Сакральные места

Сакральные места

Сахюусан дуган «Зандинай Дуган»

Сахюусан дуган «Зандинай Дуган» расположен в улусе Зандин Мухоршибирского района Республики Бурятия в 100 км. от столицы Бурятии.

Самое примечательное событие в истории Зандина – это возникновение здесь первого буддийского дацана хори-бурят, достоверность которого подтверждается бурятскими историческими летописями. Уже в 1732 году в улусе работали два деревянных дацана: в самом улусе (нынешнее место Субургана) и в полутора верстах в местности Зандин Хабсагай. В 1750 году их объединили и построили новый дацан на берегу речки Сулхара, а в 1786 году дацан перенесли на приток Тугнуя, речку Галгатай.

Старинный Субурган, который сам себя сохранил во времена разрушений и гонений на религию, устраняет препятствия, открывает дорогу для карьерного роста, придает силу, по словам местных жителей Субурган дарует детей.

В память о первом дацане хори-бурят воздвигнут сахюусан-дуган – обитель Дамжан Чойжол Сахюусан. Единственное божество, которое избрал местом своей обители гору Ундэр, расположенный с восточной стороны дугана.

Дополнительно каждый месяц 29 числа по лунному календарю ламы проводят хурал, посвященный Чойжол Сахюусан.

Сайт: http://дамдиншойжол.рф

Адрес, контакты:

+79148313812 Цыдыпова Бальжима Жигмитдоржиевна

НАЗАД

Субурган Соодой ламы

Расположен в  местности Баруун Хунтэй, возле села Элэсун. Воздвигнут в память о выдающемся йогине и подвижнике Баргузинской долины - Соодой ламе.

Возле субургана ежегодно проводится традиционный молебен-поклонение IX Шэрээтэ Ламе Баргузинского дацана. 

НАЗАД

Бумхан ученого ламы Чойдака Бадмажапова

Бумхан великого бурятского ученого ламы, создателя уникального Толкового словаря тибетского языка Чойдака Бадмажапова ламами дацана «Балдан Брэйбун» и Иволгинского дацана состоялось 5 июля 2014 года

Один из холмов у подножия вершин высокой горной гряды, где находится Баатод Обоо, в местности Обоонэй Убэр Кяхтинского района Республики Бурятия, теперь украсил уникальной красоты буддийский Бумхан, равных которому по архитектуре и исполнению нет нигде во всей этнической Бурятии. Ритуал освящения Рамнай провели ламы дацана «Балдан Брэйбун» (с. Мурочи) и ламы Иволгинского дацана под руководством Ширээтэ ламы Бато Шареева.

Ранним утром на вершине Баатод Обоо местными жителями был проведен ритуал почитания Хозяев местности. В 10.00 ч. начался хурал Рамнай. По его завершении организаторы мероприятия вручили священнослужителям и активистам местной буддийской общины, принявшим участие в проведении праздника, в возведении Бумхана, памятные подарки. Во второй половине дня у реки Кударинка состоялся Сурхарбан – сотни молодых людей состязались в соревнованиях по национальной борьбе, стрельбе из лука, конным скачкам, а также легкоатлетическим видам спорта. Праздник удался на славу!

С вершины холма, где находится Бумхан, открывается все очарование обширной Ара-Алцагатской долины, которую местные жители исстари называют Баин Булаг. Речка Кударинка красивой лентой проистекает по всей долине, и, уходя вдаль, рождает самые одухотворенные эмоции… Бумхан установлен на том холме, который в первые годы жизни видел сам Чойдак Бадмажапов - он расположен практически напротив того места, где стояла юрта его родителей. Думается, что, будучи ребенком, Чойдак с друзьями забирался сюда, на этот холм, как обычно дети любят исследовать местность вокруг своего родного тоонто, и любовался открывающимся прекрасным видом на долину реки и далее, в сторону Сагаан Шулуты и Отсон Хана…

НАЗАД

Гора Ундэр Баабай

Уникальный памятник природы, расположенный в ста километрах южнее Байкала на берегу реки Джида. Представляет собой горный комплекс, состоящий из центральной вершины и трех примыкающих сопок. Название "Ундэр Баабай" в переводе означает "высокий, высокочтимый отец". 

Народ Бурятии очень трогательно относится к своим природным сокровищам. Каждой горе он приписывает хозяина, каждой пещере – хранителя. Ундэр Баабай, например, считается пристанищем духа убиенного когда-то казака. Говорят, вместе с беременной женой убегал он верхом на верблюде от лихих людей. Когда беглецы достигли перевала, у женщины начались схватки. Пришлось им спешиться, чтобы укрыться от преследователей, но их выдал рев верблюда. Казака с женой и родившимся ребенком убили, но его дух остался жить в горе. Долгое время после этого существовало табу на посещение женщинами Ундэр Баабая. Верблюдов тоже запрещалось водить через перевал. Только в конце 40-х годов ХХ века сюда пригласили ламу высокого ранга, который специальными обрядами снял многолетний запрет. 

Местные жители по-прежнему верят в особую силу горы: все молодые люди, отправляющиеся на службу в армию, обязательно берут горстку земли с Ундэр Баабая, считая ее своим оберегом. 

"Снег над Ундэром" 

Где золото осени сплеталось с небесным золотом солнца, а сентябрьские ветра срывали одежды с непокорных берез, там неспешные воды Джиды бились волнами о каменные стопы Ундэра. Таинственные зори сменяли друг друга год от года, чередой проходили века, проливая на морщинистые ладони Ундэра кровопролитные чаши битв… Здесь, на этом перевале лишь лиственницы шепчут о минувшем… Стоит лишь пройти по покрытой россыпями монет вершине, туда, к краю обрыва, где открывается вид на долину реки, неслыханной тишиной наполняется слух. К тебе обращены сотни невидимых взоров, сотни пытливых взглядов пронзают спину…

И вот я иду по нити тропы под лучами закатного солнца, в тишине этого места. Мой взор обращен к высоким сопкам, что чертят окоем линиями сосновых вершин. Я обхожу посолонь это место, кидая одну монету за другой из полной горсти, они звонко падают на золотой осенний ковер и остаются лежать рядом с другими монетами, они уже не принадлежат миру живых. Обрыв над Джидой-рекой скалами нависает, словно нахмуренный дед. Там внизу схоронены провалы невидимых глазу пещер, говорят, именно там прятал свою жену от лихих степняков гордый казак, бежавший с ней через Ундэр. Предательский крик животных выдал пару, и они были убиты, но ведь не знал русский воин, что женщинам нельзя переходить тропами Ундэра. Умерев на коленях Всеотца, казак сам стал духом этого места, и вот уже прежние враги поминали его добрым словом, кидая монеты на перевале. Говорят, он приходит до сих пор в своей старой справе и ухмыляется в усы встречным путникам, и недобро глядит в их лица вороной конь.

Я стою над обрывом, вспоминая эту легенду. Последнюю монету из своей ладони я кидаю вниз, в спокойные воды Джиды, чтобы красавица тоже была рада гостям…

Поздняя осень затянула тучами небо над Ундэром, стынет лес, укрыты серебром инея голые руки берез. Холодно и печально. От золота сентябрьских закатных далей не осталось и следа. Где-то все стучит дятел, ветер что-то шепчет в вершинах, а быть может это не ветер, а духи, воспрянувшие от приближения так любимой ими зимы… Серое небо сыплет белыми перьями снега, словно кто-то наверху ощипывает белых деревенских кур. Холодные снежинки тают на еще теплых стволах черемухи, и стекают горькими слезами в стылую землю. 

Ундэр хмур на пороге зимы. Вдалеке молодой парень лопаткой бережно собирает в расшитый мешочек землю. Говорят, что Всеотец покровительствует тем, кто уходит защищать Родину, и земля перевала хранит их… Кто знает, правда ли это, но закаменские парни удачливы в воинском деле… Я провожаю новобранца взглядом. Удачи!

