В мире буддизма
Суббота, 21 марта 2020 16:08

Корень сансары – вера в «я»

Автор 

Привязанность к «я», вера в него возникает из-за неведения, в то время как никакого настоящего «я» нет. Его не найти в теле, где бы ни искал – от кончиков пальцев до макушки, не найти его и в уме, не найти в пяти совокупностях. Ни здесь, ни где-либо ещё в мире реальное «я» не обнаружить. Однако в наших галлюцинациях, видимостях, «я» существует. «Я» – это лишь наименование, присваиваемое основе, состоящей из совокупностей, когда мы на них сосредоточиваемся, лишь ярлык. Однако никакого реального «я» при этом не появляется; полагать, что это происходит – ошибочно, так как ни один атом его не существует сам по себе. Так что же такое «я»? Не что иное, как простое умственное обозначение. Очень важно понять, что оно представляет из себя на самом деле. Таким оно и должно представать перед нами. Однако уже через секунду, не минуту, уже в следующую секунду, если «я» должно перед вами предстать, перед вами предстаёт «я», просто обозначенное умом. И это – верное восприятие «я». Но начиная с рождения и по сей день «я» никогда не казалось нам таковым, несмотря на то, что такое видение – верное, правильное. В чём же дело?

Каждый раз, когда так называемое «подлинное я», которое якобы существует само по себе, по своей собственной природе, предстаёт перед нами в уме, это не что иное, как создаваемое нами же простое умственное обозначение, и тем не менее, оно видится нам по-другому, не так, как на самом деле, – то есть кажется настоящим и самосущим. Так почему же это происходит? Из-за неведения, которое питает веру в то, что «я» – не просто даваемое умом обозначение, но существует на самом деле. Неведение же, которое в это верит, подлинно. В прошлом неведение оставило негативные отпечатки в потоке нашего ума, и после того, как ум просто даёт обозначение, эти отпечатки создают, проецируют эту галлюцинацию, заставляя нас верить в её реальность. Между тем от реального положения дел эта картина ложного «я» далека. И всё же в следующий миг после того, как ум наложил это обозначение, мы верим в то, что это «я» – не подделка.

Это и есть ложное воззрение, питающее нашу сансару, это – корень нашей сансары, корень всех страданий, всех депрессий. У миллионов и миллионов людей депрессия – откуда она берётся? Из веры в ложные воззрения – всякая депрессия, всякое страдание. Страдание от страданий, страдание перемен, всепроникающее страдание обусловленности – всё отсюда. Почему возникает понос? Из-за этого. Боль головная, зубная, рак – всё из-за этой веры. Почему к нам приходит смерть? Смерть приходит из-за неё. Болезни, старость, когда так тяжело ходить, – из-за неё. Все проблемы – из-за неё. Все страдания от голода, жажды, жары и мороза происходят из-за ложной концепции «я».

Поэтому самое важное в буддизме – это узнать о том, что происходит на самом деле, узнать о «я», своём собственном «я», и что это такое.

Храброе сердце
Лама Сопа Ринпоче

Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии