней прилегают долины рек Зун-Морин и Уха-Гол в верхнем течении, и среднегорно-таежные ландшафты, переходящие в гольцово - подгольцовые. 

О горе Уран-Душэ существует много легенд. Но в основной легенде говорится, что гора является покровителем 77 небесных дарханов. В определенный день, по лунному календарю, они спускаются на гору, чтобы заниматься кузнечным делом. Если кто-то сможет попасть в это время на гору, может увидеть небесное свечение яркого красного цвета над горой Уран-Душэ. Если человек увидит это свечение, то он, по легенде, может быть счастливым всю свою жизнь. 

Гора Уран-Душэ, или ≪гора-наковальня≫, находится в ста километрах от сел Санага и Утата, вверх по реке Сэхир. На хойморе, почетном месте - земная обитель небесных кузнецов, дарующая Уран Бэлиг. Спускаются сюда небесные дарханы испытать силу в кузнечном мастерстве. 

Гора эта резко выступает над окружающей местностью и имеет небольшую плоскую поверхность. Издали по очертанию она действительно напоминает наковальню. 

НАЗАД

5 субурганов местности Алтан

В 3 километрах от села Алтан, за рекой Агуцой, в любую погоду белеют 5 буддийских ступ. Ступы покровителей местности. Две из них расположены у основания - одна новая, другая большая и старая, скорее всего дореволюционная. 

В буддийской традиции считается, что построенная по всем правилам и инициированная специальным ритуалом ступа является генератором духовной энергии, целью которой служит принесение гармонии и мира всем живым существами и приведение в равновесие сил природы.

Таким образом, буддийские ступы предназначаются для растворения всех негативных препятствий в мире, благоприятно способствуют процветанию местности, где построены, и приносят пользу всем, а особенно тем, кто посещает их осознанно. Каждый, кто видит ее, обходит вокруг, совершает подношения, обретает огромные духовные заслуги и освобождается от страданий.

Ещё одна старинная ступа стоит на середине пути до вершины сопки - тоже очень старая.  От неё открывается вид на долину реки 

На вершине сопки находится четвёртая ступа. Подняться на неё непросто.

Пятый субурган, находящийся напротив остальных четырёх - на возвышенности за ручьём, был установлен летом 2018 года   

НАЗАД

Обоо Улхасаа баабай

Обоо Улхасаа баабай – сакральное, особо почитаемое место для гондинцев. Мы из поколения в поколение свято верим, что наш Улхасаа баабай – надёжная защита от напастей жизни, оберегает наш покой и мир. Это так и есть, так как наша Гонда – Улхасаа очень спокойное, дружелюбное село, где живут в достатке и довольствии. Старожилы села рассказывают: во времена культа шаманизма Улхасаа баабай был местом поклонения язычников – тайлганом. Не безызвестны всей Еравне Соржо багша – Гомбо Эрдэниев, который в начале XX века привёз из Китая в Эгитуйский дацан Зандан Жуу, преобразовал тайлган в Обоо и дал название «Улхасаа Баян Хонгор». Мы предполагаем, что данные преобразования не были простым действом, но не располагая достоверными сведениями, не берёмся глубоко вникать в данное событие. Но есть сведения, что в перевозке камней для Обоо участвовали Доржиева Жибзема Молоровна, дожившая до ста лет (умерла в 1998 году). Жигжитова Дыжит, скончавшаяся в 2004 году а возрасте 96 лет. Возможно долголетие, доброе здоровье этих бабушек напрямую связаны с благим деянием, совершенным в молодости. Не раз приходилось слышать, что хозяевами гор, лесов становятся обыкновенные люди после их смерти в силу каких-то причин. В доиторические времена дети одной семьи стали хозяевами окрестных местностей: Дархита, Баян Хаан, Улхасаа. Единственная дочь – Хэлэрэгтэ хатан эжи, ей поклоняются потомки живших когда-то в местности Шэбэнэй. Улхасаа баабай - младший из сыновей. 