Снег лежит сугробами. Перевал тих и уныл. Дремлют склоны, дремлют духи места, дремлет земля. К новой весне наполнит это место звенящая тишина, сменит пустоту холодного времени. А пока над перевалом идет колючий и холодный снег, слепящий глаза и морозящий тревожную душу…  

28\II 2016 (с) Мрак

Фото Виктории Николаевой, Вл. Тюменцева

 

НАЗАД

Итигэловский святой источник

В 45 км от Улан-Удэ находится Итигэловский источник в Оронгое.

Представьте себе горы, покрытые лесом, поражающим красочным разноцветьем, а у подножия гор бьют прохладные ключи с живительной водой. При этом каждый источник помогает от определенной болезни.

Так, вода из источника №1 лечит от болезни желчного пузыря (гепатит, пожелтение кожи), источника №2 – кишечные заболевания, №3 – глазные болезни, №4 – легочные болезни и т. д. Располагаются ключи близко друг от друга. Возле каждого источника есть номер и информационная табличка. 

3dkU8lbbPJk

Геннадий Лосев

НАЗАД

Ступа Джарун Хашор

В 1919 г. возле речки Кижинги была завершена постройка и произошло освящение ступы Джарун-Хашор. А в темном 1937 году Великую ступу взорвали и разрушили без остатка вместе со всем Кижингинским дацаном.

26 сентября 1990 г. досточтимый непальский дуглах Римпоче произвел освящение места, где Великая ступа должна была быть восстановлена. Буддисты всем миром, при помощи общественности и материальной поддержке руководства Республики Бурятии отстроили новую 12-метровую ступу. Ее освящение состоялось в октябре 2001 г.

Ступа Джарун-Хашор в Кижингинском дацане – это аналог ступы Бодхнатх неподалеку от Катманду в Непале. По-тибетски ее название значит «ступа, которая исполняет желания».

Сооружение в основании квадратное (квадрат олицетворяет вселенскую мандалу). Над ним находится купол, а еще выше – относительно небольшой уровень, на котором установлен ганжир-шпиль. Субурган имеет 13 ступенек, которые располагаются вокруг него подобно поясу. Это символы 13 ступеней избавления человека от мук на земле, аллегория пути, идя по которому, можно погрузиться в Нирвану, то есть освободиться от грядущих земных перевоплощений. Основание субургана имеет размеры 44 на 44 м, высота его 33 м (вместе с ганжир-шпилем). Центр ступы занимает учительский храм, в котором 64 окошка и портреты. Он также квадратный, его стороны имеют длину 22 м; высота храма 16 м. Справа от южного торжественного входа находится малый дуган бодхисатвы Авалокетишвары, а слева – дуган 21-й Тары. С запада, на красной стороне, расположен дуган Дакинь. На нем изображены всевидящие глаза Будды, всегда готового оказать помощь верующему.

Согласно преданию непальская ступа Бодхнатх была построена одинокой женщиной, жившей еще до Будды. Она не имела детей и поклялась возвести священный культовый монумент, если ей будут дарованы дети. У нее родилось трое сыновей. Женщина в течение всей жизни бесплатно работала на царя. Когда царь все же расплатился с ней, она отдала все деньги на постройку субургана, которому поклонялись бы все живущие. Постройку осуществляли три сына женщины, Черный ворон и Белый слон, а работами руководил Ваджрасаттва (божество, одна из персонификаций Будды, воплощающая принцип неуничтожимости духа). Женщина не успела дожить до окончания постройки и умерла, превратившись в Дакиню (женское божество, олицетворение знаний и чудесных сил). По завершении строительства Ваджрасаттва с другими божествами совершили ритуал жертвоприношения Учителю. Люди сидели за столом совместно с богами, смотрели друг на друга и беседовали. Сам Ваджрасаттва во время жертвоприношения обещал выполнить волю братьев и всех, кто строил ступу, сказав, что «Джарун-Хашор» по-непальски значит «обратной дороги нет». Это был намек на то, что обещанное обязательно будет выполнено.

НАЗАД

Дуган «Хурдэ-Ганжур»

Молитвенные барабаны  содержат   плотно свернутые свитки с мантрами Ченрезига, Будды Безграничного сострадания.

Молитвенный барабан приносит умиротворение и покой в сердца людей,  дарит гармонию окружающему нас миру.

Совершая ритуальный круг (гороо), их принято крутить.  При этом можно загадывать желания.