Также местом поклонения гондинцев является Обоо Алтабал Баян Хаан, который находится в пригорке к северу от села. В начале лета во время поклонения Обоо гондинцы имеют традицию сперва помолиться Улхасаа баабай, завершая обряд на Хойто Обоо – Алтабал Баян Хаан. Немаловажную роль в судьбе бурятских сел и проживающих в них людей играют Субарганы и Шодоны – буддийские пирамиды. Тибетские ученые ламы утверждают, что Субарган воспринимает облагораживающие лучи космоса. Идет особая космическая энергия, несущая таинственные знаки. По этому знаку рождаются таланты и гении, излечиваются люди от разных недугов, оказывается положительное воздействие на человека в отдельности и окружающую среду.

В 2002 году буддийская община и Совет старейшин села после некоторых неприятных моментов в жизни села решили построить Субарган «Бадма Сэсэг» в память замечательного земляка Соржо багша – символ таланта, учения, гениальности. За очень короткий срок, благодаря организаторам данного проекта и горячей поддержке односельчан, выходцев из Гонды и верующих, была завершена на благо, процветание сел, людей, внесших посильную лепту в данное мероприятие. Открытие – арамнай Субаргана, который совершил Достопочтимый Еши-Лодой Римпоче Багша, состоялось 29 сентября 2002 года, которое превратилось в большой яркий праздник, какого не знала наша Гонда.

В десяти километрах к северу от села на реке Яндола в местности Ямаата стоит шодон, сооруженный во второй половине XIX века, в честь одного из уважаемых лам Эгитуйского дацана – Хойто багша – Баахайн Шанзаба. Инициатором данного мероприятия был ученик Хойто багши – Дамба лама.

Кроме субарганов в жизни бурятских сел особо оберегаемыми культовыми местами были целебные источники – аршаны. Их в окрестностях нашего села два: hэбуултын аршан, Ута Нуур. Первый из них открыт в конце 40-х годов XX столетия, который как аршан благословил Жигжитов Цыден Сэсэгтуевич – бывший габжа лама Эгитуйского дацана. Ута Нуур благословил как целебный источник Соржо багша.

Много легенд и преданий рассказывают об озере Аршан. Хотелось бы рассказать одну из легенд. Есть у озера еще одно название - Ангирта, данное по названию птицы, обитавшей во множестве у его берегов. Ангир, или в обиходном русском языке турпан - птица с желто-красным оперением, чем-то напоминающая утку. Именно эта птица облюбовала святой источник, дабы заморить, залечить свои грехи, совершенные в прошлой жизни и снять божественное проклятие, наложенное на неё и её детей.

Когда-то в прошлой жизни была птица Ангир хувараком-учеником ламы. И совершил хуварак тяжкий грех. Он украл у своего учителя-ламы. И тогда проклял учитель своего ученика и пожелал страшного: «Будь ты проклят на веки вечные! И если ты так жаден, так поедай от жадности детей своих, оставляя лишь себе подобных!» - воскликнул учитель-лама. С тех пор много времени прошло, много воды утекло, а птица Ангир все никак не может избавиться от проклятия. И каждый раз после рождения детей, пожирает она их, давясь и горько плача. Остаются лишь двое. И холит она их и лелеет, надеясь, что быть может, хотя бы её детей простят небеса.

Вот такая грустная легенда существует об этой птице и её доме на озере Ангирта.

А в междуречье Уды и Эгиты находится резко возвышающаяся над окружающей степью гора Тайлуд, близ с. Можайка – от устарелого бурятского слова тайлга – жертвоприношения духам, покровителям шаманистам. Здесь в далеком прошлом буряты справляли тайлга, а затем, с появлением буддизма, ламы на этой же горе стали устраивать обоо, и гора стала называться Тайлуд-Обоо, а русское село Поперечное, расположенное у подошвы горы, у бурят называется Тайлуд-селен (с. Тайлуд) и по сей день).

источник: Офицальный сайт МО Еравнинский район http://yaruuna.ru/

НАЗАД