Вид галереи изображений:
https://sangharussia.ru/sakralnye-mesta?start=12#sigProId44170c65b1

НАЗАД

Местность Эргэ Бургэ

В местности Эргэ-Бургэ в 1730 году по указанию Дамбы Доржа Заяева был заложен первый стационарный дацан на территории этнической Бурятии. Это сакральное место на берегу реки Чикой под песчанной горой Эргэ-Бургэ находится под покровительством божества Манжушри. В 1727 году здесь был подписан Бургинский договор, который определил восточные границы Российской империи. 

С 1730 по 1732 гг. в местности Эргэ Бургэ в войлочных дуганах проводились хуралы - богослужения. 

Близ села Усть-Киран, местности Эргэ-Бургэ, расположен Дворец Будды Манзушри.  

Дамба-Даржа Заяев - высокобразованный лама, получивший звание "Гэбшэ-габжу", в войлочных дуганах объяснял людям учения Будды, давал проповеди. 

НАЗАД

Обоо Улхасаа баабай

Обоо Улхасаа баабай – сакральное, особо почитаемое место для гондинцев. Мы из поколения в поколение свято верим, что наш Улхасаа баабай – надёжная защита от напастей жизни, оберегает наш покой и мир. Это так и есть, так как наша Гонда – Улхасаа очень спокойное, дружелюбное село, где живут в достатке и довольствии. Старожилы села рассказывают: во времена культа шаманизма Улхасаа баабай был местом поклонения язычников – тайлганом. Не безызвестны всей Еравне Соржо багша – Гомбо Эрдэниев, который в начале XX века привёз из Китая в Эгитуйский дацан Зандан Жуу, преобразовал тайлган в Обоо и дал название «Улхасаа Баян Хонгор». Мы предполагаем, что данные преобразования не были простым действом, но не располагая достоверными сведениями, не берёмся глубоко вникать в данное событие. Но есть сведения, что в перевозке камней для Обоо участвовали Доржиева Жибзема Молоровна, дожившая до ста лет (умерла в 1998 году). Жигжитова Дыжит, скончавшаяся в 2004 году а возрасте 96 лет. Возможно долголетие, доброе здоровье этих бабушек напрямую связаны с благим деянием, совершенным в молодости. Не раз приходилось слышать, что хозяевами гор, лесов становятся обыкновенные люди после их смерти в силу каких-то причин. В доиторические времена дети одной семьи стали хозяевами окрестных местностей: Дархита, Баян Хаан, Улхасаа. Единственная дочь – Хэлэрэгтэ хатан эжи, ей поклоняются потомки живших когда-то в местности Шэбэнэй. Улхасаа баабай - младший из сыновей. 

Также местом поклонения гондинцев является Обоо Алтабал Баян Хаан, который находится в пригорке к северу от села. В начале лета во время поклонения Обоо гондинцы имеют традицию сперва помолиться Улхасаа баабай, завершая обряд на Хойто Обоо – Алтабал Баян Хаан. Немаловажную роль в судьбе бурятских сел и проживающих в них людей играют Субарганы и Шодоны – буддийские пирамиды. Тибетские ученые ламы утверждают, что Субарган воспринимает облагораживающие лучи космоса. Идет особая космическая энергия, несущая таинственные знаки. По этому знаку рождаются таланты и гении, излечиваются люди от разных недугов, оказывается положительное воздействие на человека в отдельности и окружающую среду.

В 2002 году буддийская община и Совет старейшин села после некоторых неприятных моментов в жизни села решили построить Субарган «Бадма Сэсэг» в память замечательного земляка Соржо багша – символ таланта, учения, гениальности. За очень короткий срок, благодаря организаторам данного проекта и горячей поддержке односельчан, выходцев из Гонды и верующих, была завершена на благо, процветание сел, людей, внесших посильную лепту в данное мероприятие. Открытие – арамнай Субаргана, который совершил Достопочтимый Еши-Лодой Римпоче Багша, состоялось 29 сентября 2002 года, которое превратилось в большой яркий праздник, какого не знала наша Гонда.

В десяти километрах к северу от села на реке Яндола в местности Ямаата стоит шодон, сооруженный во второй половине XIX века, в честь одного из уважаемых лам Эгитуйского дацана – Хойто багша – Баахайн Шанзаба. Инициатором данного мероприятия был ученик Хойто багши – Дамба лама.

Кроме субарганов в жизни бурятских сел особо оберегаемыми культовыми местами были целебные источники – аршаны. Их в окрестностях нашего села два: hэбуултын аршан, Ута Нуур. Первый из них открыт в конце 40-х годов XX столетия, который как аршан благословил Жигжитов Цыден Сэсэгтуевич – бывший габжа лама Эгитуйского дацана. Ута Нуур благословил как целебный источник Соржо багша.

Много легенд и преданий рассказывают об озере Аршан. Хотелось бы рассказать одну из легенд. Есть у озера еще одно название - Ангирта, данное по названию птицы, обитавшей во множестве у его берегов. Ангир, или в обиходном русском языке турпан - птица с желто-красным оперением, чем-то напоминающая утку. Именно эта птица облюбовала святой источник, дабы заморить, залечить свои грехи, совершенные в прошлой жизни и снять божественное проклятие, наложенное на неё и её детей.

Когда-то в прошлой жизни была птица Ангир хувараком-учеником ламы. И совершил хуварак тяжкий грех. Он украл у своего учителя-ламы. И тогда проклял учитель своего ученика и пожелал страшного: «Будь ты проклят на веки вечные! И если ты так жаден, так поедай от жадности детей своих, оставляя лишь себе подобных!» - воскликнул учитель-лама. С тех пор много времени прошло, много воды утекло, а птица Ангир все никак не может избавиться от проклятия. И каждый раз после рождения детей, пожирает она их, давясь и горько плача. Остаются лишь двое. И холит она их и лелеет, надеясь, что быть может, хотя бы её детей простят небеса.

Вот такая грустная легенда существует об этой птице и её доме на озере Ангирта.

А в междуречье Уды и Эгиты находится резко возвышающаяся над окружающей степью гора Тайлуд, близ с. Можайка – от устарелого бурятского слова тайлга – жертвоприношения духам, покровителям шаманистам. Здесь в далеком прошлом буряты справляли тайлга, а затем, с появлением буддизма, ламы на этой же горе стали устраивать обоо, и гора стала называться Тайлуд-Обоо, а русское село Поперечное, расположенное у подошвы горы, у бурят называется Тайлуд-селен (с. Тайлуд) и по сей день).

источник: Офицальный сайт МО Еравнинский район http://yaruuna.ru/

НАЗАД

Гора Хараты

Гора Хара́ты — ботанический природный памятник. Сакральное место представляется модельным объектом для мониторинга состояния, изучения и разработки мер по сохранению экологической системы — горной травянисто-кустарниковой реликтовой рощи и ее элементов.

Гора Хараты - бывший действующий вулкан, в горных окрестностях и сейчас находят окаменелости вулканического происхождения. Памятник природы предрасположен для проведения учебно-просветительских занятий, полевых школьных практик и экскурсий. 

Происхождение топонима «Хараты» взаимосвязано с бурятской легендой о Чингисхане и его брате Харбаче. По ней, Харбач путешествовал в поисках красавицы. По дороге с богатырем происходили многие приключения, благодаря которым и появились названия у местностей в Забайкалье.

Когда Харбач держал путь на юг, он увидел филина и стал за ним гоняться. Потеряв его из вида, он взобрался на самую высокую в окрестностях сопку, чтобы оглядеться. На вершине Харбач спустился с коня и стал смотреть во все стороны. "Смотреть" по-бурятски будет "харатэй". От этого слова и произошло название горы Хараты, с вершины которой хорошо просматривается вся долина реки Селенги от села Усть-Кяхта до места ее слияния с рекой Джидой.

НАЗАД

Гора Челсана

Священная гора Челсана находится на территории живописного Кижингинского края и по старинным приданиям является дворцом духа местности Буурал Баабая. На расположенном здесь Обоо при помощи священнослужителя в рамках определенного культового сообщества проводятся обряды, на которых  люди  обращаются к хозяину горы в поисках решения проблем в работе, здоровье и семейных делах. Но главной целью всех присутствующих на ритуале является процветание родного края. 

В течение нескольких десятков лет, а может и столетий  обрядами на Обоо руководили только шаманы. Говорят, что духи горы долгое время не хотели иметь дело с ламами, так как считали, что не пришло их время прозрения. Но в 1839 году лама из Монголии - Хорчид гэгэн  добился согласия перехода святыни Буурал баабай в буддизм.

С этой святыней связано много легенд и сказаний. По одной из них, Буурал Баабай спас кижингинского буддийского философа Эрдэни-Хайбзун Галшиева, который около двадцати лет обучался в Тибете и обладал гениальным талантом. Говорят, когда он читал во время хурала, от его необычного голоса дребезжали оконные стекла дацана, а наполненная в чашечках-сугсэ вода переливалась через края. Из-за его голоса не было слышно других всех вместе взятых лам и от него решили избавиться путём лживого обвинения. Существует несколько версий этого обвинения, но фактом остаётся то, что была назначена смертная казнь. Тогда Эрдэни-Хайбзун стал молиться, прося помощи у хранителя горы Челсан и в день его казни в Тибете верхом на коне появился Отог ноёон Буурал баабай, и спас ламу от гибели. Некоторые старожилы района до сих пор верят и утверждают то, что  от копыт коня на крыше дацана оставались следы.

В годы Великой Отечественной войны многие мужчины перед уходом на фронт приходили на гору и просили хозяина этих мест уберечь их от смерти. Вот что рассказывал один из ветеранов, который благодаря Буурал баабайю вернулся домой. В те страшные годы он постоянно обращался к духу горы капая чаем или водкой, и смерть действительно проходила мимо него и его товарищей, которые перед каждым боем просили его помолится.

Ещё один участник Отечественной войны рассказывал, что во время ожесточенного боя он услышал на бурятском языке: «Бод эндэhээ!» в переводе «Встань с этого места!». Он сразу же толкнул лежащего рядом товарища и побежал в другое укрытие. Как только они отбежали на том месте взорвался снаряд. Если бы они остались там же, то они точно бы погибли. А его товарищ после боя сказал, что в этот момент видел рядом с ним старика на коне в бурятском национальном дэгыле.

К этому священному месту нельзя подъезжать на машине, поскольку можно задеть невидимых нашему взору духов горы.
Перед началом обряда необходимо очистить местность от мусора. Запрещено употреблять алкоголь, нельзя брать оставленные на Обоо монетки, передвигать камни, что-нибудь ломать и т.д.
Если отнестись к перечисленным действиям равнодушно тем самым оскорбив духа местности, то могут произойти печальные последствия; человек может сильно заболеть или с ним может произойти несчастный случай, заблудиться или сойти с ума и т.д.
На проводящиеся ритуалы необходимо принести угощения из молочных и сладких продуктов. Во избежание захламления святого места пакеты из-под молока и бутылки уносят с собой.

НАЗАД

5 субурганов местности Алтан

В 3 километрах от села Алтан, за рекой Агуцой, в любую погоду белеют 5 буддийских ступ. Ступы покровителей местности. Две из них расположены у основания - одна новая, другая большая и старая, скорее всего дореволюционная. 

В буддийской традиции считается, что построенная по всем правилам и инициированная специальным ритуалом ступа является генератором духовной энергии, целью которой служит принесение гармонии и мира всем живым существами и приведение в равновесие сил природы.

Таким образом, буддийские ступы предназначаются для растворения всех негативных препятствий в мире, благоприятно способствуют процветанию местности, где построены, и приносят пользу всем, а особенно тем, кто посещает их осознанно. Каждый, кто видит ее, обходит вокруг, совершает подношения, обретает огромные духовные заслуги и освобождается от страданий.

Ещё одна старинная ступа стоит на середине пути до вершины сопки - тоже очень старая.  От неё открывается вид на долину реки 

На вершине сопки находится четвёртая ступа. Подняться на неё непросто.

Пятый субурган, находящийся напротив остальных четырёх - на возвышенности за ручьём, был установлен летом 2018 года   

НАЗАД